Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 9 «Рябинка»
Анализ работы музыкального руководителя
Гусевой Натальи Владимировны за 2018-2019 учебный год
Музыкальное образование и воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с программой «От рождения до школы» - основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А, Комаровой Т.С.
Моя работа была направлена на реализацию задач и содержания музыкального образования и воспитания, определялась общими целями всестороннего развития личности и, в частности, художественно-эстетического, такие как:
-приобщение детей к деятельности в области искусства,
-развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения,
-воспитание любви к музыке,
-развитие музыкальных способностей,
-формирование музыкального вкуса и воспитание
-развитие художественно-творческих способностей детей.
В своей работе я руководствуюсь следующими документами музыкального руководителя:
-годовой план по музыкальному развитию
-план саморазвития
- листы здоровья
-перспективное планирование на каждую возрастную группу
-календарное планирование на каждую возрастную группу
-папка по взаимодействию с родителями
-журнал по взаимодействию с воспитателями
-папка с наработанным материалом (досуги, праздники, открытые занятия)
-диагностика музыкальных способностей детей
-дидактический материал (различные картотеки музыкально-дидактических игр, занятий, лэпбуки, атрибуты, костюмы; игрушки, муз. инструментов схематические изображения танцевальных движений, перестроений детей по залу и др.)
-индивидуальная работа с детьми
-индивидуально-коррекционная работа с детьми ОВЗ.
Полученные диагностические данные определили задачи на предстоящий год, систему работы с детьми, ориентированной на развитие важнейших форм жизнедеятельности детей.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия. Наряду с традиционными формами работы я использовала нетрадиционные формы проведения занятий:
-Доминантные занятия
-Творческие занятия
-Комплексные занятия
-Интегрированные занятия
-Занятия познавательного типа
-Сюжетные занятия
-Музыкальные сюжетно - игровые комплексы
-Проектная деятельность
На протяжении года групповые формы я сочетала с индивидуальными формами работы с детьми.
В процессе работы с детьми учитывала следующие принципы:
-систематичность;-постепенность; -последовательность; -повторность.
-комплексное решение основных задач музыкального воспитания:
Моя работа проводилась организованно и последовательно, применялись разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально - дидактических игр, рус. нар. инструментов, видео -и мультимедийные показы и др.
Для повышения качества и эффективности работы по музыкальному воспитанию были составлены и разработаны методические материалы, которые включают: конспекты занятий, праздников и развлечений, коммуникативные танцы-игры, консультации для воспитателей и родителей. Расширить кругозор воспитанников, воспитать у них чувство красоты, приобщить к шедеврам русской и мировой культуры и искусства, научить понимать мир прекрасного призваны были разработанные и составленные циклы интегрированных, музыкально-тематических занятий «Сказка в музыке», « Путешествие в мир балета «Лебединое озеро» П. И.Чайковского»
В результате систематической работы с детьми направленной на реализацию программных требований, к старшей группе дети достаточно чисто интонируют контрастные звуки по высоте, различают громкую и тихую музыку, передают несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнают по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети имеют определенный фундамент музыкального развития, на музыкальных занятиях проявляют активность, творчество, инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Результаты диагностики показали, что у большинства детей сформированы навыки активного восприятия музыки, обогатился их музыкальный опыт, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнали, постигли, освоили закономерности музыкального языка, научились осознавать и воспроизводить музыку, приобщились к знаниям нотной грамоты. Все это расширило кругозор детей, дало возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить их музыкальные способности.
Положительные результаты были достигнуты благодаря правильной организации музыкальных занятий, праздников и развлечений, самостоятельной музыкальной деятельностью детей.
Организация процесса музыкального воспитания предполагает не только решение методических вопросов, но и оснащение его всем необходимым оборудованием.
В соответствии с программой «От рождения до школы», которая реализуется в нашем учреждении дошкольного образования, была спроектирована современная предметно-развивающая среда. Музыкальный зал и групповые комнаты оснащены необходимыми игрушками и муз. инструментами, музыкально-дидактическими пособиями и играми, игрушками-самоделками, техническими средствами обучения (в музыкальном зале – это музыкальный центр, видео- и DVD- проигрыватель, компьютер), всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью.
В каждой групповой комнате для музыкального уголка отведено специальное место. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках, портреты известных детям композиторов.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Сотрудничество с медсестрой, взаимодействие с учителем-логопедом, инструктором по физ. воспитанию, психологом, воспитателями помогло обеспечить безопасность воспитанников и сохранность их здоровья.
Эффективно работала технология организации досуга. Целями и задачами организации досуга с воспитанниками стали создание условий, в которых дети могут максимально проявить свои потенциальные возможности, таланты;
С целью привития любви к народной культуре, знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, с русскими народными костюмами проводились праздники и развлечения, посвященные русскому народному творчеству.
Использовались разнообразные формы досуговой деятельности — игры, конкурсы, викторины, творческие задания, концерты, театрализованные представления, развивающего характера, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Ярким итоговым акцентом музыкальной деятельности стало выступление детей на общем родительском собрании нашего детского сада «Рябинка», детском фестивале «Малышиада», фестивале «Педагогических идей», ярмарке «Истоки», где воспитанники с успехом продемонстрировали свои творческие возможности и таланты.
Максимально использовались и различные формы досуга, общения родителей и детей. Это различные праздники, конкурсы, игры, индивидуальные беседы, публикации в информационных уголка. В течение учебного года я принимала активное участие в жизни детского сада (участие в праздниках и утренниках, организации развивающей предметно-пространственной среды, изготовление методических пособий, атрибутов, участие на РМО и т. д.), а также участвовала в конкурсах разного уровня:
-Районный спортивный фестиваль детских садов «Малышиада» 2019 г. с танцем «Морские приключения» (1 место).
- Областной спортивный фестиваль детских садов «Малышиада» 2019 г. г. Лысково с танцем «Морские приключения» (3 место).
Трансляция опыта на РМО, интернет- сайтах.
№ | Где транслировалось | Тема выступления |
1 2 | Сайт д/с № 9 «Рябинка» Инфоурок , маам Сайт д/с № 9 «Рябинка» Инфоурок , маам | Публикация консультация для педагогов и родителей «Сказки-шумелки» Публикация консультация для педагогов и родителей «Музыкальные инструменты дома» |
3 | Инфоурок | «Календарно-тематическое планирование в младшей группе» |
Эффективность работы по музыкальному воспитанию детей способствовало и мое повышение квалификации путем участия в методических объединениях , семинарах , открытых просмотрах, консультациях, мастер-классах, курсах.
Вывод: Работу по музыкальному воспитанию можно назвать эффективной, т.к. значительная часть детей успешно справилась с решением задач программы «От рождения до школы». В дошкольном возрасте многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции взрослых. В искусстве, особенно музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Слаженная работа всего коллектива, проявленный интерес к музыкальной культуре, понимание самоценности дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки и стали таким эмоциональным примером для воспитанников нашего учреждения образования, помогли гармоничному развитию каждого ребенка в соответствии с его способностями, возможностями, интересами.