АНАЛИЗ РАБОТЫ КРУЖКА
« Основы православной культуры»
во 2 «Б» классе за период сентябрь-май 2018-2019 уч.г.
Руководитель: Варламова С.Н.
Краткая характеристика
Программа духовно-нравственного направления «Основы православной культуры» в школе способствует защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества, поэтому его посещает весь класс – 21 человек.
Нравственное и духовное воспитание: получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, отражающих культурные и духовные традиции народов России); участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыта совместной деятельности; принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.
Цели и задачи курса.
Цель курса – расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания
Задачи:
познакомить младших школьников с основными событиями Евангелия;
познакомить детей с праздником Пасхи и двунадесятыми православными праздниками;
формировать и расширять представления детей о культурно-исторической преемственности, о единстве России, российского народа, о важности сохранения культурного и национального единства;
продолжать воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям;
продолжать обогащать лексический запас школьника новыми словами духовного историко-культурологического словаря;
способствовать творческому развитию ребёнка на основе знаний об отечественной культуре;
воспитывать общую культуру личности школьника
Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества.
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика
Методы и формы работы
На занятиях кружка «Основы православной культуры» использовались следующие методы и формы работы с детьми.
Методы
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Нравственное и духовное воспитание:
получают первоначальные представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, отражающих культурные и духовные традиции народов России); участвуют в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации – овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучаются дружной игре, взаимной поддержке, участвуют в коллективных играх, приобретают опыта совместной деятельности; принимают посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.
Формы занятий:
игры-викторины;
тематические выставки;
тематическое рисование;
праздники;
заочные путешествия;
экскурсии;
просмотр православных фильмов, Библейских сюжетов и мультфильмов по темам занятий;
учебные занятия;
беседы;
чтение Библейских сюжетов и их обсуждение;
практические занятия;
дискуссии.
Дидактический материал:
Техническое оснащение:
компьютер;
мобильный класс.
Формы проведения физкультминуток и рефлексии
В течение занятия меняются формы деятельности, обязательно проводятся минутки отдыха. Завершается занятие использованием различных видов рефлексии: «Мишень настроения», «Подари улыбку», «Цвет моего настроения»
Анализ работы.
На протяжении всего учебного года учащиеся 2 «Б» класса продолжали знакомиться с основами православной культуры. Они познакомились со многими с рождением, жизнью и смертью Иисуса Христа, с жизнью и проявлением веры в Бога некоторых известных святыми. На примере сюжетов содержания курса обучающиеся воспитывали в себе такие человеческие качества как честность, щедрость, совесть, доброту, отзывчивость, чуткость. В наш циничный век и век конкуренции нельзя забывать человеческие качества, на которых держится семья, мир. Особое место уделено любви – любви к себе (частице Бога), к родным, к окружающему миру, проявлению веры в Бога.
Особое место уделялось православным праздникам, многие из которых учащиеся знали уже благодаря семейным традициям.
Данный курс позволял выразить детям свое отношение к восприятию информации на занятиях, опираясь на свой определенный жизненный опыт, на опыт предков, на семейные традиции.
Занятия проходили в дружеской спокойной обстановке, с элементами интегрированного урока (ИЗО). Ребята в конце урока с помощью цветных карандашей передавали настроение картинки по изучаемой теме и свое отношение к происходящему. Чаще всего работы были ярких солнечных цветов, что характеризовало душевное спокойствие детей и гармонию.
Делая вывод о проделанной работе, можно сказать, что детям нравилось посещать этот кружок, так как на нем говорилось о человеческих качествах, без которых человек не сможет иметь друзей, счастливую семью, хорошую работу. Часто темы кружка перекликались с тематикой классных часов, что помогало усилить ощущение значимости внутреннего мира человека над материальными ценностями.
Конечно, проводя данный кружок, нужно учитывать вероисповедание семей учащихся. Ни в коем случае нельзя насильно навязывать православие, к нему нужно самостоятельно прийти душой и пониманием. Главное, показать детям, что какой бы не была религия (православие, мусульманство и т.д.), их всех объединяет человечность и любовь.
Результативность конкурсных мероприятий
2018-2019 уч. год. Кружок «ОПК». Рук. кружка.: Варламова С.Н.
Кружок | школьный | муниципальный | региональный | Всероссийский/ международный |
«ОПК» | | 1.Конкурс детского рисунка «Вслед за рождественской звездой» III место – Герейханова Милана. Сертификаты: Перепелицына Елизавета, Горьковая Варвара, Кирпа Ангелина, Казаченко Рубина, Рябова Екатерина, Федоренко Дарья. | | |
Выводы.
Делая вывод о проделанной работе, можно сказать, что содержание курса «ОПК» и все задания на занятиях кружка сводились к следующему:
-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию; - укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; - формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Детям нравилось посещать этот кружок, так как на нем говорилось о человеческих качествах, без которых человек не сможет иметь друзей, счастливую семью, хорошую работу. Часто темы кружка перекликались с тематикой классных часов, что помогало усилить ощущение значимости внутреннего мира человека над материальными ценностями.
Конечно, проводя данный кружок, нужно учитывать вероисповедание семей учащихся. Ни в коем случае нельзя насильно навязывать православие, к нему нужно самостоятельно прийти душой и пониманием. Главное, показать детям, что какой бы не была религия (православие, мусульманство и т.д.), их всех объединяет человечность и любовь.
4