СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы МБОУ ВСОШ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, наша школа демонстрирует низкие показатели. Но стоит отметить педагогическое мастерство учителей вечерних школ, ежедневно работающих с трудными учениками и добивающихся успехов в их обучении и воспитании. 

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы МБОУ ВСОШ»

Вечерняя школа - это «темная лошадка» системы образования. Студенты педагогических вузов знают о ней только «понаслышке», представления коллег из общеобразовательных школ зачастую насыщены «педагогической мифологией». Сегодня вечерняя школа - по определению «плохая школа», так как ее контингент изначально формируется благодаря негативной селекции. Шлейф «дурной» репутации тянется и за образовательным учреждением, и за учениками, и за учителями. Но оправдано ли это негативное отношение?

С момента своего возникновения школы рабочей и крестьянской молодежи начали играть важную роль в ликвидации безграмотности, повышении образовательного уровня, политическом просвещении, воспитании граждан. Менялась социально-экономическая жизнь страны, совершенствовались организационные модели вечерних школ (центры образования взрослых, центры образования молодежи, центры непрерывного образования), менялись их названия (школа рабочей молодежи, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, открытая (сменная) общеобразовательная школа), вечерняя школа оставалась доступной, а образование в ней бесплатным, что ясно свидетельствовало о ее важной функции в образовательной политике государства.

С 80-х годов XX века вечерняя школа начинает осваивать функцию адаптации и обучения несовершеннолетних, прервавших обучения в общеобразовательных школах не по объективным социально-экономическим обстоятельствам, а по причине трудновоспитуемости и слабой успеваемости. Учениками вечерок все чаще становились дети, допускающие пропуски учебных занятий, с низкой учебной мотивацией, пробелами в знаниях, учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания.

С 90-х годов XX века начинает стремительно меняться контингент учащихся. Увеличивается доля несовершеннолетних, уменьшается количество работающих совершеннолетних (получение среднего образования все реже коррелирует с ростом заработной платы).

Вечерняя школа сегодня обучает:

- несовершеннолетних, корректирует их поведение;

- совершеннолетних учащихся, предоставляет возможность получить образование в удобной форме.

Большая неоднородность ученического коллектива обуславливает главную специфику современных вечерних (сменных) общеобразовательных школ (далее - В(С) ОШ): контингент обучающихся разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивации обучения.

Условно ученический коллектив возможно классифицировать:

Несовершеннолетние:

1. дети из семей, нуждающихся в экономической и психолого-педагогической помощи и поддержке;

2. дети с «ослабленным» контролем со стороны родителей (законных представителей);

3. дети из семей с асоциальной направленностью;

4. дети со спецификой в развитии, не имеющие значимо выраженных клинико-патологических характеристик;

5. дети с проявляющие социальную и психолого-педагогической дезадаптацию;

6. педагогически запущенные дети;

7. дети избыточно-комфортного типа;

8. несовершеннолетние, осознано перешедшие в В(С)ОШ для совмещения учебы с трудовой деятельностью (заочная форма обучения).

Следует обратить внимание, что значительная часть несовершеннолетних учащихся имеет сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Требуют особого внимания такие проявления, как:

- различной степени выраженности эмоциональные расстройства, неврастенические реакции, неврозоподобные состояния;

- наличие страхов, тревожности;

- нарушенная самооценка, нарушение доверия к окружающим людям;

- социально отягощенная возрастная или биологическая специфика развития;

- низкие коммуникативные навыки;

- импульсивность, стремление привлечь внимание.

В сравнении с общеобразовательными школами, значительно больший процент несовершеннолетних учащихся имеет соматические заболевания, часто хронического характера. Эмоциональная возбудимость учащихся вызывает привычку к искусственному возбуждению, многие имеют опыт употребления алкоголя и психоактивных веществ, курят. Педагогический коллектив сталкивается с такими проблемами как искаженность мотивов поведения, ценностных ориентаций, пробелы в знаниях, несформированность учебных действий. Несовершеннолетние учащиеся нуждаются в помощи социального педагога, педагога-психолога.

Характерные психологические особенности и социальные характеристики свойственные несовершеннолетним учащимся несомненно создавали сложности в их ходе обучения в общеобразовательной школе.

Такие дети допускают пропуски учебных занятий без уважительной причины, плохо усваивают учебный материал. Конфликты с педагогами и одноклассниками, становятся самыми заметными признаками дезадаптации. Показательно, что учащиеся МБОУ ВСОШ самой частой причиной перевода считают «конфликт с учителем», «конфликт с классом».

В современной системе образования, ориентированной на результат (и прежде всего на результаты итоговой аттестации), общеобразовательные учреждения охотно пользуются возможностью перевода в вечернюю школу обучающихся с низкими показателями для улучшения результата ОУ.

Закрепленная в «Типовом положении о вечерних (сменных) образовательных учреждениях» (и сохраняющая свою актуальность) возможность принимать учеников в течение всего учебного года в зависимости от представленных документов способствует оттоку учеников из дневных школ в вечерние в середине учебного года, в том числе из выпускных классов. Следует отметить, что наша школа готова обучать «слабоуспевающих» учащихся, и такой экстренный перевод может оказаться правильным решением в деле исправления сложившейся ситуации. Негативная тенденция «отсева» неуспевающих из общеобразовательной школы сегодня профилактируется вдумчивой работой членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выносящих решение о переводе несовершеннолетнего в вечернюю школу.

Разнороден по составу и контингент совершеннолетних учащихся. Данную категорию, возможно, разделить на три группы, отличающихся уровнем учебной мотивации и подготовленностью к продолжению обучения:

- учащиеся, ставшие совершеннолетними и продолжающие обучение без перерыва;

- учащиеся, имеющие незначительный перерыв в обучении;

- учащиеся, имеющие значительный перерыв в обучении.

Несовершеннолетние, переведенные из общеобразовательных учреждений, вследствие длительной дезадаптации и конфликта, имеющие проблемы с успеваемостью не мотивированы на продолжение обучения, систематически пропускают уроки, имеют низкий познавательный интерес.

Учащиеся, не достигшие 18 лет и переведенные в вечернюю школу, продолжают обучение не только в силу внешней мотивации (в силу долга, обязанности, давления других людей), но и в силу внутренних, зачастую позиционных мотивов. Лишь немногие забирают документы и бросают обучение по достижению совершеннолетия. По мере взросления, накопления социального опыта, с появлением долгосрочного целепологания доминирующей становится оценочная и социальная мотивация обучения.

Разнородный ученический коллектив, переводы учащихся в вечернюю школу и возобновление обучения совершеннолетними лицами (после перерыва в обучении) в течение учебного года, мешают правильно оценить результаты деятельности педагогических коллективов вечерних школ. В состав класса на момент аттестации могут входить:

1. учащиеся, обучавшиеся весь учебный год и ранее;

2. обучающиеся, перешедшие из других общеобразовательных учреждений в течение учебного года;

3. ученики с перерывом в обучении, приступившие к занятиям в течение учебного года.

По результатам аттестации такого классного коллектива нельзя сделать объективные выводы об учительском коллективе школы, уровне его профессионализма, компетентности, взаимоотношений учителей и учеников и т.д.

Однако итоги государственной аттестации являются важными показателями деятельности образовательных организаций, и вечерние школы в этом рейтинге занимают нижние строчки.

Несмотря на столь низкие показатели, необходимо отметить педагогическое мастерство учителей вечерних школ, ежедневно работающих с трудными учениками и добивающихся успехов в их обучении и воспитании (к сожалению, эти результаты нивелируются на фоне общеобразовательных организаций).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!