АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 5-11 КЛАССОВ
ГБОУ СОШ №13 ИМ. А.И.ПОКРЫШКИНА
ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Работа МО классных руководителей в текущем учебном году проводилась согласно плану, утверждённому приказом директора школы 11.09.2019г. №344, составленному в соответствии с темой работы МО классных руководителей школы:« Роль школы развитых возможностей (адаптивной) в широком спектре развития потенциала и формирование социальной адаптивности обучающегося »
и Положением о МО классных руководителей школы.
Всего в школе работают 13 классных руководителей 5-11 классов. Организована работа в трёх творческих группах по изучению и внедрению технологий личностно-ориентированной школы.
В течение учебного года проводили мероприятия, направленные на достижение целей воспитательной работы:
Методическое обеспечение воспитательного процесса, исследование его эффективности, повышение профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС.
2.Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.В течение года проведено 5 заседаний МО классных руководителей.
Первое заседание МО проведено 30 августа 2019г.
Тема: Организация системы деятельности классного руководителя в 2019-2020 учебном году
Цель: Обеспечить нормативно -методическое сопровождение воспитательного процесса. Рассмотреть аспекты организации воспитательной работы классных руководителей на современном этапе. Обсудить план работы на 2019-2020 учебный год.
Форма проведения: инструктивно-методический семинар
Вопросы для обсуждения:
1. Изучение инструктивно-методических писем Министерства образования РФ: «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя»
2.Общие требования к ведению документации классного руководителя.
3.Функциональные обязанности классного руководителя.
4.Утверждение плана работы МО классных руководителей на 2019-2020 учебный год.
5. Утверждение тем по самообразованию классных руководителей.
6.Организация работы по ТБ и в школе и в классе.
7. Социальный паспорт класса.
Председатель МО Поповская Н.И. сделала анализ работы МО за 2018-2019 учебный год. Ознакомила с темой, целью, задачами работы классных руководителей в 2019-2020 учебном году, Должностной инструкцией и Рейтингом классного руководителя. Предложила план работы МО на 2019-2020 учебный год.
Заместитель директора по ВР Бектурганова Е.А. показала методические рекомендации «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019-2020 учебном году», предложила рекомендации по планированию воспитательной работы на новый учебный год, по работе классного и общешкольного самоуправления, график проведения школьных вечеров к праздничным датам, положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся, ознакомила с Нормативно-правовой базой классного руководителя, положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся.
Шумейко М.Я. дала рекомендации по организации работы по ТБ в школе и в классе.
Психолог и социальный работник школы Леванова Т.В. рассказала о заполнении социального паспорта на класс и на каждого ученика класса, показала охват кружковой работой обучающихся в школе и классах.
Второе заседание МО проведено 12 ноября 2019 г.
Тема: Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями.
Цель: овладение классными руководителями новыми методами и приемами воспитания
Форма проведения: круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1.Методика урегулирования межличностных отношений учащихся.
2. Работа классного руководителя с трудными семьями.
3.Приемы и методы диагностики учащихся и их семей.
4. Изучение новых подходов к проведению родительских собраний.
5. Инновационные методы воспитательной работы
Творческая группа под руководством Зеленской Л.В. предложила теоретические и методические вопросы для обсуждения.
Якименко Л.В. ознакомила с особенностями урегулирования межличностных отношений обучающихся.
Чуприн М.В. поделился опытом работы классного руководителя с трудными семьями.
Зеленская Л.В. показала новые подходы к проведению родительских собраний.
Самуйлова А.М. раскрыла особенности инновационных методов воспитательной работы.
Поповская Н.И., председатель МО классных руководителей, сделала выводы о нетрадиционных формах сотрудничества классных руководителей с обучающимися и их родителями.
Третье заседание МО проведено 22.01.2020 г.
Тема: Педагогика поддержки ребёнка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся. Совершенствование воспитательно-профилактической работы.
Цель: формировать у классных руководителей установку на необходимость педагогической поддержки в работе с детьми девиантного поведения;
Форма проведения: психолого-педагогический семинар
Вопросы для обсуждения:
1.Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися на различных видах учёта.
2.Методы комплексной диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям
3.Работа классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в семье.
Юрышева Н.В. ознакомила с нормативно-правовыми документами, используемыми при работе с обучающимися, показала необходимость сотрудничества с педагогом-психологом, рассказала о порядке постановки детей на внутришкольный учет при необходимости.
Нарижная Н.В. показала методы комплексной диагностики особенностей семейной атмосферы, привела примеры личного педагогического опыта работы со своим классом в течение четырех лет, дала рекомендации по использованию источников работы с родителями.
Кленикова А.А. познакомила с особенностями изучения семей, с трудностями в работе с неблагоприятными семьями: образовательная, психологическая, социально-бытовая, проблемы исследования и помощь.
Четвертое заседание МО проведено 24 .03.2020г.
Тема: Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания.
Цель: развитие у учащихся стойкой гражданской позиции, воспитание чувств патриотизма, любви к своей Родине, своему краю; совершенствование форм и способов формирования развития у учащихся гражданского сознания, патриотизма - как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, высокой ответственности и дисциплинированности
Форма проведения: круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1. Патриотическое воспитание – великое дело: им решается участь человека;
2. Резервы современного патриотического сознания;
3. Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции учащихся
4. Патриотическое воспитание в рамках ОУ;
5. Урок мужества (серия открытых классных часов по патриотическому воспитанию).
Борисенко Е.П. показала роль патриотического воспитания в жизни человека.
Шумейко М.Я представила резервы современного патриотического сознания.
Сулейманова А.М. показала системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся.
Малеева С.С. показала роль патриотического воспитания в рамках ОУ.
Все классные руководители представили классные часы и уроки мужества по патриотическому воспитанию.
Пятое заседание МО проведено 20.05.2020 г. в дистанционном формате.
Тема: Подведение итогов работы МО за 2019-2020 учебный год.
Цель: обмен опытом, анализ воспитательной работы за год, выработка эффективных направлений работы на следующий год.
Форма проведения: виртуальный круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ воспитательной работы за год.
2. Подведение итогов работы МО за 2019-2020 учебный год. Определение задач и планирование работы на следующий учебный год.
4.Организация продолжения реализации программ внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ до 30 июня 2020г. (согласно письма Минпросвещения РФ №ВБ-976/04 от 07.05.2020 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий», письма Департамента образования и науки города Севастополя №1615/01-06-11-1-10/02/20 от 15.05.2020г.)
5. Организация летнего отдыха и оздоровления обучающихся в лагерях Крыма и Севастополя.
Председатель МО Поповская Н.И. предоставила анализ работы МО за 2019-2020 учебный год, предложила перспективы работы МО на следующий учебный год.
Заместитель директора Бектурганова Е.А. подвела итоги работы классных коллективов за истекший период, диагностику воспитанности классного коллектива. Показала результаты изучения уровня социализированности школьников.
Психолог школы Леванова Т.В. привела результаты диагностических исследований в классных коллективах. Познакомила классных руководителей с уровнем удовлетворенности школьной жизнью.
В практической части классные руководители сделали творческий отчет и анализ воспитательной работы в классных коллективах школы.
Каждая творческая группа проводила отчет о проделанной работе на заседаниях методического объединения.
Председатель МО Поповская Н.И. оказывала методическую помощь творческим группам при подготовке к проведению заседаний.
В течение года классные руководители обменялись опытом работы по применению технологий личностно-ориентированнаой адаптивной школы, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации учащихся в обществе,показав личное творчество в организации и проведении коллективных творческих дел.
Классные руководители сотрудничали с психологом и социальным работником Левановой Т.В., которая предлагала методы комплексной экспресс – диагностики учащихся для работы классных руководителей, обучала основам заполнения социального паспорта класса по новой форме. Показала классным руководителям, как используются ролевые игры в воспитательном процессе.
В своей работе классные руководители использовали ИКТ,различные формы и методы работы: классные часы, диспуты, классные собрания, беседы, дискуссии, устные журналы, музыкальные гостиные, викторины, тренинги, игры, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, встречи с интересными людьми, ветеранами и участниками ВОВ, военнослужащими Качинского гарнизона, мозговой штурм, работу в микрогруппах, правовые лектории, часы доверия, экскурсии, лекции социальной службы города, беседы психолога школы, медсестры, школьного библиотекаря, родительские собрания, заседания родительских комитетов классов и школы, работу с дневниками учащихся и другие.
На заседаниях МО обсуждались вопросы планирования воспитательной работы, ведения документации классного руководителя, изучались основные нормативные документы и методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по организации деятельности классного руководителя.
Заместитель директора Бектурганова Е.А. систематически знакомила классных руководителей с текущими нормативными документами для использования их в работе классных руководителей.
Все классные руководители ознакомились с формами и методами работы по теме МО классных руководителей школы.
Систематически осуществлялся контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся, корректировка внешнего вида обучающихся школы.
Информация своевременно сообщалась родителям через дневники учащихся, индивидуальные беседы, мобильную связь.
Особое внимание уделялось работе с «трудными» учащимися.
Ребята, вызывающие особую тревогу и внимание классных руководителей приглашались на Совет по профилактике правонарушений.
Регулярно проводились беседы и инструктажи с обучающимися по предупреждению травматизма и несчастных случаев, о здоровом образе жизни.
В течение года все классные руководители прослеживали уровень воспитанности детей и вели работу с детьми, требующими особого внимания.
Все классные руководители организовали и координировали работу своих классов в системе классного и школьного самоуправления в проведении КТД, участвовали в акциях милосердия, трудовых десантах, сборе макулатуры и др.
Каждый классный руководитель в течение года повышал своё профессиональное мастерство, работая над индивидуальной темой самообразования.
№ п/п | Ф.И.О. классного руководителя | Тема самообразования |
1 | Борисенко Е.П. | Воспитание и развитие моральных качеств, крепких убеждений и потребности вести себя согласно принятым в обществе нормам. |
2 | Станкевич И.Л. | Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей школьника. |
3 | Шумейко М.Я. | Нравственное воспитание - основа духовного развития личности ребенка. |
4 | Зеленская Л.В. | Вовлечение учащихся школы в активную жизнь в социуме и общественных организаций. |
5 | Абдуллаева З.Р. | Личностно- ориентированный подход к воспитанию учащихся. |
6 | Нарижная Н.В. | Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями. |
7 | Чуприн М.В. | Формирование основ эстетической культуры, эстетического восприятия и эмоционального отношения к прекрасному. |
8 | Самуйлова А.М. | Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей школьников. |
9 | Кленикова А.А. | Дифференцированный подход к личности ребенка-залог успехов классного руководителя при организации КТД с учащимися. |
10 | Малеева С.А. | Развитие доброжелательности и укрепление внутригрупповых связей в классном коллективе. |
11 | Якименко Л.Н. | Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным. |
12 | Юрышева Н.В. | Воспитание дружеских отношений детей и учителей. |
13 | Сулейманова Е.Р. | Развитие творческого сотрудничества учителя и учащегося. |
Классные руководители Самуйлова А.М., Станкевич И.Л., Борисенко Е.П., Якименко Л.Н., Шумейко М.Я., Кленникова А.А.Сулейманова Е.Р., Юрышева Н.В.ориентировали свою деятельность на формирование коллектива, личности в коллективе. Именно в средней школе ребенок формируется как личность, происходит адаптация в социуме, развиваются взаимоотношения в коллективе. В этом аспекте воспитательной деятельности важное значениеимеет педагогическая культура и культура семейных отношений. Используя разнообразные методы и формы, классные руководители проводили внеклассные мероприятия, классные часы.
Ребята 8-А класса (классный руководитель Самуйлова А.М.) заняли 2 место в региональном этапе конкурса «Самый классный севастопольский класс» в работе детской общественной организации Российского движения школьников.
Большая работа проведена классными руководителями при подготовке празднования 75-летия Победы. В течение года обучающиеся активно участвовали в региональном фестивале – конкурсе «Верность отцам – верность Отчизне», конкурсах рисунков, чтецов, видеороликов и т.д. Были проведены классные часы, посвящённые Великой Победе и шествие Бессмертного полка в дистанционном режиме.
Классные руководители в своей деятельности одним из главных направлений в воспитательной работе определили формирование ЗОЖ. Педагоги проводили работу, используя различные формы и методы: игры, лекции, устные журналы, брейн-ринги, конкурсы, викторины («Медленная смерть от наркотиков», «Опасная болезнь – алкоголь», «Мое здоровье в моих руках», «О курении, алкоголе, СПИДе», «Как здорово быть здоровым», «Я против вредных привычек» и т.д.)
По профилактике СПИДа прошла декада «Мы против СПИДа», в рамках которой были проведены различные мероприятия: классные часы, информационные часы, анкетирование, конкурсы рисунков, плакатов. В течение года проводились Дни здоровья, спортивные мероприятия.
Важными направлениями в развитии, формировании личности были эстетическое, духовное, нравственное, гражданско-патриотическое воспитание.
На территории школьного двора в 2018-2019 учебном году посажены деревья - «Аллея Героев», в течение года ребята ухаживали за деревьями.
Учащиеся школы, учителя и классные руководители участвовали в митинге у бюста Амет-Ха́н Султа́ну на Алее Героев Качи.
Классные руководители проводили классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на воспитание семейных ценностей: «С праздником, дорогие бабушки и дедушки», «Мы граждане России», «День толерантности», мероприятие, посвященное ко Дню Матери и другие.
В повседневной деятельности с коллективом, с отдельными учащимися преподаватели стремятся воспитывать у них культуру поведения, речи, формировать чувство прекрасного, образного мышления. Этому способствуют экскурсии, посещения музеев.
Важным аспектом в воспитании личности является подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Педагоги вводят детей в мир профессий («Все профессии нужны», «Профессия, которую мы выбираем» и др.)
Все классные часы проводились с использованием современных технологий, составлялись различные презентации.
Следует отметить высокий уровень подготовки и осуществления воспитательной работы классных руководителей Самуйловой А.М., Борисенко Е.П., Станкевич И.Л., Зеленской Л.В., Якименко Л.Н.
Классные руководители ведут серьёзную кропотливую работу по всем направлениям деятельности, индивидуально работают с детьми, требующими особого педагогического внимания, которые практически все вовлечены во внеклассную деятельность. Кроме этого, педагоги проводили целенаправленную систематическую работу с родителями учащихся, родительским комитетом.
Важнейшим условием эффективности использования педагогического потенциала семьи в воспитании детей является педагогически целесообразная организация работы по изучению семьи школьника.
МО классных руководителей рекомендовало педагогам учесть положительный опыт проведения внеклассных мероприятий.
Задачи МО классных руководителей на2020-2021учебный год.
Создать условия для непрерывного повышения профессиональной компетенции классных руководителей.
Содействовать активному внедрению интерактивных форм работы с обучающимися и их родителями.
Стимулировать инициативу и творчество классных руководителей, активизировать их деятельность в исследовательской, поисковой работе по воспитанию детей.
Изучать и анализировать состояние воспитательной работы в классах, выявлять и предупреждать недостатки в работе классных руководителей.
Внедрять достижения классных руководителей в работу педагогического коллектива.