Анализ работы методического объединения социально-гуманитарного цикла за 2019-2020 учебный год.
В 2019-2020 учебном году в состав МО входило 6 учителей: Росолова Людмила Михайловна - учитель русского языка и литературы; Андина Е.В., учитель истории и английского языка; Гапоненко Л.Я. – учитель немецкого языка, Артемьева М.В., учитель, работающий по адаптированным программам, Вохмина Е.Н., учитель литературы, Франковский Д. П., учитель истории и обществознания.
В 2019-2020 учебном году методическое объединение работало над темой: «Учебная мотивация современного школьника и педагога как необходимое условие эффективного обучения при реализации ФГОС в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла».
Работа МО проводилась в соответствии с этой темой и поставленными
задачами:
- изучить опыт педагогов-новаторов по теме МО;
- разработать систему повышения учебной мотивации современного школьника и педагога как необходимого условия повышения качества образования предметам социально-гуманитарного цикла
- проанализировать систему оценивания результатов по развитию основ читательской грамотности и навыков работы с информацией;
- организовать обмен опыта работы среди членов МО;
- изучить федеральный государственный стандарт старшей школы: сущность, принципы, особенности, планируемые результаты».
За 2019 - 2020 учебный год было проведено 7 методических заседаний по плану, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с методической работой и с работой учащихся. Запланированные мероприятия с учащимися на апрель и май не были выполнены в связи с переходом на дистанционное обучение.
Содержание деятельности | Цель | Работа между заседаниями | Срок | Ответственные за проведение |
Заседание № 1 1. Утверждение плана работы на новый учебный год | Выработка перспективы методической работы на 2019-2020 уч. год | Разработка сценария запланированных мероприятий | Август-сентябрь | Руководитель МО |
2. Обсуждение и утверждение рабочих программ, элективных предметных курсов, факультативов, программ внеурочной деятельности | Анализ и корректировка программ | | | |
3. Разработка критериев оценивания письменного и устного ответов учащихся на уроках предметов социально-гуманитарного цикла | Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов | Анкетирование | | Руководитель ШМО |
Заседание № 2 1. Теоретический семинар «ФГОС старшей школы: сущность, принципы, особенности, планируемые результаты» | Повышение уровня теоретической подготовки педагогов | Определение тематики и форм проведения открытых уроков, разработка сценария открытых уроков. | Октябрь | Руководитель МО, учителя-предметники |
2. Анализ ОГЭ в 9 и ЕГЭ в 11 классах | Рефлексия, выявление проблем, связанных с итоговой аттестацией учащихся | Изучение материалов демоверсий | | Руководитель МО, учителя-предметники |
3. Анализ входных и стартовых контрольных работ | Рефлексия, выявление проблем в усвоении учащимися программного материала | Составление аналитической справки | | Руководитель МО |
4. Работа с одаренными детьми. Подготовка к школьному и муниципальному этапу Всероссийской предметной олимпиады. Рассмотрение пакета олимпиадных заданий, разработанного членами районных МО | | | | |
Заседание № 3 1. Теоретический семинар «Оценивание результатов читательской грамотности» Анализ КДР в 6 классе по читательской грамотности | Активизация творческой и познавательной деятельности педагогов. Изучение опыта учителей, повышение профессиональной компетентности педагогов | | ноябрь | Руководитель МО, учителя-предметники |
2. Подготовка и проведение конкурса сочинений и стихотворений о маме, о семье | | | | Классные руководители, учителя-предметники |
3. Теоретический семинар: «Учебная мотивация, ее виды факторы влияния», «Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика» | | | | Руководитель МО, учителя-предметники |
Заседание № 4 1. Обсуждение результатов муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников | Рефлексия, выявление проблем в подготовке одаренных учащихся к олимпиадам | Подготовка учащихся к школьной и районной НПК | декабрь | Руководитель МО, учителя-предметники |
2. Анализ прохождения программ, анализ контрольных работ за первое полугодие | Рефлексия, выявление проблем в усвоении учащимися программного материала | | | Руководитель МО |
3. Подготовка и проведение школьного конкурса чтения прозы «Живая классика» | | | | Классные руководители, учителя-предметники |
4. Разработка и проведение открытых уроков | | | | Учителя-предметники |
Заседание № 5 1. Разработка и утверждение плана предметной недели - Неделя Лингвистики | Активизация творческой и познавательной деятельности педагогов и учащихся | Проведение Недели Лингвистики, отчет | Февраль | Руководитель МО, учителя-предметники |
2. Подготовка к районному конкурсу «Живая классика» | | Взаимопосещение уроков, взаимопроверка тетрадей, подготовка учащихся к школьной и районной НПК | | Классные руководители, учителя-предметники |
Заседание № 6 1. Обсуждение результатов школьного и муниципального тура НПК | Рефлексия, выявление проблем в работе с одаренными детьми | Разработка пакета контрольных работ к промежуточной аттестации учащихся | Апрель | Руководитель МО, учителя-предметники |
2. Рассмотрение и утверждение графика промежуточной аттестации учащихся, содержания контрольных работ | Разработка плана промежуточной аттестации учащихся | Тиражирование пакета контрольно-измерительных материалов, проведение итоговых контрольных работ, их анализ | | Руководитель МО, учителя-предметники |
3. Анализ пробных экзаменов 9, 11 класс | Рефлексия, выявление проблем в подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ | Проведение консультаций с учащимися | | Учителя-предметники |
Заседание № 7 1. Подготовка и проведение школьного конкурса чтецов стихов и сочинений собственного сочинения по теме: «Великая Отечественная война» | | | | |
2. Анализ работы ШМО за год; составление плана работы | Подведение итогов работы ШМО за год и выработка стратегии дальнейшей деятельности | Проведение консультаций с учащимися | Май | Руководитель МО, учителя-предметники |
2. Анализ промежуточной аттестации | Рефлексия, выявление проблем в усвоении учащимися программного материала | | | |
Для реализации темы работы МО и цели, поставленной перед МО, в тематику заседаний были включены вопросы: " Формирование предметных и метапредметных УУД на уроках социально-гуманитарного цикла", "Об организации исследовательской и проектной деятельности на уроках социально-гуманитарного цикла и во внеурочное время.", " ФГОС старшей школы. Формы и методы работы», «Об участии школьников в написании и защите научных проектов в школьной и районной научно-практической конференции», "О ходе подготовки к итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов", «О ходе подготовки к ВПР по предметам социально-гуманитарного цикла»
Данные вопросы детально обсуждались учителями. В течение года также велась работа по освоению новых образовательных стандартов по предметам.
Содержанием деятельности МО являлось содействие созданию благоприятных условий для непрерывного образования участников объединения, повышению их профессионального мастерства, обогащение и развитие творческого потенциала каждого педагога. В 2019-2020 учебном году по предметам социально-гуманитарного цикла были разработаны и преподавались элективные курсы в 10 и в 11 классах, которые способствовали повышению интереса к предметам цикла, мотивации к изучению предметов, повышению качества обучения в некоторых случаях, подготовке к успешной сдаче ЕГЭ.
В средней школе разработаны программы предпрофильной подготовки 8-9 классы по предметам социально-гуманитарного цикла, цель проведения которых не только подготовка к итоговой аттестации, но и выбор пути дальнейшего обучения.
В соответствии с намеченным планом работы методического объединения был разработан педагогами самоанализ урока предметов социально-гуманитарного цикла. Все педагоги отметили, насколько важен в работе учителя самоанализ, поскольку он способствует выявлению ошибок и недочетов при планировании уроков. Грамотный и взвешенный самоанализ урока в работе педагога способствует продуктивности и эффективности учебного процесса, повышению компетенции педагога и объективной оценке урока в целом. Также педагогами была детально рассмотрена структура урока по ФГОС, проработаны этапы урока, более подробно рассмотрен каждый этап урока.
В соответствии с заявленной темой методическим объединением в октябре был проведен теоретический семинар по теме: «ФГОС старшей школы: сущность, принципы, особенности, планируемые результаты». Росолова Л.М. подробно объяснила сущность нового государственного стандарта старшей школы, его особенности. Гапоненко Л.Я акцентировала внимание педагогов на планируемых результатах и требованиях к уровню подготовки выпускников. Она также отметила, что работа учителя должна быть ориентирована на достижимые конкретные образовательные результаты, что в свою очередь, способствует повышению качества образования и успешной подготовке к ЕГЭ.
В ноябре состоялся теоретический семинар по теме: «Оценивание результатов читательской грамотности». Андина Е.В довела до сведения педагогов содержание определения читательской грамотности, ее сущности, а также отметила важную роль оценивания результатов читательской грамотности для оценки сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Учителями подробно была проанализирована КДР в 6 классе. Педагогами были приняты к сведению и учтены недочеты и пробелы в знаниях учащихся для дальнейшей работы. Также Е.В. отметила, что педагогам необходимо продолжать формировать все группы читательских умений у учащихся, составлять задания на определенные группы читательских умений. Е.В. добавила, что к сожалению в нашей школе учащиеся 6 класса показали крайне низкие результаты и проблема недостаточной читательской компетентности у учащихся остается.
На уроках учителя используют готовые презентации, а также презентации, выполненные как самими учителями, так и учащимися. При изучении предметов социально-гуманитарного цикла используется ИКТ, работа в группах, дифференцированный подход для проверки знаний учащихся (учащиеся сами выбирают уровень задачи с учётом собственных знаний, это способствует повышению заинтересованности учащихся в получении хороших результатов). Так как почти во всех кабинетах есть компьютеры ипроекторы, то на уроках используются ЦОРы, презентации, а также видеоуроки. Учащиеся также сами готовят презентации и представляют их. В течение учебного года отслеживали состояние и результативность процесса обучения путем проведения вводных, текущих и итоговых контрольных работ и сравнения их результатов, проверки тетрадей на предмет соблюдения единого орфографического режима. Учителя при организации учебного процесса особое внимание обращали на выбор оптимальных методов и приемов обучения.
В сентябре-октябре учителями были проведен школьный этап всероссийской предметные олимпиады школьников согласно общешкольному графику. Определены призеры и победители школьных предметных олимпиад по предметам. Учащиеся в ноябре-декабре участвовали в районном этапе всероссийской олимпиады школьников, согласно графику проведения районных олимпиад.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
№№ п/п | Фамилия имя учащегося | Класс | Предмет | Место | Педагог, подготовивший учащегося к олимпиаде |
| |
1 | Уколова Анастасия | 9 | География | 2 | Быкова Т.В. |
2 | Трифонова Юлия | 9 | Немецкий язык | 2 | Гапоненко Л.Я. |
3 | Гайдашева Дарья | 9 | Немецкий язык | 3 | Гапоненко Л.Я. |
На протяжении учебного года велась работа с одаренными детьми.
Общероссийская олимпиада «Олимпус» Весенняя сессия – 2020
№№ п/п | Фамилия, имя | Предмет | Класс | Сумма баллов | Место | Описание |
1 | Артемьев Антон | Английский язык | 6 | 178 | 27 | Диплом участника |
2 | Николенко Софья | 6 | 158 | 37 | Диплом участника |
3 | Гарнышева Татьяна | 6 | 148 | 42 | Диплом участника |
4 | Артемьева Светлана | История | 5 | 230 | 3 | Диплом лауреата |
5 | Дудушкина Людмила | Математика | 7 | 210 | 10 | Диплом лауреата |
Участие в олимпиадах и конкурсах федерального уровня
Конкурс «Живая классика» школьный тур
1–4классы
№№п/п | Фамилия,имя | Класс | Руководитель | Результат |
1 | Кочетков Владимир | 1 | Горелова Л.Г. | участник |
2 | Моор Виктория | 1 | Горелова Л.Г. | участник |
3 | Ехомов Семён | 2 | Кожевникова Л.В. | Iместо |
4 | Назарцева Дарья | 2 | Кожевникова Л.В. | участник |
5 | Шлюндт Ульяна | 2 | Кожевникова Л.В. | III место |
6 | Горчинская Маргарита | 3 | Кожевникова Т.В. | участник |
7 | Мальчуков Владислав | 3 | Кожевникова Т.В. | II место |
8 | Синдянов Игорь | 3 | Кожевникова Т.В. | участник |
5–11классы
№№п/п | Фамилия,имя | Класс | Произведение | Результат |
1 | КонычеваМария | 5 | «Волки» С. Куцко | II место |
2 | Назарцева Светлана | 5 | «Птичка» Л. Толстой | Iместо |
3 | Стеблянских Анна | 5 | «Лягушонок» С. Пришвин | участник |
4 | ГарнышеваТатьяна | 6 | «Три ветки мимозы» В. Железников | участник |
5 | Дудушкина Людмила | 7 | «Русские снега» Ю. Красавин | участник |
6 | Новожилова Александра | 7 | «Краткая анатомия» А. Чехов | участник |
7 | Черникова Диана | 8 | «Сбрось мешок» В. Крупин | Iместо |
8 | Стрельченко Анастасия | 9 | «Записки маленькой гимназистки» Л. Чарская | III место |
9 | Курзакова Анастасия | 10 | «Крайний случай» И. Турчин | участник |
В муниципальном этапе конкурса «Живая классика» участвовали Назарцева Светлана и Черникова Диана, получили грамоты за участие.
Школьная научно-практическая конференция научного общества учащихся
№№ п/п | Фамилия имя учащегося | Класс | Тема работы | Куратор | Результат |
1 | Конычева Мария | 5 | «Как провести пижамную вечеринку» | Андина Е.В. | I место |
2 | Конычева Ксения | 7 | «Судьба семьи последнего Российского императора Николая II. Возможно ли её «чудодейственное» спасение» | Франковский Д.П. | II место |
РНПК «Новое поколение Курагинского района - 2020»
№№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Класс | Название работы | Место/номинация | Куратор |
1 | Конычева Мария | 5 | «Как провести пижамную вечеринку» | Участие | Андина Е.В. |
2 | КонычеваКсения | 7 | «Судьба семьи последнего Российского императора Николая II. Возможно ли её «чудодейственное» спасение» | Участие | ФранковскийД.П. |
Международный дистанционный мониторинговый конкурс-исследование
«Бикфут-2019: Английский калейдоскоп»
№№ п/п | Фамилия, имя | Класс | Аспект |
Фонетика | Грамматика | Лексика | Перевод |
1 | Стеблянских Анна | 5 | 80% | 60% | 80% | 40% |
Международный дистанционный мониторинговый конкурс-исследование
«Грамотей – марафон 2019»
№№ п/п | Фамилия, имя | Класс | Компетентность |
Автоматизм грамотного письма | Память на словарные слова | Орфографическая зоркость |
1 | Гарнышева Татьяна | 6 | 98% | 96% | 30% |
Международный дистанционный конкурс «Звездный час»
ООО «Ведки» г. Минск, KONKURS.INFO
№№ п/п | Фамилия, имя | Класс | Предмет | Количество баллов | Результат |
2 | Назарцева Дарья | 2 | Английский язык | 15 из 15 | 1 место, диплом 1 степени |
5 | Гарнышева Татьяна | 6 | Английский язык | 14 из 15 | 2 место, диплом 2 степени |
8 | Артемьев Антон | 6 | Английский язык | 12 из 15 | Участие |
10 | Назарцева Светлана | 5 | Английский язык | 6 из 15 | Участие |
Муниципальный конкурс «Пресс – школа»
В конкурсе участвовала Николенко Софья – обучающаяся 6 класса.
Краевые конкурсы
Краевой конкурс сочинений о Победе в ВОВ
В конкурсе участвовали Трифонова Юлия – обучающаяся 9 класса и Николенко Софья – обучающаяся 6 класса.
Краевой Водный конкурс
В конкурсе участвовала обучающаяся 8 класса Черникова Диана, вышла в финал конкурса.
Выпускники 9 и 11 классов сдавали предметы социально-гуманитарного цикла как в качестве обязательных, так и по выбору.
ОГЭ по русскому языку в 9 классе:
- успеваемость – 88%, средний балл – 22 б. Учащийся Любаев Кирилл сдал экзамен со второго раза, набрав 19 баллов.
ОГЭ по обществознанию
- успеваемость - 50%, средний балл – 14,6 б. Со второго раза сдали Любаев Кирилл – 25 баллов, Елькин Никита – 19 баллов. Артемьев Александр набрал 14 баллов.
ЕГЭ по обществознанию
- средний балл – 40 б. Успеваемость – 50%.
ЕГЭ по русскому языку
- сдавали 3 учащихся. Средний балл – 54 б., успеваемость – 66%.
Учителя социально-гуманитарного цикла приняли участие в тестировании по диагностике педагогических компетенций и совершенствуют постоянно педагогический опыт.
№ п/п | ФИО педагога, преподаваемый предмет в школе | Название | Уровень | Итоги участия |
1. | Андина Е.В., учитель истории и английского языка | Информационная платформа «Интенсив Я учитель 2020» | всероссийский | сертификат |
2 . | Росолова Л.М., учитель русского языка и литературы | Информационная платформа «ИнтенсивЯ учитель 2020» | всероссийский | сертификат |
3. | Гапоненко Л.Я., учитель русского языка и немецкого языка | Информационная платформа «ИнтенсивЯ учитель 2020» | всероссийский | сертификат |
4. | Франковский Д.П., учитель истории и обществознания | Информационная платформа «ИнтенсивЯ учитель 2020» | всероссийский | сертификат |
Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМО. Это
выступления на заседаниях МО и педагогических советах с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий. Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
№ п/п | ФИО учителя | Должность | Категория | Курсы повышения квалификации |
1. | Андина Елена Викторовна | Учитель истории и английского языка | I категория | «Формирование читательской грамотности при изучении истории и обществознания», г. Красноярск, КИПК, 2020 г. |
Члены МО принимали активное участие в работе педагогических советов, совещаний, методических семинарах в школе, посещали и принимали участие (выступали) в заседаниях районных МО (Андина Е.В., Росолова Л.В., Гапоненко Л.Я., Артемьева М.В.). Считаем, что это способствует повышению профессиональной компетенции и квалификации учителя.
Проанализировав состояние работы методического объединения
учителей за 2019-2020 учебный год, можно сделать следующие вывод:
Работу учителей МО в 2019-2020 учебном году признать удовлетворительной.
Проанализировав результаты работы, членами МО были выявлены следующие проблемы в работе:
- был выявлен низкий уровень развития читательской грамотности у обучающихся;
- качество знаний и степень обученности учащихся находятся на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля;
- необходимо совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподаваемых предметов с целью отслеживания формирования предметных и метапредметных УУД;
- Отрабатывать и совершенствовать систему подготовки к ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе по всем предметам социально-гуманитарного цикла.
- Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт.
Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Руководитель ШМО: Андина Е.В.