АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
МО в школе призвано повышать педагогическое мастерство учителя, распространять лучший его опыт, помогать ему вооружаться теоретическими и практическими знаниями и умениями в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, стимулировать создание и усовершенствование учебно-материальной базы, идти в ногу с требованиями современной жизни.
Качество учебно-воспитательного процесса определяется педагогическим составом преподавателей. Особое внимание в работе МО уделялось таким вопросам, как идейно-теоретический уровень учителя, его научный кругозор, методическое мастерство, внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, применение и распространение передового опыта, личный вклад каждого в общее дело.
Основной задачей прошедшего учебного года являлась работа над проблемой школы «Интенсификация обучения и воспитания учащихся, создание благоприятных условий для творческого развития».
Тема МО: «Формирование коммуникативной компетенции, культуры речи, грамотного письма и творчества учащихся».
Цель работы МО: «Создание условий для личного и профессионального роста учителей русского языка и литературы средствами методической работы »
Задачи:
Овладение педагогами обновленным содержанием языкового и литературного образования.
Обеспечение содержательной методической преемственности в границах предмета русского языка и литературы на всех этапах обучения.
Формирование у педагогов-словесников педагогических компетенций: аналитических, коммуникативных, рефлексивных, проектировочных.
Знакомство с принципами интенсификации образовательного процесса (технологии).
Стимулирование творчества учителей русского языка и литературы.
Повышение результативности работы на основе самообразования.
В течение года прошло 5 заседаний М.О:
Август Организационное заседание 1.Анализ работы М/О за прошлый год и задачи на новый учебный год 2. Изучение нормативных документов 3. Утверждение плана работы на 2015-2016 4.Утверждение планов по самообразованию.
Ноябрь 1"Формирование функциональной грамотности учащихся" Доклад Киляшовой И.А. 2. Изучение текущей документации 3. Итоги 1 и 2 тура школьных олимпиад по русскому языку 4. Координация мероприятий на 2 четверть 5.Проверка техники чтения в 5-х классах
Апрель 1.Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учётом региональных особенностей Крыма (доклад Горбенко Т.Р.) 2.Изучение нормативных документов 3.Подготовка к ЕГЭ, ГИА, изучение текущих документов 4.Работа по подбору материала для итоговых контрольных работ
Май
1.Организация школьного отделения МАН (филиал языкознание: русский язык, английский язык) 2.Подготовка рабочих программ к новому учебному году перед выходом в отпуск. Изучение изменений в составлении рабочей программы учителя. 3.Изучение приказа Мин. Образования Р.Ф от 31.12.2015.Пункт 18.2
Результаты работы МО в 2015/2016 учебном году.
1. Кадры. Одним из условий получения положительного результата работы МО является стабильность педагогических кадров. В МО за отчётный период в школе работало 9 учителей русского языка и литературы. Пятеро учителей преподают русский язык и литературу по своей специальности, трое – преподаватели украинского языка , которые получают образование по предмету русский язык и литература. Все учителя с высшим педагогическим образованием. 7 учителей имеют высшую квалификационную категорию. Каждый учитель занимался самообразованием, следил за новинками специальной литературы. В начале 2016 года произошли изменения в кадрах: по собственному желанию уволилась Ляшенко Т.В., На её место пришла Луговая Л.А.
2. Учебная деятельность.
Основные проблемы, над которыми работало МО в 2015/2016 учебном году, следующие: изучение и внедрение современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных в учебный процесс;
На заседаниях МО рассматривались как методические, так и учебные вопросы. В течение года проводился анализ уровня успеваемости и качества знаний учащихся (по полугодиям и за год), стартовых, промежуточных, итоговых контрольных работ по русскому языку и литературе. По итогам мониторинга составлены справки, которые находятся в папке МО и у зам. директора по УВР Слюсарь Г.С. Цель мониторинга: проверить сформированность навыка правописания. Контроль уровня предметных достижений по русскому языку. Была подготовлена справка о проверке тетрадей по русскому языку в 5-11 классах согласно «Положения о ведении единого орфографического режима в школе». Цель проверки: 1.Состояние контроля со стороны учителей за соблюдением единого орфографического режима в рабочих и контрольных тетрадях. 2.Качество и частота проверки ученических тетрадей учителями предметниками; 3.Культура ведения тетрадей. 4.Выполнение домашних заданий.
В 5-х классах проведена проверка техники чтения, которая организована была с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии уровня сформированности читательских навыков. Задачами проверки техники чтения явилось выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью
На начало года учителями разрабатывались рабочие программы, учебный год начали по утверждённым программам.
В первом полугодии пришлось корректировать учебные программы в связи с режимом ЧС. Несмотря на это, программа по русскому языку и литературе выполнена всеми учителями.
3. Олимпиады, конкурсы, научно-исследовательская деятельность.
Ежегодно учителя русского языка и литературы принимают участие как в школьных, так и в городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Впервые в этом учебном году приняли участие во Всероссийском сочинении. В этом конкурсе приняли участие 24 учащихся, четыре работы отправили на муниципальный этап. Победителем 2 (муниципального) этапа стала работа ученицы 5 –Б класса Берман Ксении Валентиновны «Подвиг моей бабушки»
В октябре кафедра социально - гуманитарого цикла приняла активное участие в 1 этапе школьных олимпиад по русскому языку, литературе, истории, обществознанию. Цель проведения школьной олимпиады: привитие интереса к предмету, работа с одаренными детьми. (Результаты проведения школьных олимпиад отражены протоколе, который находится в папке МО и у зам директора по УВР Чеботарёвой С.А. В муниципальном этапе школьных олимпиад ученицы Аксёнова Наталья (11кл) учитель Киляшова И.А., Онищенко Полина (8-Бкл) учитель Бочарова О.В. стали призёрами по русскому языку. Ученицы Зимина Наталья (11 кл) учитель Киляшова И.А., Неумытая Мария (8-Б кл) учитель Бочарова О.В. стали призёрами по литературе. Зимина Наталья стала участницей и призёром республиканского этапа по литературе. Ученица Филимонова Елена (10 кл) учитель Зайцева В.И. стала победителем муниципального этапа по истории.(см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1,2)
В феврале приняли участие во Второй городской конференции исследовательских работ и творческих проектов учащихся общеобразовательных учебных учреждений «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» Победителями стали Ланчава Дана (5-Бкл) и Кичанова Светлана (6-Бкл) с работой «Правда и сказка адыгского народа» в номинации «Мозаика народов Крыма» учитель Панкратова Л.Н.
В секции МАН «Шаг в науку» победителем стала ученица Кичанова Светлана (6-Бкл) с работой «Изобразительно – выразительные средства в произведениях Волошина» учитель Панкратова Л.Н.
Учащиеся школы приняли участие в Суворовских чтениях «Суворовский редут» Победителями стали учащиеся 5-К класса Лиева Дарья, Бородина Софья, Бородина Татьяна (9-А кл)
Учащиеся школы приняли участие в городских конкурсах: « И пробуждается поэзия во мне», «Созвучье слов живых», «Моя семья в истории Отечества»… К сожалению, победителей и призёров в этих конкурсах нет.
4. Подготовка учащихся к итоговой аттестации.
3 февраля выпускники писали итоговое сочинение. Все выпускники справились с этой формой работы и получили зачёт. Киляшова И.А. подготовила выпускников к столь сложному виду контроля знаний.
Учителя, работающие в 9-х, 11-х классах, изучали необходимую литературу по подготовке и проведению ГВЭ, ЕГЭ занимались дополнительно с учащимися и делились с коллегами приобретенными знаниями. По итогам ЕГЭ, ГВЭ будет проведён анализ и составлена справка.
5. Внеклассная работа.
К 115-летию со дня рождения С.А.Есенина в школе были проведены мероприятия: классные часы, урок по творчеству С.А. Есенина в библиотеке, оформлен стенд , сделана инсталляция, выпустили несколько газет, провели конкурс чтецов.
С 16.12 – 23.12 2015 в школе проводилась Неделя русского языка и литературы. (см Приложение №3)Цель проведения Недели – привитие интереса к урокам русского языка и литературы, искусству слова, выявление и развитие наиболее талантливых учащихся, воспитание читательского интереса. В рамках недели были проведены следующие мероприятия: Оформление стенда «Год литературы» А.И Даль (см. план проведения мероприятия ПРИЛОЖЕНИЕ №4); К 100летию К.М.Симонова (см. план проведения мероприятия Приложение №5); К 195- летию А.А.Фета Оформление школы по разделам: а) узнай литературного героя; б) Ликвидация безграмотности… (пиши правильно) (16.12) (ПРИЛОЖЕНИЕ№6) Ко дню Святого Николая. Праздник, игры, конкурсы.(на втором этаже в начальной школе) «Созвучье слов живых» Конкурс выразительного чтения духовной поэзии (17.12. в 13.00) Открытый урок в 5-А классе «Словари - наши лучшие друзья» Подведение итогов Года литературы. Содержание Недели интересно и актуально, поэтому в ней принимали участие все школьники План «Недели» выполнен на хорошем и высоком уровне. При проведении Недели использовались следующие формы мероприятий: конкурсы, листовки, выпуск тематических стенгазет, викторины. Итоги Недели показали, что учителя русского языка и литературы ведут целенаправленную работу по привитию интереса к предметам русского языка и литературы, привитию любви к русскому слову и воспитанию читательского интереса, по выявлению и развитию способностей талантливых учащихся, повышению квалификации и профессионализма учителей.
160 учащихся с 5 по 11 класс приняли участие в Международной игре – конкурсе «Русский медвежонок». Организатор Киляшова И.А. Учащиеся получили сертификаты, грамоты и призы.
Впервые приняли участие в международном конкурсе по литературе «Пегас». Сто учеников с 5 по 11 класс с увлечением решали задачи по литературе. Организатор Бочарова О.В. Учащиеся получили сертификаты, грамоты и призы.
21 февраля отметили День Родного языка выпуском газет, сообщениями на уроках о истории этого праздника, конкурсами сочинений о родном языке в нашей многонациональной школе.
В рамках единого урока проведён классный час «70-летие Победы в войне с милитаристской Японией». Встреча с Подвигом» День воссоединения Крыма с Россией «Крым и Россия – общая судьба» День Конституции Республики Крым «Я и Закон» Ко дню освобождения Симферополя (мероприятия совместно с планом школы, города: посещение музея, встреча с ветеранами и т. д.) День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Урок Победы» День памяти А.С. Пушкина «Мой Пушкин», «День русского языка» (6 июня – день рождения А.С. Пушкина) 20.05. Ко Дню Победы оформлен стенд «Бессмертный полк». Учитель Зайцева В.И.
Тесная связь сложилась с библиотекой им. Орлова. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) Работники библиотеки приглашают к сотрудничеству наших преподавателей. Уроки в библиотеке проходят интересно. Конкурсы, викторины, инсценировки, которые предлагают в библиотеке нравятся нашим ученикам. Мероприятия познавательные, интеллектуальные. К сожалению, такой тесной работы у учителей-словесников нет с библиотекой нашей школы.
Состоялось открытие Литературной гостиной, тема, представленная на суд ценителей литературы, была «Крымская мозаика». Подготовила мероприятие и осуществляла общее руководство Бочарова О.В.
7. Планы на будущий 2016/2017 учебный год.
В августе МО соберётся для составления плана работы на 2016-2017 учебный год. Определим направления в работе, учтём недоработки. 1.Наладить взаимопосещение уроков с целью обмена опытом;
2.Принимать активное участие в различных детских предметных конкурсах и олимпиадах, а также в профессиональных конкурсах;
3.Организовать посещение уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе с целью сохранения преемственности при переходе в среднее звено;
4.Продолжить работу по организации использования ИКТ как на уроках, так и во внеурочное время с целью активизации познавательной деятельности учащихся, оптимизации УВП в целом;
5.Уделить особое внимание составлению и реализации индивидуальных планов по самообразованию;
6.Продолжить работу учителей русского языка и литературы по организации освоения информационно-коммуникационных технологий.
Вся образовательная работа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе. -
СОСТАВИЛА БОЧАРОВА О.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Отчёт о проведении Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в СОШ № 7
24 октября в школе прошла Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, в которой приняли участие учащиеся 5-11 классов в количестве 96 учащихся.
По классам количество участников выглядит следующим образом:
5- 6 -е классы - 28 учеников;
7-8 –е классы – 41 ученик:
9-е классы -9 учеников;
10-11-е классы - 18 учащихся.
Места по итогам олимпиады :
5-6 классы
1 место Нечаева Анастасияч 5-Б, Акишева Ольга 6-Б;
2 место Федонкина Анастасия 6-А
3 место Копейко Анастасия 5-Б.
7-8 классы 1 место Елисеева Арина 7-В
2 место Чос Алина 7-В
3 место Талызина Наталья 7-Б класс
9 классы
1 место Ершов Даниил 9-А
2 место Мальцева Лилия 9-Б
3 место Гливенко Екатерина 9-а, Дехтярёва Анна 9-Б
10-11 классы
1 место Исмаилова Севиль 11-Б
2 место Горина Кристина 11-Б, Гордиенко Маргарита 10-Б
3 место Феткулаева Фериде 11-Б
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Отчёт о проведении Всероссийской олимпиады школьников по литературе в СОШ № 7
15 октября в школе прошла Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, в которой приняли участие учащиеся 5-11 классов в количестве 88 учащихся.
По классам количество участников выглядит следующим образом:
5- 6 -е классы - 41 ученик;
7-8 –е классы – 30 учеников:
9-е классы -3 учеников;
10-11-е классы - 14 учащихся.
Места по итогам олимпиады :
5-6 классы
1 место Акишева Ольга 6-Б;
2 место Дружина Даниил 5-Б, Якубова Мавиле 6-А
3 место Аверьянова Елизавета6-А, Терещенко Алексей 6-А.
7-8 классы 1 место Бученкова Валерия 7-В
2 место Чос Алина 7-В
3 место Полякова Елена 7-Б класс
9 классы
1 место Филимонова Елена 9-А
2 место Малофеева Дарья 9-А
3 место Гайдученко Софья 9-А
10-11 классы
1 место Джалилова Риана 11-Б
2 место Шпак Анастасия 11-А
3 место Лукиных Дарья 11-А
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
План проведения недели русского языка и литературы (16.12 – 23.12 2015)
№ П/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Оформление стенда «Год литературы» А.И Даль (см. план проведения мероприятия); К 100летию К.М.Симонова (см. план проведения мероприятия); К 195- летию А.А.Фета Оформление школы по разделам: а) узнай литературного героя; б) Ликвидация безграмотности… (пиши правильно) (16.12) Ко дню Святого Николая. Праздник, игры, конкурсы.(на втором этаже в начальной школе) «Созвучье слов живых» Конкурс выразительного чтения духовной поэзии (17.12. в 13.00) Открытый урок в 5-А классе «Словари - наши лучшие друзья» Подведение итогов Года литературы | 16.12 28.11 15.12 16.12 18.12 17.12 18.12 23.12 | Бочарова О.В. Федотова Е.Г. Горбенко Т.Р. Киляшова И.А. Бочарова О.В. Панкратова Л.Н. Учителя филологи Бочарова О.В. Метод. объед. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
План мероприятий, посвящённых дню рождения Владимира Ивановича Даля – великого лексикографа
№ п/п | Мероприятия | классы | Ответственные |
1 | Оформление стенда «Год литературы» «В. И. Даль – история работы над делом всей жизни – толковым словарём» | 11-е классы | Киляшова И.А. |
2 | Выставка словарей «Ларец мудрости» | | Панкратова Л.Н. |
3 | Реклама «Оживший словарь» | 9 классы | Ляшенко Т.В. |
4 | Проектная работа «Старый новый смысл слова» Словарь Даля – современные словари | 8 –Б класс | Бочарова О.В. |
5 | «Лингвистические лабиринты» - викторина | 6-7 классы | Могильницкая Т. А. |
6 | «Замолаживает» - начало большого труда | 5-е классы | Бочарова О.В. Панкратова Л.Н. |
7 | Презентация жизни Даля. Фразеологизмы из словаря | 8-А | Горбенко Т.Р. |
8 | «Усердней с каждым днём гляжу в словарь» С.Я Маршак. Конкурс творческих работ на лингвистическую тему | 10-11 | Федотова Е.Г. |
| | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Мероприятия, посвящённые столетию К. М. Симонова.
1915-1979
№ п/п | Мероприятия | классы | Ответственные |
1 | Оформление стенда «Год литературы» « К.М. Симонов – жизнь, время, творчество» | 8 классы | Горбенко Т.Р. |
2 | Внеклассное чтение «Сын артиллериста» для 5-х классов | 5 классы | Панкратова Л.Н., Бочарова О.В. |
3 | Конкурс чтецов по произведениям К. М. Симонова о Великой Отечественной войне | 6 -7 классы | Могильницкая Т. А. Ляшенко Т.В. |
4 | Выставка книг К.М. Симонова в школьной библиотеке | | Михалюк Л.В. |
5 | Посещение библиотеки Орлова «Симоновские чтения» | 8-В класс | Горбенко Т.Р. |
6 | Сочинение – эссе «Симонов – поэт военной эпохи» | 10-11 классы | Федотова Е.Г. Киляшова И.А. |
7 | Презентация жизни и творчества К.М. Симонова. История одного стихотворения «Жди меня, и я вернусь» | 8-А | Горбенко Т.Р. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №6



8-Б КЛАСС В БИБЛИОТЕКЕ ИМ. ОРЛОВА.

5-А КЛАСС В БИБЛИОТЕКЕ ИМ ОРЛОВА.
ПРИЛОЖЕНИЕ№8
Мероприятия, посвящённые Дню славянской культуры и письменности и Дню русского языка
№п/п | МЕРОПРИЯТИЯ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1 | Проведение единого урока в рамках классного часа: «День русского языка» (6 июня – день рождения А.С. Пушкина) | 20.05.16 | Классные руководители |
2 | Выпуск газеты «День славянской культуры и письменности» | 21.05.16 | Могильницкая Т.А. |
3 | Оформление стенда «Литературный вестник» | 20.05.16 | Луговая Л.А. |
4 | Высказывания о русском языке. Оформление школы. | 23.05.16 | Киляшова И.А. |
5 | Выпуск радиогазеты ко Дню славянской культуры и письменности | 24.05.16 | Федотова Е.Г. |
6 | Открытие литературной гостиной «Крымская мозаика» в рамках праздничных мероприятий | 23.05.16 | Бочарова О.В. Горбенко Т.Р. |
