Анализ работы методического объединения учителей-филологов
МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Судак
за 1 полугодие 2017-2018 учебного года
Руководитель школьного МО МОСКАЛЕНКО Г.В.
Цель анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач.
Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО.
Деятельность ШМО в первом полугодии 2017-2018 учебного года строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение качества образования в основе инновационных образовательных технологий, реализующие стандарты нового поколения» и методической темой МО: «Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях введеня ФГОС как ресурса повышения качества филологического образования.
Задачи:
концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
повысить мотивацию учителей на овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса, участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий в профессиональной деятельности членов МО гуманитарного цикла.
стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов в процессе работы с одаренными детьми.
сосредоточить основные усилия МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в первом полугодии 2017-2018 учебного года целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это элективные курсы по русскому языку, обществознанию, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия, групповые и индивидуальные занятия.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
В соответствии с планом учителя-предметники посещали курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе, иностранному языку, истории и обществознанию. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в новой форме, в 11-ом – в форме ЕГЭ были проведены семинары, групповые и индивидуальные консультации. Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО филологического цикла.
Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО.
В 2017 – 2018 учебном году в состав МО входит 6 педагогов.
Кол-во учителей | 6 |
Высшее образование | 5 |
Молодых специалистов | 1 |
Без категории | 2 |
СЗД | 1 |
2 категория | 0 |
1 категория | 1 |
Высшая | 2 |
Таким образом, в школе сложился коллектив педагогов-профессионалов, способных успешно решать поставленные задачи. Каждый учитель в своей работе старается реализовать выбранную тему самообразования:
Темы по самообразованию
учителей- филологов
МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Судак
2017-2018 учебный год
№ п/п | ФИО учителя | Тема по самообразованию |
1. | Аметова Г.М. | «Игровые ситуации на уроках крымскотатарского языка и литературы как средство повышения интереса учащихся к предмету |
2. | Карзютина М.О. | «Роль игровых приемов и наглядности в обучении английскому языку» |
3. | Москаленко Г.В. | Работа с одаренными детьми |
4. | Новикова Л.О. | Развитие навыков говорения на уроках английского языка учащихся посредством коммуникативных технологии. |
5. | Нусретова Д.Я. | «Дифференцированный подход в процессе обучения учащихся в условиях перехода на ФГОС» |
6. | Улитина Г.М | «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» |
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
Работа по созданию методической базы кабинета русского языка и литературы
В первом полугодии 2017-2018 учебного года учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты писателей, , карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями филологического цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться. Во втором полугодии учителям необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
Анализ тематики заседаний МО.
За 1 полугодие было проведено 2 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.
Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в республиканских олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах.
Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к предстоящему ОГЭ, ЕГЭ.
Методика создания систематизации дидактического материала уровневого контроля (тесты).
Система мер по пробелам в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.
Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации
Изучение и распространение педагогического опыта
Анализ МО за 1 полугодие 2017-2018 учебного года.
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
Мониторинг качества знаний обучающихся у учителя русского языка и литературы Москаленко Галины Владимировны за первое полугодие 2017-2018 учебного года:
Предмет | Учебный год | Уровень обученности | Качество |
Русский язык | 1 четверть | 100% | 63% |
2 четверть | 100% | 65% |
Литература | 1 четверть | 100% | 67% |
2 четверть | 100% | 77% |
Русский язык Литература
Мониторинг качества знаний обучающихся у уччителя русского языка и литературы Нусретовой Диляры Ягфаровны за 1 полугодие
Предмет | Учебный год | Уровень обученности | Качество |
Русский язык | 1 четверть | 100% | 74% |
2 четверть | 100% | 66% |
Литература | 1 четверть | 99% | 75% |
2 четверть | 100% | 82% |
Русский язык Литература
Мониторинг качества знаний обучающихся у учителя английского языка Карзютиной Маргариты Олеговны, Новиковой Л.О. за первое полугодие:
Предмет | Учебный год | Уровень обученности | Качество |
Английский язык (Корзютина М.О.) | 1 четверть | 100% | 82% |
2 четверть | 100% | 84% |
Английский язык (Новикова Л.О.) | 1 четверть | 100% | 67% |
2 четверть | 100% | 63% |
Мониторинг качества знаний обучающихся у учителя крымскотатарского языка и литературы за первое полугодие Аметовой Г.М.
Предмет | Учебный год | Уровень обученности | Качество |
Крымскотатарский язык | 1 четверть | 100% | 82% |
2 четверть | 100% | 85% |
Литература | 1 четверть | 100% | 85% |
2 четверть | 100% | 86% |
Крымскотатарский язык Литература
Мониторинг качества знаний обучающихся у учителя русского языка и литературы Улитиной Галины Михайловны
Предмет | Учебный год | Уровень обученности | Качество |
| 1 четверть | 100% | 54% |
2 четверть | 100% | 54% |
| 1 четверть | 100% | 48% |
2 четверть | 100% | 67% |
Русский язык Литература
АнАнализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.
За I полугодие из нашего ШМО курсы повышения квалификации прошли учителя русского языка и литературы Москаленко Г.В., Нусретова Д.Я., Улитина Г.М.,учитель крымскотатарского яыка Аметова Г.М., украинского языка Улитина Г.М в объеме 36 часов по подготовке к итоговому сочинению по русскому языку,
7.Внеурочная деятельность м/о.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Однако рамки урока сковывают работу с этими детьми, поэтому мы максимально использовали внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.
В 1 полугодии были проведены следующие мероприятия:
1.Всероссийский конкурс сочинений- октябрь(4-11 классы)
2. Конкурс чтецов, посвященный Дню единения России- ноябрь(на базе школьной библиотеки).
3. Участие в тестировании по русскому языку(5-11кл.)-декабрь
Анализ работы с одаренными учащимися
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям. С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам филологического цикла, по итогам которых победители приняли участие в муниципальном и региональном турах предметных олимпиад.
Учащиеся МБОУ приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников. На школьном этапе победителями стали:
Русский язык:
5кл – Колесникова А.
6 кл. – Куку С.
7кл – Пугачева А.
8кл – Киселевич К.
9кл – Лященко В.
10кл – Лукьянов В.
11кл – Яновская А.
Литература:
5кл – Коровушкин В.
6кл – Снегирева А.
8кл – Киселевич К.
9кл.- Гимаев Т.
10кл. – Кирова А.
На муниципальном этапе победителем по литературе стал Гимаев Т.(9кл.), призером –Киселевич К.(8 кл.); по русскому языку Лященко В.(9кл.) набрал из всех участников наибольшее количество баллов(43 из 80), а также Киселевич К. (23 из 32), однако они не набрали 50% от общего количества баллов, необходимых для победы. По русскому языку Пугачева А.(7 кл.) набрала 12 баллов из 75, Лукьянов В.(10 кл.)—13баллов из 85; по литературе Пугачева А.(7кл.) -12баллов из 37, Кирова А.(10 кл.) -28 баллов из 92.
Необходимо вести систематическую работу с одаренными учащимися, чтобы добиться более значительных результатов по предметным олимпиадам.
9.Подготовка учащихся 9,11 классов к ГИА.
В 1 полугодии велась плодотворная работа по подготовке обучающихся 11 класса к итоговому сочинению. Все учащиеся успешно 6 декабря написали сочинение, 13 учащихся получили «зачет». В ноябре 9 школ Крыма проходили апробирование устного экзамена по русскому языку в 9 классе. В апробировании принимали участие и наши девятиклассники. Из 19 учащихся 17 получили «зачет», 2 уч-ся-«незачет», из них 1 уч-ся (Лященко В.) находился в «Артеке». В настоящее время учителем Москаленко Г.В. ведется плодотворная работа по подготовке учащихся 9 класса к апробации устного экзамена по русскому языку, которая пройдет в феврале 2018 года, а также идет интенсивная подготовка к сдаче ГВЭ и ЕГЭ в 9, 11 классах.
Анализируя работу учителей методического объединения за истекшее полугодие, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся
Задачи на 2 полугодие по совершенствованию образовательного процесса:
Продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности.
Воспитывать уважение и любовь учащихся к родному языку и литературе.
Систематически анализировать качество обучения учащихся по итогам посещения уроков и мероприятий.
Совершенствовать работу с одаренными учащимися через кружки, факультативы, творческие конкурсы.
.