АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ФИЛОЛОГИИ
ЗА 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Данный анализ проводится с целью подведения итогов 2015/20156 учебного года и определения основных направлений работы, целей и задач на новый учебный год.
В этом учебном году МО учителей литературы, русского, украинского, крымскотатарского и английского языков работало по такой методической теме: «Формирование коммуникативной компетенции, использование системно-деятельностного обучения в условиях перехода на Российский Стандарт». Эта тема не противоречит методической теме школы, а поддерживает и конкретизирует её. Кроме того, при введении ФГОС в основной школе, работа по освоению новых стандартов становится актуальной.
Знание учащихся МОУ «Чайкинская школа» по учебным предметам, в том числе по русскому, иностранным языкам и литературе, остаётся не высоким. Да и сами педагоги неактивно участвуют в конкурсах различных уровней. Поэтому работа в области повышения качества образования остаётся значимой.
Следовательно, работа объединения должна быть направлена на достижение следующей цели: повышение качества образования через непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя, его профессиональной компетентности в области теории и практики, освоение инновационных технологий обучения.
С этой целью были определены задачи и направления в работе. Основными из них можно назвать следующие:
1.Совершенствование методического уровня педагогов МО в овладении новыми учебными технологиями.
2.Качественная подготовка выпускников.
3.Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования.
4. Укрепление материальной и методической базы учебных кабинетов.
Содержание основных направлений деятельности
В 2015/2016 учебном году деятельность методического объединения происходила по следующим направлениям:
1.Работа с кадрами
2.Методическая работа
3. а) Работа с одаренными детьми.
б) Работа со слабоуспевающими детьми.
4. Работа с разными группами учащихся.
5. Заседания МО
6.Внеурочная работа по предметам филологического цикла.
7. Совершенствование оборудования учебных кабинетов.
РАБОТА С КАДРАМИ
Всего учителей | Высшая категория | 1категория | Соответствие Занимаемой должности | Примечание |
5 | - | 3 | 1 | 1 – молодой специалист |
Таким образом, в МО работают учителя, которые ставят перед собой задачи совершенствования методического и профессионального мастерства с целью соответствия современному уровню обучения. Повышение профессионализма учителей подтверждается и системой курсовой подготовки.
Работа по освоению новых стандартов велась учителями в различных направлениях: теоретически (через семинары, педсоветы в школе, выступления в рамках заседания МО) и практически (многие педагоги-филологи проводят уроки, соответствующие ФГОСам. Следует заметить, что учителя, входящие в МО, используют в опыте работы уроки разных типов: уроки-практикумы, урок-дебаты, интегрированные уроки, урок-зачёт, проблемные уроки. Все учителя без исключения применяют тестирование как современную форму проверки знаний учащихся. Во время проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках недели филологии показали, что владеют многими современными образовательными технологиями, активно используют ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, освоение новых стандартов при изучении филологических дисциплин с целью повышения качества знаний учащихся – особое направление работы МО в текущем учебном году. Безусловно, в следующем учебном году работа по внедрению ФГОС в учебный процесс будет более активизирована.
В 2015/2016 учебном году учителя, входящие в методическое объединение словесников, вели работу и в других направлениях. Например, использованию здоровьесберегающих технологий уделяется значительное внимание на уроках филологического цикла всех учителей. К тому же рамки предмета позволяют вести работу по теме с точки зрения содержания. Все учителя методического объединения используют в своей работе различные динамические паузы, физкультминутки: « Разомни язычок, пальчиковый массаж, зарядку для глаз и другие. Уроки русского языка и литературы позволяют проводить орфоэпические разминки, работу с сигнальными карточками. К тому же все учителя строят свои уроки с частой сменой видов деятельности (особенно в 5-6 кл.), чтобы ребята меняли положение и не уставали на уроках. Работа в направлении здоровьесбережения ведётся не только на обычных уроках, но и на уроках по развитию речи учащихся. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий отмечено в практике работы всех учителей-филологов. Используют педагоги в своей работе и технологию развития критического мышления, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
По итогам года материал по программам предъявлен в полном объёме по всем предметам.
Реализация работы над методическими темами в основном проходила во время уроков, отчёта учителей по методическим темам не состоялось, открытые уроки проводились редко. Учителя нечасто посещали уроки своих коллег. Педагоги-филологи посещали уроки и мероприятия коллег из других МО только в рамках методических объединений учителей-предметников района. А значит, целенаправленной, спланированной взаимопомощи, обмена опытом не состоялось. Задача оказания взаимопомощи для обмена опытом решалась формально, работа с молодыми специалистами не была эффективной. Недостатки работы по самообразованию проявились и в том, что формы обучения носили пассивный характер: не участвовали в районных семинарах, совсем редко выезжали в другие школы, не представляли свой опыт на муниципальный и областной уровень.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что это направление продолжает оставаться слабым местом в работе МО.
Неактивно участвуют педагоги и в конкурсах различных уровней. Это объясняется большой загруженностью учителей, стереотипами в работе. Участие педагогов в конкурсах различных уровней и других мероприятиях
№ | ФИО | Название конкурса | Номинация | Уровень | Результат |
1 | Барановская М.П. | «Крым в моём сердце" | «Я посвящаю эти строки Крыму» | Муниципальный этап | 3 место |
3 | Барановская М.П. | «Мой голос» | «Проза» | Муниципальный этап | 3 место |
4 | Барановская М.П. | «Моя родина – русский язык» | | Муниципальный этап | 5 место |
5 | Барановская М.П. | «Живая классика» | | Школьный этап | |
6. | Фролова А.В. | «Окно в Британию» | Лучший ролик | Муниципальный этап | участие |
7. | Фролова А.В. | Единый урок | 450 со дня рождения У.Шекспира | Школьный уровень | |
8. | Расулова Н.З. | Единый урок | «День Славянской письменности» | Школьный уровень | |
9. | Расулова Н.З. | Открытый урок | К.Симонов «Жди меня…» | Школьный уровень | |
II ЭТАП ВСЕРОССИЙСКИХ ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАД |
№ п/п | учитель | предмет | уровень | | результат |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
Как видно из таблицы, некоторые успехи в работе филологов есть, но их немного. Очевидно, такие результаты обусловлены незаинтересованностью некоторых педагогов, а также отсутствием времени на качественную подготовку конкурсных материалов.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Учителя, работающие в МО, посещали в течение учебного года различные семинары, педсоветы, заседания МО на базе своей школы. Некоторые педагоги МО принимали активное участие в подготовке и проведении семинаров, педагогических советов. Например, педагог Люманова М.С. выступила на общешкольном родительском собрании. А педагог Рпасулова Н.З. подготовила выступление на тему «ГИА в 9 и 11 классах» к педагогическому совету и выступила с этой темой на ШМО учителей филологического цикла. На этом ШМО активно проявила себя другой педагог – Барановская М.П.
Учитель английского языка, работающая со старшими школьниками, посетила семинар федерального уровня, организованном издательством «Просвещение» и “Express Publishing” «Методический анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Эффективная система подготовки учащихся к итоговой аттестации в 2016 году».
В этом учебном году проведено 4 заседания МО, на котором обсуждались разные темы: внедрение ФГОС, успеваемость учащихся, участие педагогов и учеников в конкурсном движении, работа с учебниками, подготовка к ГИА и ЕГЭ и другие.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
В этом году в школе продолжило свою работу научное общество учащихся. Радует то, что в школе есть большая группа ребят, которая проявляет интерес к родному языку и литературе. Среди одарённых детей можно назвать следующих: Рыбка Алексей, Кононова Светлана, Калугина Александра, Мордич Анна и др.. Эти учащиеся имеют хорошие результаты по гуманитарным предметам, они являются участниками различных олимпиад и конкурсов, являются авторами различных исследовательских работ. Именно исследовательская деятельность одна из форм работы педагогов с одарёнными учащимися.
О Результатах совместной работы педагогов и учащихся можно судить по проведению Школьных предметных недель и участию в исследовательских работах представленных в МАН на муниципальном уровне. Так к званию кандидата в действительные члены Малой Академии Наук на кафедре крымскотатарского языка и литературы подготовила своего ученика Люманова М.С.
Работа со слабоуспевающими учениками и с учениками с низкой мотивацией – одно из направлений работы МО. К сожалению, такие учащиеся есть в каждом классе. Учителя по-разному строят свою работу с этими учащимися. Чаще всего слабоуспевающим ученикам педагоги предлагают индивидуальные задания на уроке и в качестве домашнего задания, проводят индивидуально-групповые, дополнительные занятия. Некоторые педагоги при работе с учащимися использует следующие методы: создание «ситуации успеха», дифференцированные задания.
Таким образом, в течение всего учебного года проводилась запланированная работа с разными группами учащихся. Педагоги использовали различные методы и приёмы для повышения учебной мотивации школьников, делали всё, чтобы заинтересовать ребят, увлечь их своими дисциплинами. Безусловно, при работе с одарёнными учащимися должна быть личная заинтересованность педагога в достижении результата. Всё же нам, учителям-предметникам, следует целенаправленно готовить учащихся к подобным конкурсам, заниматься вопросами качества подготовки ребят к олимпиадам.
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА
Педагоги МО уделяют большое внимание внеурочной работе по предметам. Данный вид деятельности МО также был продемонстрирован во время проведения предметных недель филологических наук.
Мероприятия недель были разнообразны: уроки, круглый стол, конкурс чтецов, игры, квесты, викторины. Они затронули все параллели учащихся.
В рамках предметных недель осуществлялось взаимопосещение и обмен опытом педагогов внутри МО, также уроки и мероприятия филологов посещали педагоги других МО.
В целом недели получились интересными, увлекательными, разнообразными. Многие учащиеся не только принимали участие в конкурсах, но и помогали учителям-предметникам в подготовке мероприятий. Проведение предметных недель показало, что в школе многие учащиеся проявляют интерес к дисциплинам филологического цикла.
Совершенствование оборудования учебных кабинетов.
Учебные кабинеты не соответствуют современным требованиям обучения, необходима современная техническая оснащённость. Кабинеты МО не смогли принять участие в конкурсе учебных кабинетов, проводимых на муниципальном этапе.
Для повышения эффективности работы учебных кабинетов необходимо оборудовать рабочее место учителя, организовать доступ к Интернету для использования цифровых образовательных ресурсов. В этом направлении еще предстоит большая работа.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- по-прежнему низким остаётся качество знаний учащихся по языкам;
- работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми ведётся неэффективно;
- связь с начальной школой и другими МО осуществляется не в полной мере;
- низкая активность педагогов-филологов в конкурсном движении ( стоит отметить положительную работу и заинтересованность педагога Барановской М.П.);
- плохо ведётся работа в учебных кабинетах.
Над устранением этих и других недочётов учителям филологического цикла придётся поработать в следующем учебном году.
Исходя из данного анализа, можно определить задачи на 2016/2017 учебный год:
1. Начать разработку рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС ООО для всех классов.
2. Продумать систему мер по повышению качества знаний учащихся,
3.Совершенствовать работу по темам самообразования, эффективно использовать её в работе.
Продолжить работу по совершенствованию профессионального мастерства педагогов, спланировать систему взаимопосещения уроков, обмена опытом.
Укреплять материальную и методическую базу учебных кабинетов.
Руководитель МО А.В. Фролова