АНАЛИЗ РАБОТЫ
МОУ СОШ№97 по здоровьесбережению
за 2011-2012 учебный год.
Методическая работа МОУ СОШ №97 в 2011-2012 учебном году велась в соответствии с изменившимися социально-экономические условиями, в которых функционирует образовательное учреждение; сменой парадигмы образования в стране, новыми образовательными стандартами, образовательными инициативами в государственной политике, реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; социальным запросом обучающихся и их родителей (законных представителей) более прагматического образования. Текущий учебный год явился годом подведения итогов реализации Программы развития школы на 2005-2010 годы, Программы развития школы на 2010-2015 годы, сопутствующих документов: «Плана перспективного развития МОУ СОШ №97 на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2010-2015 г.г.», Программы здоровьесбережения «Здоровье школьника».
Создание здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения
Первым приоритетным направлением, базовым для всех остальных, в Программе развития школы на период 2010-2015 годы определено создание здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении. Базовым условием успешности ребенка в жизни является здоровье. Мы вынуждены констатировать тот факт, что в семьях не всегда уделяется должное внимание сохранению здоровья детей, поэтому на школу ложится дополнительная нагрузка по корректировке семейного воспитания и созданию здоровьесберегающей среды в учебном учреждении, а именно:
создание условий для физического развития и совершенствования обучающихся, включая мониторинг, сохранение, корректировку и совершенствование физического развития детей, достижения личного максимума;
создание условий для психологической безопасности и психологического комфорта участников процесса образования (детей, родителей, педагогического коллектива);
создание условий для формирования, развития и совершенствования нравственного здоровья участников процесса образования;
реализация программы «Здоровье школьника» реализации комплексно-целевой программы организации и развития школьного питания.
Состояние здоровья учащихся и меры по его сохранению и укреплению
Мониторинг состояния здоровья наших школьников показали, что основной проблемой являются заболевания опорно-двигательной системы, что связано со снижением двигательной активности обучающихся; заболевания органов зрения, обусловленные большой нагрузкой на глаза и несоблюдением гигиенических требований при работе с компьютером и печатными текстами; заболевания желудочно-кишечного тракта, как результат отсутствия контроля в семье за качеством и структурой питания.
Количество дней, пропущенных учащимися по болезни, в 2011 -2012 учебном году увеличилось на 14% (зима характеризовалась сложной эпидемиологической обстановкой). Поэтому первостепенной задачей является укрепления иммунитета школьника.
Распределение обучающихся по группам здоровья и структуре заболеваемости по результатам последней диспансеризации представлены на рисунках:

В соответствии с результатами мониторинга уровня интеллектуального и речевого развития учащихся начальной школы, в частности первоклассников, проведенного школьным логопедом, увеличивается количество детей, не подготовленных к школе, с общим недоразвитием речевых функций. Благодаря постоянному психолого - педагогическому сопровождению этих детей в средней и старшей школе удается существенно снизить количество детей с интеллектуальным потенциалом ниже нормы.
Состояние здоровья учащихся можно оценить как удовлетворительное, но, принимая во внимание тот факт, что здоровье является базой для личной успешности во всех сферах жизни, необходимо принять меры к стабилизации уровня заболеваемости и укреплению здоровья школьников.
Реализация плана перспективного развития МОУ СОШ №97 на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в части 5 «Сохранение и укрепление здоровья школьников», муниципальной программы «Здоровый ребенок», программы образовательного учреждения «Здоровье школьника», комплексно-целевой программы организации и развития школьного питания. Призваны скорректировать негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся.
В рамках школьного компонента реализуются программы по здоровьесбережению (программа коррекции речевой и интеллектуальной задержки развития младших школьников психолога, программа по физической подготовке для учащихся специальной медицинской группы,).
Ведется большая работа по формированию здорового образа жизни школьников. Учащиеся школы – активные участники конкурсного движения «Школа здорового образа жизни». Администрация школы принимает участие в организации и работе оздоровительных летних лагерей.
Система формирования здорового образа жизни включает как урочную форму работы так внеурочную деятельность. В рамках участия в международной программе «Nestle» проведены классные часы по параллелям начальной школы «Разговор о правильном питании», «Правильное питание. Волшебство витаминов»
Составной частью системы формирования ЗОЖ являются элективные курсы «Здоровье и его показатели», «Твое здоровье в твоих руках» и кружки дополнительного образования: «Веселые домохозяйки», исследовательский химико-экологический кружок, спортивные секции и специальные медицинские группы физической культуры. Занятия спортивных секций, специальных медицинских групп физической культуры, утренние физзарядки, динамические паузы во время уроков помогают бороться с гиподинамией во время учебного процесса, избегать монотонности при проведении занятий, организации внеурочной деятельности.
Обеспечение безопасности субъектов учебно-воспитательного процесса
В 2011-2012 учебном году основной целью работы школы по обеспечению безопасности для всех субъектов учебно-воспитательного в школе являлось обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся и сотрудников школы. Для этого осуществлялся постоянный контроль за организацией антитеррористической и противопожарной защищенности школы; проводилась разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, сотрудников школы, направленная на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В рамках работы по охране труда были проведены следующие мероприятия:
постоянный контроль за соблюдением требований охраны труда учащимися и сотрудниками;
организация обучения и проверки знаний по охране труда для сотрудников школы в объеме, соответствующем их должностным обязанностям (ноябрь 2010 года);
организация проведения повторных (первичных для новых сотрудников) инструктажей на рабочем месте (два раза в год) всех сотрудников школы;
проведение целевых инструктажей с сотрудниками школы по поведению учащихся на водоемах в осенне - весеннее время, проведением Новогодних праздников, применением пиротехнических изделий, поездками, походами (по окончании каждой учебной четверти), в связи с наступлением пожароопасного периода, по правилам поведения в случае пожара в общественных местах, дома и др.;
организация проведения очередного медосмотра (осенние каникулы), прививок против гриппа;
осуществление административно-общественного контроля за состоянием охраны труда в школе;
работа по профилактике детского травматизма (инструктажи в начале учебного года, по окончании каждой четверти о правилах поведения для учащихся на дороге, дома, в общественных местах, на водоемах);
с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе проводились декады по профилактики ДДТТ. В рамках этой работы был оформлен передвижной стенд для учащихся «Безопасность дорожного движения», проведен конкурс классных уголков по безопасности дорожного движения среди учащихся 1-4 классов, выставка детских рисунков, плакатов по пропаганде ДДТТ, ряд радиопередач, тематических бесед о безопасном поведении ребенка на дороге. Вместе со школьным отрядом ЮИД проводились рейды по выявлению детей-нарушителей ПДД в районе школы;
оформление отчетности, документации по охране труда, в т.ч. при подготовке школы к Новому учебному году;
В рамках работы по Гражданской обороне ставилась основная задача:
сосредоточить основное внимание на практическом обучении руководящего состава школы, сотрудников, учащихся в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Большое внимание уделялось отработке действий по сигналу «Внимание всем!».
1. В школе проводились эвакотренировки, при этом каждый раз обыгрывалась определенная ситуация (например, пожар, либо обнаружение бесхозного предмета, либо эвакуация учащихся, занимающихся в бассейне). 2. На базе МОУ СОШ №97 17 сентября 2011 года была проведена городская объектовая тренировка, основными учебными целями которой являлись:
1) обучение руководства при экстренной эвакуации учащихся и сотрудников в соответствии с должностными инструкциями;
отработка порядка экстренной эвакуации учащихся и сотрудников из здания школы в случае возникновения пожара;
отработка алгоритма взаимодействия с подразделениями спецслужб при пожаре.
По итогам этой тренировки был проведен «круглый стол», на котором присутствовали представители всех спецслужб г.Ростова, где была дана оценка действиям сотрудников в ходе эвакотренировки.
приказом директора школы установлен противопожарный режим, в том числе: прохождение всеми сотрудниками школы два раза в год инструктажа по противопожарной безопасности; порядок обесточивания электорооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня, действия сотрудников при пожаре и др.;
укомплектованы и находятся в рабочем состоянии, проверены на водоотдачу
14 ПК школы;
оформлен «Расчет требуемого нормативными документами уровня пожарной безопасности людей в здании МОУ СОШ №97»;
оформлена документация по техническому обслуживанию и ремонту охранно- пожарной сигнализации, разработана Инструкция по работе с системой ОПС, проведены инструктажи с вахтерами и сторожами по работе ОПС и АПС;
с учащимися школы проводятся профилактические беседы по действиям при пожаре, для учащихся 1-4 классов был показан фильм «Основы противопожарной безопасности»;
в школе оформлены и постоянно действуют три «Уголка противопожарной безопасности»;
имеются 38 огнетушителей в исправном состоянии;
все учащиеся и сотрудники школы обеспечены средствами защиты органов дыхания: частично – ватно-марлевыми повязками, изготовленными учащимися (на 30%), частично – одноразовыми медицинскими масками для лица;
вся необходимая документация ведется.
Обязательной частью работы с детьми и их родителями является профилактика несчастных случаев в школе, на переменах, на уроках, в учебных кабинетах повышенной травмоопасности, плановые и внеочередные инструктажи по технике безопасности на дорогах, водоемах в весеннее и летнее время, в лесу, технике безопасности при использовании пиротехнических изделий и в других пожароопасных случаях.
В школе оборудуется комната “Зимний сад” здоровья и психологической разгрузки.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников регулярно обсуждаются на совещаниях при директоре, заседаниях Управляющего совета, заседаниях ШМО. Информирование общественности о мониторинге состояния здоровья школьников, мероприятиях по улучшению их здоровья и динамики работы по реализации программы «Здоровье школьника» и других школьных программ этой направленности осуществляется на родительских собраниях, посредством школьного сайта, через муниципальные СМИ.
Вместе с определенными достижениями в работе по созданию здоровьесберегающей среды в школе для всех субъектов образовательного процесса существуют объективные сложности, затрудняющие работу в этом направлении, часть которых объясняется законодательной базой для функционирования школы. Школа испытывает сложности в отношении медицинского обслуживания. Велика текучка кадров медицинских сестер, работающих в школе. Педиатр, обслуживающий школьников, работает на половине ставки. Школьная медицина выполняет, в основном, предупредительные функции (профилактика заболеваний, вакцинация) и работу по медицинскому просвещению.
Огромное поле деятельности для решения вопросов школьного питания. Не решены задачи модернизации технологического оборудования школьной столовой, косметического ремонта помещения, ассортимента и качества пиши.
Опыт работы по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни
Рост образования в обществе - необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Состояние здоровья сегодняшних школьников вызывает серьезную тревогу. По данным НИИ педиатрии более 20% детей в возрасте 6-7 лет по состоянию здоровья не готовы к обучению в школе, более 35% - уже имеют хронические заболевания.
За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболеваний органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.
Педагогический коллектив нашей школы уже пять лет работает над задачей сохранения и укрепления здоровья учащихся и имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения в процессе обучения и во внеурочное время:
внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной деятельности педагогов;
разработана программа «Здоровье школьника»;
с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся, продумывается оформление школы;
организована медико-психологическая служба;
усовершенствована материально-техническая база, позволяющая вести эффективную и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни.
Проведённый анализ состояния работы по сохранению здоровья школьников и пропаганде физкультуры и спорта позволил нам определить приоритетные направления работы:
Укрепление и сохранение здоровья школьников через повышение двигательной активности и усиление профилактической работы с учащимися, педагогами, родителями.
Создание условий для внедрения технологий здоровьесбережения учащихся.
Совершенствование школьного питания.
Диагностика и мониторинг результатов работы по сохранению здоровья школьников .
Информационное и методическое сопровождение работы по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни.
Укрепление и сохранение здоровья школьников
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Формирование образа жизни человека начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь, основы его закладываются в период детства и юношества. Поэтому очень важно именно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни. Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить достаточную двигательную активность. Работа по увеличению двигательной активности ведётся на уроках и во внеурочное время. Степень успешности этой деятельности – устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости
(тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направление усилий педагогического коллектива школы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Увеличение двигательной активности обеспечивается за счёт проведения мероприятий, ставших в школе традиционными:
динамические паузы и подвижные игры во время перемен;
Дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники;
экскурсии и походы по окрестностям ;
туристические слеты, соревнования «Школа безопасности»;
военно-спортивная игра «Зарница»;
малые олимпийские игры
спартакиада школьников.

На базе школы постоянно функционируют кружки и секции: мини-футбол, баскетбол, волейбол, плавание.


Дети охотно посещали занятия по лечебной физкультуре. Специалистами ежедневно проводился мониторинг изменений состояния здоровья школьников. Все сведения заносились в индивидуальную диагностическую карту ребёнка. Результаты данной работы были обобщены и доведены до сведений родителей:
дети, имеющие дефицит веса, увеличили его в среднем на 1,5 кг;
дети с нарушением обмена веществ и имеющие лишний вес похудели на 2 кг;
улучшилось общее физическое и психическое состояние: повысился аппетит, нормализовался стул, наладился сон.
Укрепление и сохранение здоровья школьников невозможно без профилактической работы с педагогами, учащимися, родителями.
Так рождается сотрудничество между педагогами и родителями.
Сплочённая и грамотная работа педагогического коллектива и родителей позволила добиться значительных результатов. Учащиеся нашей школы в течение нескольких лет являются победителями муниципальной Спартакиады школьников, участниками и победителями областной Спартакиады школьников, Президентских состязаний и получили заслуженные награды.


Среди учащихся школы победители конкурсов, состязаний, соревнований не только спортивной направленности, но и творческих, интеллектуальных конкурсов (конкурсы рисунков, плакатов, конкурс юных поэтов, танцевальные конкурсы, конкурсы вокалистов, экологические и физические марафоны и др.)
Активное участие в этих конкурсах обеспечивает единство физического, психического и духовно- нравственного здоровья наших детей.
Создание условий для здоровьесбережения учащихся
Значительное место в системе работы по формированию здорового образа жизни отводится созданию условий для здоровьесбережения школьников.
В соответствиями с требованиями СанПина школой обеспечен световой, воздушный режимы. Особое внимание уделено организации питьевого режима. В классах установлены куллеры, а также имеется в школе установлен торговый автомат по приготовлению горячих напитков. Школьным врачом постоянно проводится санитарный контроль влажной уборки помещений, наличие моющих и дезинфицирующих средств, использование инвентаря по назачению.
Расписание учебных занятий соответствует учебному плану и нормативным требованиям СаНПиН в части продолжительности уроков, перемен, начала занятий, расположения предметов по уровню сложности в течение учебного дня и учебной недели. Расписание уроков проходит согласование в Роспотребнадзоре в сфере защиты прав потребителей в сентябре.
При построении образовательного процесса учителя учитывают особенности класса: соблюдаются гигиенические и психолого-педагогические условия проведения урока, функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создаются условия для самовыражения учащихся; используются разнообразные виды деятельности, внедряются здоровьесберегающие образовательные технологии : личностно-ориентированные, педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации обучения.
В процессе обучения успешно решается задача по формированию у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками.
Сравнительные данные по результатам анкетирования «Овладение теоретическими знаниями о здоровом образе жизни». В анкетировании участвовали учащиеся шестых классов, которые на сегодняшний учебный год являются восьмиклассниками – 65 человек.
Результаты анкетирования
«Овладение теоретическими знаниями о здоровом образе жизни»
Теоретические знания | 2008- 2009 учебный год | 2009- 2010 учебный год | 2010- 2011 учебный год ( 1 полугодие) |
Знание о здоровье как ценности | 27чел. 41,5% | 36чел. 55,3% | 49 чел. 75,3% |
Знание об основах личной гигиены | 29чел. 44,6% | 34чел. 52,3% | 45 чел. 69,2% |
Знание о роли режима дня | 37 чел 56,9% | 45чел. 69,2% | 52 чел. 80% |
Знание о правильном питании | 23 чел 35,3% | 31чел. 47,6% | 42 чел. 64,6% |
Знание о влиянии экологии на здоровье | 23 чел 35,3% | 33чел. 50,7% | 44 чел. 67,6 % |
Знание о пользе физической культуры | 40 чел 61,5% | 47чел. 72,3% | 47чел. 72,3% |
Знание о психическом здоровье | 21 чел 32,3% | 26чел. 40% | 34чел. 52,3% |
Знание о технике безопасности | 48чел 73,8% | 56чел. 86% | 61чел. 93,8% |
Результаты сравнительного анализа (динамика показателей) подтвердили, что в школе созданы условия для формирования понятия здорового образа жизни.
Материально-техническая база
С целью создания условий для сохранения здоровья учащихся совершенствуется материально-техническая база. Приобретен инвентарь для спортивных залов. Пополнен медицинский кабинет специальным оборудованием, медикаментами экстренной и противошоковой помощи. Проведена частичная замена школьной мебели и технологического оборудования в школьной столовой в соответствии СанПиНами. Заменена подсветка школьных досок. Приобретены компьютеры нового поколения. Таким образом, в нашем образовательном учреждении созданы условия в соответствии с нормативными требованиями, обеспечивающие комфортность и безопасность пребывания обучающихся и педагогов.
Материально-техническая база позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе и обеспечить качество образования и здоровьесбережение участников образовательного процесса: для учащихся и сотрудников работают 2спортивных зала, столовая, 2 бассейна, медицинский кабинет. В этом учебном году начата работа по созданию кабинета здоровья.
Совершенствование школьного питания.
Целью работы по совершенствованию правильного питания стало создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания, поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата учащихся горячим питанием.


Для организации питания в школе имеется столовая на 200 посадочных мест с набором всего необходимого технологического оборудования. Бесплатными завтраками обеспечены учащиеся 1-4 классов. Льготным питанием охвачено 75 человек. К категории льготников относятся дети-инвалиды, сироты, опекаемые, дети матерей- одиночек, многодетных семей с низким прожиточным уровнем. Питание школьников осуществляется за счёт родительской платы, средств муниципального бюджета, субвенции Ростовской области. Охват горячим питанием составляет с 1 – 6 классы- 100%, 7 – 11 классы-51%. В школе разработана комплексно- целевая программа организация и развития школьного питания.
В рамках реализации существующей программы на протяжении пяти лет в школе проводятся мероприятия, направленные на повышения культуры питания, на обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания. Для осуществления контроля за качеством школьного питания в школе создана комиссия, в состав которой входят представители родительской общественности, Управляющего совета, представители органов ученического самоуправления, медицинские работники, педагоги школы. В течение года членами комиссии проводятся не менее шести контрольных проверок. Благодаря качественному контролю из меню исчезли продукты, вредные для здоровья: карамель, чипсы, газированные напитки. Сейчас в меню преобладают фрукты, овощные салаты, соки, морсы. Блюда, приготовляемые сотрудниками стационарной столовой, также разнообразны: каши из различных круп, овощное рагу, макароны с сыром. В ассортименте блюда из мяса и рыбы.
Диагностика и мониторинг результатов работы по сохранению здоровья школьников
Система диагностики и мониторинга является составной частью работы по здоровьесбережению. Школьным врачом проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам ежегодного медосмотра в 2,5,7,9,11 классах, результаты которого говорят о снижении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями. С другой стороны, появляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость). Для их преодоления результаты медосмотра с рекомендациями о консультации специалистов доведены до сведений родителей и участковых врачей.

За три года отмечена положительная динамика по снижению заболеваемости школьников
Мониторинг здоровья обучающихся школы
| Учебный год |
Заболевания учащихся | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
ОРВИ, ОРЗ, грипп | 33% | 30% | 28% |
Нервная система | 2% | 2% | 2% |
Органы пищеварения | 13% | 11% | 11% |
Мочеполовая системы | 1% | 1% | 1% |
Костно-мышечная системы | 25% | 23% | 22% |
Органы зрения | 20% | 20% | 19% |
с другими заболеваниями | 5% | 5% | 5% |
Анализ показывает снижение ОРВИ, инфекционной заболеваемости, травматизма и заболеваний органов пищеварения по сравнению с 2010/2011 учебным годом на 9%, что объясняется соблюдением санэпидрежима в школе и надлежащей профилактической работой классных руководителей и медицинских работников среди учащихся, родителей и персонала школы.
Ежегодно проходят открытые родительские собрания по темам: «Человек и его здоровье. Главные факторы здоровья», «Здоровье наших детей». Традиционными стали единые Дни здоровья : первая декада сентября и 7 апреля.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Научно-обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность должна способствовать не только формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, но и повышению качества образования в целом через развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В организации учебно-воспитательного процесса и развитии системы поддержки талантливых детей педагогический коллектив нацелен на осуществление следующих направлений:
Поэтапное введение Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), совершенствование учебного плана работы школы;
Развитие учебно-познавательной компетенции учащихся;
Выявление и развитие творческих способностей учащихся педагогами и психологом школы;
Реализация школьной программы работы с одаренными учащимися.
Целевая программа «Здоровье». В связи с тем, что вопросы сохранения и укрепления здоровья являются приоритетным в школе, большое количество воспитательных мероприятий были посвящены им. В сентябре 2010 года проводился месячник безопасности жизнедеятельности. В программу месячника входили конкурс рисунков «Азбука безопасности», классный час в 10 классе «Я выбираю жизнь!» (антинаркотическая профилактика).


Одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении школьников является система кружков и секций дополнительного образования в школе. Наличие таких детских спортивных и творческих объединений дает возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого ребенка. Система дополнительного образования призвана наиболее полно удовлетворить потребности каждого в развитии интеллектуальных и творческих способностей, дает возможность поиска своего места в жизни, более полной реализации каждого школьника.
В данный момент в школе работает 8 кружков дополнительного образования, занятия в них проводят учителя школы по собственным рабочим программам.
Учитель Курамшина Р.И.
13