Анализ работы школьного педагога-психолога
Целью работы педагога-психолога в МБОУ «СОШ № 112» в 2022-2024 учебном году было оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки всем участникам образовательной деятельности, психологическое сопровождение учреждения по новым стандартам образования.
Содержание работы педагога-психолога определялось следующими принципами: соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность, преемственность, рекомендательный характер оказания помощи.
Основные направления работы в соответствии со ст. 42.п.2 ФЗ «Об образовании»:
диагностика, консультирование, коррекционно-развивающие занятия, профориентация обучающихся.
Работа с обучающимися
Консультационная работа включала:
экспресс-диагностику,
индивидуальные и групповые консультации по результатам диагностики, индивидуальные и групповые консультации по запросу;
обеспечение непрерывности сопровождения обучающихся по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и социализации;
Коррекционно-развивающая работа включала:
экспресс-диагностику;
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, личностной, познавательной, речевой сфер и психокоррекцию поведения;
формирование и развитие универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в соответствии с требованиями начального и основного общего образования;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с учётом особенностей психофизического развития;
внеурочную деятельность в 1-4, 5-8 классах, курс «Путь к успеху», составленный на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я»;
внеурочную деятельность в 5-11 классах, курс «Самосовершенствование личности» на основе программы Г.К. Селевко;
групповые занятия с обучающимися 1,5,10 классов по преодолению трудностей адаптации;
групповые занятия с обучающимися 1-4 классов по программе Л.В. Мищенковой по развитию внимания, памяти, мышления.
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ,
индивидуальные занятия с детьми высокого уровня учебной мотивации по подготовке к олимпиадам по психологии.
выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
индивидуальные профилактические занятия с учащимися «группы риска», стоящими на социально-психолого-педагогическом учете школы.
Динамика количества видов работ:
| 2022-2023 | 2023-2024 | | 2022-2023 | 2023-2024 |
Количество индивидуальных обследований | 29 | 34 | Первичных | 39 | 16 |
Повторных | 6 | 5 |
Количество индивидуальных консультаций | 89 | 102 | Детей | 72 | 110 |
Кол-во индивидуальных занятий | 79 | 95 | Детей | 210 | 288 |
Количество групповых обследований | 89 | 106 | Детей | 61 | 67 |
Количество обследованных на диагностиках | 367 | 371 | Детей | 564 | 570 |
Количество групповых консультаций | 129 | 155 | Детей | 122 | 146 |
Количество групповых занятий | 157 | 188 | Детей | 346 | 372 |
Количество посещений групповых занятий | 398 | 401 | Детей | 589 | 601 |
Динамика обследований:
Обследования | 2022-2023 | 2023-2024 |
Групповые | 101 | 116 |
Индивидуальные | 45 | 21 |
Количество групповых психологических обследований не снизилось, цифра в таблице указывает на проведение диагностических обследований психологом. В 2022-2023 учебном году с целью оптимизации работы психолога и в связи с расширением объёма диагностической работы, часть обследований под руководством психолога проводили классные руководители.
После диагностики были проведены индивидуальные и групповые консультации и коррекционно-развивающие занятия (всего по параллелям):
Параллель | Количество групповых консультаций | Количество индивидуальных консультаций | Количество групповых занятий | Количество индивидуальных занятий |
| 2022-2023 | 2023-2024 | 2022-2023 | 2023-2024 | 2022-2023 | 2023-2024 | 2022-2023 | 2023-2024 |
1 | 0 | 4 | 0 | 6 | 96 | 77 | 12 | 30 |
2 | 3 | 4 | 0 | 2 | 35 | 34 | 5 | 12 |
3 | 3 | 3 | 0 | 6 | 34 | 4 | 9 | 32 |
4 | 9 | 9 | 0 | 3 | 34 | 55 | 16 | 9 |
5 | 12 | 9 | 0 | 12 | 37 | 8 | 9 | 27 |
6 | 15 | 27 | 7 | 24 | 16 | 38 | 9 | 27 |
7 | 24 | 10 | 3 | 17 | 34 | 42 | 36 | 36 |
8 | 24 | 20 | 12 | 18 | 30 | 59 | 36 | 36 |
9 | 9 | 45 | 10 | 6 | 27 | 43 | 24 | 19 |
10 | 10 | 8 | 20 | 4 | 4 | 5 | 27 | 41 |
11 | 10 | 7 | 20 | 1 | 15 | 7 | 27 | 10 |
Дошкольники | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 122 | 146 | 72 | 110 | 346 | 372 | 210 | 288 |
Работа с родителями
Консультационная работа включала:
индивидуальные и групповые консультации по результатам диагностик психологических особенностей обучающихся, индивидуальные и групповые консультации по запросу,
тематические выступления на родительских собраниях по запросу,
обеспечение непрерывности сопровождения семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с проблемами, единых для всех участников образовательного процесса;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребенка, испытывающего школьные трудности.
.
Динамика количества видов работ с родителями:
| 2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024 |
Количество индивидуальных консультаций родителей | 33 | 15 | 15 |
Количество групповых консультаций родителей | 15 | 15 | 1 |
Кол-во индивидуальных занятий детей с родителями | 8 | 0 | 12 |
Всего приёмов родителей | 56 | 30 | 28 |
Снижение количества индивидуальных консультаций родителей с психологом связано с повышением качества сотрудничества классных руководителей социального педагога и психолога. После первичной консультации с родителями, получения диагностической информации и определения плана работы, индивидуальную работу с родителями продолжают классные руководители т.к.получают информацию по каждому ребенку, вся информация присутствует у классных руководителей в папках по классу и имеются у психолога в журналах сопровождения по каждому классу.
Профориентационная работа включала:
экспресс-диагностику;
индивидуальные и групповые консультации по результатам диагностики, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
составление методических рекомендаций для педагогов, родителей, обучающихся;
Таким образом, цели и задачи работы в 2022-2024 учебном году в основном выполнены.
Задачи на 2023-2024 учебный год:
1. Осуществление психологического мониторинга личностного и психологического развития обучающихся, использование результатов диагностик уровня сформированности личностных достижений обучающихся для планирования развивающих мероприятий в течение учебного года. Срок: в теч.года. Ответственный: Костюк И.Ю., педагог-психолог.
2. Содействие сохранению психологического здоровья участников образовательной деятельности, помощь в преодолении проблем и укреплении ресурсов, психологическое сопровождение обучающихся в адаптационные периоды. Срок: в теч.года. Ответственный: Костюк И.Ю., педагог-психолог.
3. Психологическое консультирование всех участников образовательной деятельности по психологическим проблемам и результатам индивидуальных и групповых психологических диагностик.
4. Содействие на коррекционно-развивающих занятиях формированию потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательной деятельности. Срок: в теч.года. ответственный: Костюк И.Ю., педагог-психолог.
5. Формирование и развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению личностному и профессиональному. Формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации, развитие коммуникативной компетенции. Срок: в теч. года. Ответственный: Костюк И.Ю.. педагог-психолог
В 2023 -24 году веду коррекционно-развивающие занятия в первом коррекционном классе.
| Начало года | Конец года |
Развитие зрительного восприятия | 25 % | 49% |
Развитие пространственного восприятия | 22 % | 43 % |
Психология | 18 % | 39 % |
С 2022 по 2024 год провожу занятия с детьми ОВЗ и готовлю на ПМПК.
18 детей получили заключения и рекомендации ПМПК. 18 детей обучаются по АООП.