Анализ по психологическому практикуму
за 1 полугодие 2018 – 2019 учебного года
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни.
Цель работы данного курса заключалась в активизации процесса самопознания и повышения собственной значимости, ценности, мотивации учащихся к самовоспитанию и саморазвитию, умение контактировать в коллективе. Занятия проводятся 2 раза в неделю в форме комбинированных индивидуальных и групповых занятий длительностью 35-45 минут. Безоценочное обучение, без домашних заданий.
Методы работы, которые часто использовались на занятиях:
1. Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ, поделки, слайды, книги, журналы.
2. Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
3. Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения, психогимнастика.
При организации практикума опираюсь на житейский опыт учащихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология, домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяет преодолевать трудности в понимании учащимися сложных психологических явлений.
В 7 классе были проведены следующие занятия: «Кто я?», «Каков я на самом деле?», «Моя индивидуальность», «Мнение», «Что такое психология», «Чувство собственного достоинства», «Уверенное и неуверенное поведение», «Мои права и права других людей», «Просьба», «Я в своих глазах и в глазах других людей», «Эмоции и чувства», «Обида», «Как справиться с раздражением», «Мои слабости», «Мои проблемы», «Мотивы наших поступков», «Люди, значимые для меня», «Эффективные приёмы общения», «Я тебя понимаю», «Помощь друг другу», «Творческая личность», «Как достичь цели», «Принять себя», «Самоприятие. Самоуважение. Самоодобрение», «Наш класс», «Психологическая аптечка», «Моё время», «Мы общаемся», «Развиваем внимание», «Развиваем память», «Мышление и речь», «Воображение», «Восприятие», «Наши трудности».
В 8 и 9 классе каждая тема рассчитана на 1 или 2 часа. Темы занятий таковы:
«Общение в жизни человека», «Зачем нужно знать себя?», «Я глазами других», «Самооценка», «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги», «Ярмарка достоинств», «Ищу друга», «Родные люди», «Почему люди ссорятся?», «Барьеры общения», «Предотвращение конфликтов», «Учимся слушать друг друга», «Уверенное и неуверенное поведение», «Нужна ли агрессия?», «Что такое зло?», «Передай добро по кругу», «Пойми меня», «Мои проблемы».
В работе с 7 классом происходило снятие напряжения и сплочение учащихся, повышение собственной значимости. В ходе работы использовались игровые методы групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а так же психогимнастика. В результате занятий у учащихся сформировалось желание саморазвиваться.
В 8 и 9 классе происходило:
-развитие самопознания и рефлексии;
-обучение навыкам позитивного общения.
Выводы:
На занятиях была организована доброжелательная и доверительная атмосфера взаимного общения. Учащиеся получили конкретные знания, частично осознали и решили свои личные проблемы. У учащихся возникло желание совершенствоваться, развивать способность принимать друг друга. Они обучились альтернативным вариантам поведения. В дальнейшем планирую делать акцент на социализацию учащихся в классных коллективах.
Педагог-психолог Ещенко В.Г.