Анализ работы
по программе элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса «Учебно-исследовательская работа по русскому языку» учителя русского языка и литературы МБОУ Балаганская СОШ№2 Селивановой Александры Николаевны.
В современной школе важно не только выявить учеников, интересующихся различными областями науки и техники, но и помочь им наиболее полно раскрыть свои способности, развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности, сформировать исследовательские навыки.
10 января 2006 года мною разработана программа для обучающихся 9 классов в рамках предпрофильной школы по русскому языку «Учебно-исследовательская работа по русскому языку». 28 сентября 2007 года эта программа получила свидетельство о государственной аккредитации и рецензию «Иркутского института повышения квалификации работников образования». С 1 сентября 2008года по 20 мая 2013 года программа проходила практическую апробацию. В течение этих лет разработаны анкеты для исследователей, вопросы для диагностики педагогов, анкеты – сопровождение работы, утверждены формы представления исследовательских работ: реферат, устный доклад, сообщение с использованием компьютерных презентаций. Есть секция для детей разного возраста «Проект и его презентация». Определены параметры анализа исследовательской работы для руководителя той или иной секции. Работая по программе элективного курса, обработаны анкеты учеников 9 классов по каждому учебному году, начиная с момента апробации программы (всего обработано анкет 90 анкет). Перед летними каникулами вместе с учениками выбираем темы исследовательских работ, подбираем литературу, потом начинается сбор материала. И как итог работы, весной планируется провести маленький праздник с большими задачами, где соберутся гости со всей школы. Для каждого участника – это прекрасная возможность получить навыки научно-исследовательской, возможности развиваться и вести дискуссию. В рамках элективной программы постоянно готовлю дидактический материал для одарённых детей на уроки, факультативы, спецкурсы. «Обучение дебатам в старших классах», «Озорные тексты на уроках русского языка», «ролевые игры «Грамотей», «Трудности устной речи».
На уроках русского языка ученики давно знают, что каждое правило имеет свой цвет. Однородные члены предложения – оранжевый фон и белые схемы, осложнённое предложение – синий фон и белые схемы. Своя психология! А ещё часто детям приходится перевоплощаться в животных: «Ты что, малыш, приболел?»- каркнула надо мной ворона. «Болею, видишь, какой белый стал». И очень часто на уроках русского языка на волшебной лодке перевозим буквы через волшебный ручей – по слогам и ни в коем случае не оставлять буквы в одиночестве на берегу! «Только так я научилась делить слова на слоги»,- вспоминает ученица 9 класса. Какова роль учителя, входящего в класс? Что шепчет мне мой внутренний голос? Дать ученикам определённый набор знаний? Но их сумма всегда ограниченна…Научить истине? Но учитель не носитель истины… Научить своих учеников мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово. Но как? Выход пока один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ – искать всю жизнь, но всерьёз. Значит, нужно их научить думать. Почувствовать вкус к исследованию. Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности, работе.
Какие же формы работы и методы исследовательского характера используются на уроках и во внеурочное время?
Познавательные задачи;
Уроки-исследования;
Задания творческого характера;
Лингвистические задачи;
Урок как проект;
Исследовательские задания;
Экспедиция;
Эксперименты;
Работа с научной литературой;
Тезисное конспектирование;
Социолингвистическое наблюдение;
Составление библиографии.
Любое мнение имеет место, ценность в доказательстве. Самое главное для учителя: это умение сформулировать вопрос. Ведь с вопроса начинается исследование, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую и открыть новую истину. Поэтому роль руководителя важна: он должен идти параллельно с юным исследователем, но, ни в коем случае не опережая его. Педагогическая тонкость заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследование – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных замыслов и идей… Ученик должен видеть, что учитель относится с уважением к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога. Иными словами, вот такую схему у можно проанализировать:
-если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с руководителем (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнить самостоятельно;
- если сегодня ребёнок всю работу, даже ту её часть, которая пока ему доступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то завтра он сможет выполнять подобную работу:
-если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу. Этапы работы:
1-5 - 7-е классы – подготовительный этап;
2. 8-9-е классы – развивающий этап;
3.10-11-е классы – этап непосредственной научно-исследовательской деятельности.
Многое зависит от возраста ребёнка. Педагоги, имеющие большой опыт организации исследовательской работы в школе, полагают, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться рано- с 5-7 класса. Эффективность её будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских знаний. Школьникам – подросткам (7-9 классы) интересно на только то, что внешне занимательно; им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными с собственных глазах и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти своё место в коллективе, утвердить свою индивидуальность.
В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно изменяется, для старшеклассника сама учебная деятельность - средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессий.
Этапы работы по теме исследования:
Предварительный
Выбор проблемы исследования
Изучение научной литературы
Формулировка темы, гипотезы, определение целей, задач, методов
Сбор материала
Обработка полученного материала
Формулирование выводов
Создание текста УИР
Представление результатов работ
Оценка работы
Переходя от этапа к этапу, школьник учится: 1) работать с первоисточниками; 2)наблюдать явления, факты; 3)объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; 4) составлять и решать задачу; 5) формулировать гипотезу; 6) разрабатывать и проводить эксперимент; 7) обобщить материал и представлять его в виде текста. Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности, творческой активности. Основной этап учебно-исследовательской работы – этап сбора и анализа языкового материала.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу. И не важно, что эти открытия давно уже сделаны учёными. Каждый ребёнок открыл для себя их заново, впервые, начинал стремиться к новым открытиям.
Лингвистическая экспедиция по посёлку «Нужно ли говорить правильно людям разного возраста?», «Исправишь ли ты собеседника, если он допустит речевую ошибку?» (20 учащихся 9 классов работали по теме исследования).
Ответы были разные:
Исправлю | Нет |
Да, исправлю, чтобы человек больше не допускал ошибок. | Чтобы не смущать человека, не обидеть |
Не нравится, когда говорят неправильно | Не знаю, в зависимости от собеседника и от настроения |
Не надо портить русскую речь | Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным. |
Подвели итог и составили схему
«Секреты хорошей речи»
Ясность
Точность
Краткость
Выразительность
Заполнили анкету «Состояние русского языка в Иркутской области»
Возраст участников: от18 до 50 лет и старше.
Считаете ли Вы, что в русском языке за последние 10-20 лет произошли изменения. Если да, то, какие? (Да, произошли. В основном в лексике. Появилось много заимствованных слов. Вхождение в публичную жизнь таких слоёв и групп, которые связаны с формами нелитературного языка).
Отличается речь иркутян от речи жителей других регионов (речь иркутян более литературная).
Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова? В какой степени, и в каких ситуациях? (Иногда, в узком кругу. Да, дома. Употребляю молодёжный сленг в общении с детьми).
Бранные слова (Стараюсь не употреблять. Употребляю, но не люблю слушать других. Разве нельзя обойтись средствами современного литературного языка).
Отличается ли речь представителей одной социальной группы от речи других групп? (Речь учителя более насыщена политическими и научными терминами, правильно излагают мысли, легче доводят свои мысли до слушателя). Результаты экспедиции были опубликованы в районной газете.
Задания творческого характера
Отгадайте, о чём идёт речь? Какие языковые явления лежат в основе этой задачи-шутки?
-Она чёрная?
-Нет, красная.
-А почему она белая?
-Потому что зелёная.
Рассуждения ученицы: диалог ведётся о смородине(которая бывает красной и чёрной). В основе шутки лежат два языковых явления:
а) эллипсис, т.е. ощущение части высказывания (Полный вариант вопроса: это у вас чёрная смородина);
б)перенос значения слова: слово зелёный в данном контексте употреблено в значении «незрелый».
Исследование слова «Дорога» в 9 классе. Предлагаю: «Давайте вместе всмотримся в слово, попробуем «на вкус», познакомимся с его родственниками и предками, узнаем, как оно работает, вслушаемся в звучание.
Учу с помощью слова слушать, видеть, понимать, грамотно
излагать мысли. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха: это я понял, это я могу, это я сделаю. Ведь главное, что в сознании школьников укрепляются понятия «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». А это - на всю жизнь, в любом деле пригодится. Даю методические рекомендации. 1 группа определяет лексическое значение слова, приводит примеры; 2 группа определяет морфологические признаки; 3 группа определяет синтаксическую роль. Все работают с текстами, где есть слово «дорога», объясняют, в каком значении употребляется в ваших предложениях или словосочетаниях. На такую работу отводится 25 минут, далее группы оглашают выводы по признакам, выставляют «оценки» словам. Делается общий вывод: исследовать на уроках русского языка можно самые разные слова. Школьники проявляют интерес к словам каждодневным, привычным (весна, врач, цветок). Исследуя слова, ученики совершают удивительные находки. Узнают о том, что первоначально слово позор имело значение «зрелище», выясняют, как появилось слово смородина. Обнаруживают, что есть слова добрые и злые, мужественные и трусливые, сильные и слабые, холодные и тёплые… Благодаря подобным урокам-исследованиям у школьников формируется интерес к слову, они начинают видеть его красоту и своеобразие. И становятся не просто фразой, но и внутренним чувством слова В.Солоухина: « Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово, как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зелёная, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, тёплая… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава.
Анализ фактов – задача увлекательная. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза" в 8 классе. О чём? О грозе? «Но грозы не бывает одновременно с дождём, солнцем, ветром, летящей пылью и гомоном птиц»,- утверждают ребята. Любое мнение имеет место, если оно может быть подтверждено. Ценность любой точки зрения не в её истинности, а в доказательстве. Так начинается урок, классный час, спецкурс. Так начинается исследование. Анализ вроде бы непримечательных фактов, построение остроумной версии – задача увлекательная.
Сытый блинчик
Маленькое кафе под названием «Сытый блинчик». Да-да, не сытный, а сытый.
-Что перепутали? Как называется это в лингвистике?
«Подняться на носки»- это значит…
Справа от Вас или от меня? Диспетчеру показалось, что самолёт слева, а пилоту справа. Кто прав?
«Мне нужен вот тот кусок колбасы слева, подальше»,-обращается к продавщице по другую сторону прилавка. Русский язык сложен. В некоторых критически важных ситуациях для современной жизни фразы на русском языке, не содержащие никаких ошибок, могут быть? пришедших в школу детей? путают понятие «право» и «лево».
А с каким желанием ученики готовятся на районную научно-краеведческую конференцию «Байкальское кольцо»? Собирают материалы об истории родного края, села, пословицы, поговорки, загадки и сказки, песни. Выявляют происхождение названий селений, святых мест, гор, рек, пишем стихи. И, когда после долгих неудач, вдруг раздаётся громкое: «Получилось!» Победа наших школьников становится победой школы, района, а затем и области.
Результаты участия в муниципальной краеведческой конференции «Байкальское кольцо».
2010-2011 учебный год - «Ценности семейной жизни» - Майер Оля, 11 класс, 3 место, «Роль игрушки в жизни человека» - Васьковская Анна,11 класс, 2 место.
2011 -2012 учебный год - «Нам мастерица вышьет ткань» - Хасиева Александра, 9 класс, 3 место. «Экскурсия в село Коновалово» - Курбатова Яна,11 класс, 2 место,
2012-2013 учебный год - «Таинство браков и разводов», Хасиева Саша,10 класс, участие.
Результаты участия в муниципальной научно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
2009-210 учебный год - "Сопоставительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил» (Сложности перевода) – Майер Оля,10 класс, 2 место, «Улыбка - радуга души» - Васьковская Анна 10 класс, 3 место.
2010-2011 учебный год - «Жанровые особенности коммерческого письма - приглашения» - Майер Оля, 11 класс, 1 место, «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий» - Васьковская Анна, 11 класс, 2 место, «Метафора в средствах массовой информации» - Хасиева Александра, 8 класс.
2011-2012 учебный год - «Происхождение слова «газета», популярность отдельных изданий» - Хасиева Александра, 9 класс, 3 место, « Малая» родина в очерках Вампилова» - Комбатова Юлия,9 класс.
2012-2013 учебный год - «Дуэли и дуэлянты» - Домбинов Михаил, 8 класс, 4 место, «Фразеологический калейдоскоп» -Степанкина Виктория,3 место,8 класс.
Семиклассница Оля ставит цель выявить зависимость образа рассказчика от строения анекдота. Она серьёзно отбирает материал для опроса; критерии отбора описываются: анекдоты отличаются по теме(«детски», «исторические»), форме речи(монолог или диалог). Описывается в работе эксперимент: «Процедура опроса проводилась устно. В опросе участвовали 10 человек(3 мужчины и 7 женщин). Их возраст составляет от12 до 61 года. Все анекдоты читались каждому испытуемому в одной и той же последовательности. Требовалось лишь дать оценку (смешно и не смешно) и описать внешность и характер человека, который мог бы быть рассказчиком такого анекдота. Все результаты заносились в таблицу.
№ | Характер №1 | Характер №2 | Характер №3 |
1 | Спокойная | заносчивый | бойкая |
2 | жизнерадостная | меланхоличный | тихая |
3 | скучный | - | сварливый |
4 | - | настойчивый | - |
5 | - | - | умный |
6 | чувство юмора | - | умный, медлительный |
7 | задиристый | скучный | весёлая |
8 | весёлый | Заносчивый | вдумчивый, с юмором |
9 | задумчивый | пессимистка | историк |
10 | игривый | грубоват | спокойный |
ИТОГ | весёлый, игривый | заносчив, грубоват | умный |
Аня заинтересовалась проблемой функционирования прецедентных феноменов сначала в молодёжной речи, а потом шире. Первое, с чего начала ученица работу, - объяснила значение ПФ (это текст в широком смысле или цитата, отрывок текста, часто употребляемый и имеющий для группы людей культурное, познавательное или эмоциональное значение. Привела примеры: Мужчина в полном расцвете сил; Давайте жить дружно: Быть или не быть?; Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, просто красавица; Не дай себе засохнуть. Изучила литературу по теме. Затем во время каникул стала собирать примеры использования ПФ в живой устной речи. Собранные примеры она заносила в тетрадь, а потом стала записывать и свои размышления по поводу исследования. «Наиболее интересными для меня оказались высказывания, связывающие моё поколение с поколением родителей». В ходе работы, посвященной имитации функционирования криминального жаргона в художественном произведении (на примере фильма «Джентльмены удачи»), Света (11 класс) столкнулась с необходимостью получить достоверные доказательства довольно редкого явления: специально придуманная замена слова падла- редиска-вошли в жизнь вместе с выходом фильма. Из подборки примеров следовало, что до выхода фильма в свет – до 1975 года – в значении «нехороший человек» это слово действительно не употреблялось.
В работе Валентины В. (9 –й класс) «Сравнительный анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и притчи «О сверчке и Муравье». Употребляется желательное наклонение, присущее церковнославянскому языку ( да не гладом погибну). На конференциях школьников нередко сообщения, представляющие некоторый научный интерес. Как правило, это случается, если описывается новый или малоизученный объект.
Участие в IX областной научно-практической конференции «Великое русское слово». Подготовлены доклады по теме конференции « Язык современной Интернет - субкультуры» - Курбатова Яна, 11 класс, « О лексике русского языка наших дней» - Ляпина Валя,11 класс, « Молодёжный сленг и жаргон» - Комарова Таня,11 класс. Конференцию проводила кафедра русского языка, литературы и языкознания. Участие в X областной научно-практической конференции «Великое русское слово». Обучающаяся 10 класса, Хасиева Александра подготовила доклад «Разрушительная сила слова», приняла участие в работе секций и круглых столов в качестве слушателя. Конференцию проводила кафедра русского языка, литературы и языкознания. Победитель районного и участница областного конкурса «Моё слово о Вампилове», посвящённого юбилейной дате А.Вампилова. «Малая родина в очерках Вампилова «Прогулки по Кутулику», «Как там наши акации?» - Комбатова Юлия, 9 класс. Участие во всероссийском фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио». Дипломом отмечена за руководство учениками, представившими работу по теме «Функционирование жаргонной лексики в сфере информационных технологий». Работа обучающейся 8 класса, Прокопьевой Ксении размещена на сайте.
Активно использую проектную технологию при подготовке обучающихся к исследовательской работе не только по своему предмету, но и в смежных дисциплинах. С удовольствием поддерживаю творческий поиск своих учеников.
Участие в XVII межрегиональной научно-практической конференции школьников « Юный исследователь природы» по теме «Живой родник воды в твоём доме» - Прокопьева Ксения, 8 класс.
Итогом элективного курса ««Учебно-исследовательская работа по русскому языку» стало анкетирование, каждый участник получил сертификат.
- Кто помог с выбором темы?
Сам выбрал тему исследования, в соответствии со своими склонностями и способностями. Мне это нужно, интересно.
-Чему научились, занимаясь исследовательской деятельностью?
-Что узнали?
Решая исследовательскую задачу, активно добывал знания сам, был заинтересован в результате работы.
Научились выступать с докладом, находить научную литературу по теме исследования, составлять список литературы, выбирать нужный материал для выступления.
-Где и как можете использовать полученный опыт?
Поможет написать курсовую и дипломную работу, стремление к самоопределению, построение жизненных планов, устремлённость в будущее, что связано с выбором профессии.
Что больше понравилось в работе?
Метод сбора материала, ведение записной книжки по сбору материала. Как правило, респондентами в таких исследованиях становятся одноклассники, члены семьи и близкие знакомые исследователи.
-Что было трудно?
Работа выполнялась по желанию. Чаще всего на всё исследование отводится один учебный год. Значит, реального времени на проведение эксперимента или сбор материала остаётся не более 3-5 месяцев. Поэтому объём обработанного текста и ли собранного материала, как правило, незначителен и результат выглядит не слишком убедительно. Недостаточная объективность результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
-Как изменила исследовательская работа ваше отношение к предмету?
Появилась уверенность в собственных силах, могу выбрать сам тему и заняться исследованием.
А все перечисленные меры в комплексе привели к повышению уровня обученности учащихся по русскому языку и литературе.
В течение 17 лет занимаюсь исследовательской работой с учениками. Итогом этой работы стала инициатива по созданию научного школьного общества. С сентября 2006 года образовано НШО учащихся МОУ СОШ№2 «Ростки», руководителем которого является Селиванова А.Н. В это общество входят дети разных возрастов, но их объединяет желание, интерес заниматься исследованием на уроках и во внеурочное время. Моя задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, подержать и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Под моим руководством разработан Устав НШО, организована работа в секциях, даны основные направления работы,
Современное качественное образование невозможно без исследовательской работы. Современный учитель XXI века – это педагог, воспитатель, исследователь. Сама Александра Николаевна постоянно занимается исследованием. 2006-2007гг. Дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе «Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку» в объёме 72 академических часов и выполнила выпускную работу по теме «Руководство ученическими работами по научно-исследовательскому проекту «Учебно-исследовательские работы учащихся». Срок обучения: 1.09.06. – 30. 04.07. Три исследовательские работы были отправлены в Московский университет для выполнения контрольной работы учителя. «Имена и фамилии персонажей пьес А.Н.Островского», «Молодёжный жаргон», «О лексике в наши дни». Оценка зависела не от знаний, умений, уровня развития учащихся, а от качества анализа, сделанного учителем. Был сделан анализ результатов, комментарии эксперта, дополнительные замечания: в целом с работой справились, было очень интересно узнать о прошлогодних исследовательских работах учеников.
15 февраля – 5 марта 2010 года приняла участие в VI областном образовательном форуме «Образование Приангарья -2010». «Областной смотр современного педагогического опыта» (Формирование научно-исследовательской деятельности обучающихся через систему уроков и дополнительного образования). 10-11 октября 2007 года приняла участие в региональной конференции «Валентин Распутин: общество, культура, образование» с докладом. « Живи в согласии со своей совестью» (художественное своеобразие творчества В.Г.Распутина)». Была отмечена благодарственным письмом за активное участие в работе конференции. Работа напечатана в сборнике Иркутского института повышения квалификации работников образования. Приняла участие в конкурсе литературно-художественного творчества и исследовательских работ «Моё слово о Вампилове», посвященном 70-летию А.Вампилова.
2013-2014 учебный год - в период с 24 по 25 января участие в областном семинаре – совещании организаторов краеведческой работы со школьниками. Прошла обучение по теме «Перспективные направления краеведческой работы в Иркутской области». Отмечена сертификатом в работе региональной научно - методической конференции. Выпущен сборник докладов по теме конференции. Спецкурсы «Учебно-исследовательская работа по русскому языку на уроках и во внеурочное время», «Учись выразительно читать», «Лингвостилистический анализ текста предназначены для подготовки к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе в форме тестирования.
Моим педагогическим кредо является «не преподносить готовые знания, а учить добывать истину самостоятельно. В моей коллекции пока немного подобных находок, но накопленный опыт, знания позволяют вести за собой своих учеников. «Горькие минуты – пустые глаза ученика». Горькие. Ибо нет ничего важнее личностного роста ребёнка». Увлечённый учитель никогда не остановится в познании нового, не скажет себе «стоп!» Движение есть жизнь! Кто-то скажет, что так и сгореть не долго. Но я выбираю слова Макаревича:
Всё спалил за час,
И через час большой огонь угас,
Но в этот час.
Всем стало вдруг теплей.
Но результат скажется: научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Учитель не сможет всегда опекать детей, они окончат школу и уйдут, но механизм работы мысли уже приведён в действие, и, может быть, они ещё раз перечтут «Онегина», и вслушаются в слово, и увидят новые вопросы, и попытаются на них ответить, и сделают это лучше нас…
Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше. Жить вопреки всему. Листать книги и хлопать дверями, зажигать свечи и сжигать мосты, вдыхать горький тополиный дым и читать стихи. Просто мы верим, что затраченные силы вернуться к нам с победами, успехами наших учеников. То ли ещё будет!
7