МБОУ «Грушевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Судак
Анализ самообразования
за 2018-2019 учебный год
Предметы:
технология,
изобразительное искусство
Учитель технологии и изобразительного искусства
Гукасова В. С.
Тема самообразования: «Развитие творческой активности обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства посредством групповых форм работы».
Цель: Формировать художественную культуру учащихся, развивать изобразительные способности, творческое воображение, художественный вкус, понимание прекрасного, учить проявлять инициативу, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно, чтобы ребёнок учился тому, чему ему хочется учиться, испытывал удовольствие от самого учения.
Задачи:
– изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля;
– изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
– освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы по самообразованию;
– прохождение курсовой подготовки на базе ГБОУ ДПО РК «КРИППО» г. Симферополь с целью повышения квалификации;
– знакомство с передовым опытом учителей и работа по апробации полученных знаний на практике;
– участие в системе школьной и районной методической работы;
– обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.
С целью реализации темы самообразования применяю на уроках технологии и изобразительного искусства следующие технологии личностно-ориентированного обучения:
На уроках применяется технология сотрудничества – совместная работа равных – учителя и учеников.
Уроки по технологии индивидуального обучения: активность, количество и качество работы каждого ученика.
Самостоятельная работа – средство активизации учебной деятельности школьников, задача которого состоит в том, чтобы на уроках постепенно вырабатывать у них умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике, усваивать алгоритм действий, работать с литературой. Такой подход позволяет целенаправленно формировать у учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс их труда становится осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносящим ребятам удовлетворение и радость.
На уроках и во внеурочной деятельности актуально применение информационно-коммуникационных, компьютерных технологий при изложении нового материала, проверке знаний, диагностировании, создании презентаций и проектов, мультимедийных презентаций: работа с тканью, вышивка, роспись по дереву и др. Использование ИКТ позволяет существенно повысить интерес детей к предметам изобразительного искусства и технологии.
Исследовательская работа является огромным творческим потенциалом, например, основываясь на интеграции урока «технология» с изобразительным искусством по моделированию, художественной обработке материалов, вязанию, вышивке, выжиганию, росписи по дереву, учащиеся исследуют народное творчество, художественные промыслы и ремёсла, национальные мотивы и традиции.
При защите проектов учащиеся рекламируют свои изделия в форме стихов. Метод проектов позволяет развивать творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом нового. В поисковом этапе учащиеся собирают информацию из журналов, газет, книг, в сети Интернет, у родителей, учителей. Технологический этап включает практическую деятельность. Заключительный этап: оформление, презентация работы, оценивание.
Для поддержания у детей познавательной активности в той или иной деятельности является результативным метод стимулирования – соревнование.
Обязательное условие любого урока – сохранение здоровья детей – соблюдение принципа здоровьесбережения. Стараюсь на уроках применять физкультминутки, связанные с темой урока, что способствует закреплению изучаемого материала. В соответствии с темами рабочих программ по технологии и изобразительному искусству провожу уроки на свежем воздухе.
В результате использования технологий личностно-ориентированного обучения, школьники учатся обращаться к своему личному опыту, отстаивать собственную позицию, предлагать свои оригинальные способы решения проблем.
Реализуя перечисленные технологии обучения, практически на каждом уроке применяю групповые формы работы. В зависимости от темы урока, целей и задач, группы формируются в количестве от 3 до 5-6 человек. Опыт моей деятельности показывает, что при осуществлении проектной деятельности группа должна включать не более 3-х человек. А вот при изучении таких разделов технологии, как «Кулинария» и «Основы аграрной технологии» вполне успешными являются группы или бригады из 5-7 человек. На уроках изобразительного искусства при проведении практической работы «Бал во дворце», жостовская роспись (5 класс) практикую работу по рядам. В течение учебного года группы меняются по количеству учеников и составу и не являются постоянными. Данный подход способствует развитию чувства коллективизма, позволяет учащимся адаптироваться к поведению одноклассников при различных условиях и целях урока, искать новые методы решения задач, способствует сплочённости классного коллектива, объединяя порой учеников разных позиций. Плюсом групповых форм работы является то, что в течение учебного года в каждой группе назначается учителем, выбирается ребятами или самовыдвигается старший (командир, бригадир, лидер и т. д.), осуществляющий организацию работы своей группы на уроке и оценивающий её. Таким образом каждый ученик в течение года учится проявлять организаторские способности, преодолевать стеснительность, проявлять лидерские качества.
Однако в ходе работы по теме самообразования выявились и определённые проблемы, которые нельзя решить в одиночку: недостаточно хорошо развитая материально-техническая база по предмету «Изобразительное искусство», «Черчение», отсутствие базы для развития таких направлений технологии, как «3-D моделирование», «Робототехника».
В рамках решения поставленных задач по самообразованию в течение 2018-2019 учебного года мною выполнены следующие мероприятия:
Курсы повышения квалификации ГБОУ ДПО РК «КРИППО» г. Симферополь по программе «Основы применения 3-D технологий в образовательной деятельности».
Являюсь руководителем ММО учителей технологии городского округа Судак.
Присвоение первой квалификационной категории (Приказ Минобразования Крыма от 05.03.2018 г. № 486).
Проведены Предметные недели:
15.10.2018 – 19.10.2018 – Неделя Изобразительного искусства и МХК;
13.05.2019 – 17.05.2019 – Неделя Технологии
5. Являюсь участником рабочей группы учителей технологии МБОУ городского округа Судак по проведению школьного этапа ВОШ по технологии, разработчиком заданий и материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий.
6. Результатом моей деятельности являются достижения моих учеников за 2018-2019 уч. год.
Показатели | 2018-2019 |
1. Количество участников предметных олимпиад: | |
– школьный уровень | 45 |
– муниципальный уровень | 1 |
– республиканский уровень победители и призеры | 1 |
2. Наличие творческих работ всего. Из них победители и призёры | 14 |
– муниципальный уровень победители и призеры | 14 |
– республиканский уровень победители и призеры | |
Олимпиады по предметам
Предмет | Дата | Мероприятие | Ф.И. ученика | Кл. | Место |
ИЗО | 22.10.2018 | Республиканский творческий конкурс по предметам искусства «Шаг к Олимпу» в 2018г. Муниципальный этап | Мазенкова Елена | 7-А | Призёр |
Технология | 16.11.2018 | ВОШ по технологии. Муниципальный этап | Безкоровайный Иван | 10-А | Победитель |
Технология | 30.01 – 31.01.2019 | ВОШ по технологии. Республиканский этап | Безкоровайный Иван | 10-А | Призёр |
Конкурсы по предметам
Предмет | Дата | Мероприятие | Ф.И. ученика | Класс | Место |
ИЗО (Крымская палитра) | 31.10.2018 | Республиканский открытый конкурс-фестиваль детского творчества «Крым в сердце моём». Муниципальный этап | Мазенкова Елена Кривовяз Анна Сейтмеметова Фетие Збрицкая Ольга Исмаилова Адиле Сейтмеметова Фериде Сулейманова Алиме | 7-А 7-Б 9-Б 11 5-Б 6-А 9-Б | 2-е 2-е 2-е 2-е 3-е 3-е 3-е |
Технология (Роспись по дереву) | 10.04.2019 | Республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Прикосновение к истокам». Муниципальный этап | Ягьяев Ислям Есина Валентина Махова Камилла Абдурманов Камиль Курасанова Гульзара Турде Осман | 6-В 6-А 6-А 6-Б 6-В 6-В | 1-е 2-е 2-е 2-е 2-е 2-е |
2
2 октября 2018 г. Республиканский творческий конкурс по предметам искусства «Шаг к Олимпу» в 2018 г. Муниципальный этап г. Судак.
Призёр – Мазенкова Елена 7-А класс.
Муниципальный этап г. Судак.
Победитель Безкоровайный Иван 10-А класс.
Региональный этап г. Симферополь.
Призёр Безкоровайный Иван 10-А класс.
31 октября 2018 г. Республиканский открытый конкурс-фестиваль детского творчества «Крым в сердце моём». Муниципальный этап г. Судак
Мазенкова Елена (7-А) – 2 м. Кривовяз Анна (7-А) – 2 м. Сейтмеметова Фетие (9-Б) – 2 м.
Збрицкая Ольга (11) – 2 м. Исмаилова Адиле (5-Б) – 3 м. Сулейманова Алиме (9-Б) – 3 м.
10 апреля 2019 г. Республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Прикосновение к истокам». Муниципальный этап г. Судак
1 место 2 место 2 место
Цветочное поле. Счастье. Городецкий петушок.
Ягьяев Ислям, 6-В, 11 лет Есина Валентина, 6-А, 13 лет Махова Камилла, 6-А, 12 лет
2 место 2 место 2 место
Золотая веточка. Райские птицы. Конь вороной-удалой.
Абдурманов Камиль, 6-Б, 11 лет Курасанова Гульзара, 6-В, 11 лет Турде Осман, 6-В, 11 лет
Выводы: работа по теме самообразования позволяет мне повышать профессиональный уровень, осуществлять поиск новых идей, совершенствовать собственные наработки по предмету, определиться с выбором программы предметов, методического обеспечения.
Планирование на 2019-2020 учебный год.
На следующий учебный год планирую:
Продолжить работу по теме самообразования: «Развитие творческой активности обучающихся на уроках технологии и изобразительного искусства посредством групповых форм работы».
Принять участие в педагогических советах школы, работе муниципального методического объединения.
Посещать уроки коллег с целью обмена мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания.
Повышать квалификацию в ГБОУ ДПО РК «КРИППО» г. Симферополь по предмету «Изобразительное искусство»; «Технология» (2020).
Пройти аттестацию педагогических работников с целью присвоения высшей квалификационной категории (2020).
Размещать результаты своей деятельности по технологии и ИЗО на сайте МБОУ «Грушевская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак.
Регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей по разделам «Технология» и «Изобразительное искусство».
Для личного профессионального роста принять участие в профессиональном Республиканском фестивале педагогических идей «Город мастеров» (07.06.2019).
Источники самообразования: интернет, литература (методическая, художественная, научно-популярная), телевидение, видео, аудио-информация, газеты, журналы, мастер-классы.
30.05.2019 г. Гукасова В. С.
8