Анализ работы
РМО учителей 4-х классов Славяносербского района
за 2019 – 2020 учебный год
Ефременко И.Р.,
учитель начальных классов ГОУ ЛНР «Лотиковская средняя школа»,
руководитель РМО учителей 1-х классов, август 2020
Методическая работа - это деятельность, целью которой является развитие профессионализма педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта, создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.
Работа методического объединения организуется в форме информационных и практических семинаров, задача которых способствовать переходу деятельности учителей начальных классов из режима получения информации в режим инновационной работы, совместного поиска рабочих ориентиров.
Основные направления деятельности методического объединения включают в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую, консультационную деятельности.
Районное методическое объединение в прошлом учебном году продолжало работать над темой: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов как средство повышения качества образования»
Цель МО: Повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ГОС НОО.
Задачи МО:
Способствовать внедрению в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей учащихся, УУД.
Продолжить работу по внедрению в процесс обучения мониторинга уровня сформированности УУД у учащихся.
Знакомить участников методического объединения с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения высокого качества образования учащихся начальной школы.
Внедрять разные формы нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам.
Совершенствовать формы и методы организации внеклассной деятельности по предметным дисциплинам.
Продолжить работу по развитию интеллектуальных способностей обучающихся, выявление одарённых и склонных к более глубокому изучению предметных дисциплин.
Способствовать развитию педагогического творчества учителей и их профессиональной самореализации.
В соответствии с поставленными темой, целью и задачами деятельности методического объединения работа была направлена на:
Изучение нормативных документов (развитие правовых компетентностей педагогов).
Организация повышения квалификации.
Изучение методик, методов, технологий обучения и воспитания.
Организация работы с одаренными детьми.
Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Повышение качества обучения.
Все направления работы были наполнены конкретными мероприятиями и реализовывались через различные формы работы:
Заседания РМО в очной и дистанционной формах.
Аттестация учителей.
Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах).
Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.
Проведение мониторинговых мероприятий.
Внеурочная деятельность по предмету.
Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
Организация работы с одаренными детьми.
Исходя из вышеизложенного следует подвести итоги работы РМО за прошедший учебный год.
Работа с педагогическими кадрами
Задачи:
1) усиление мотивации педагогов на качественный труд, освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания.
2) обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы.
Концепция модернизации образования требует от учителя новых профессиональных личностных качеств таких, как системное творческое мышление, информационная коммуникативная культура, критичность мышления, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой индивидуальный имидж, способность к осознанному анализу своей педагогической деятельности, самостоятельным действиям в ситуациях выбора.
В образовательных организациях района в прошлом учебном году работали 18 учителей 4-х классов. Подавляющее большинство педагогов – опытнейшие работники со стажем более 25 лет. В педагогическом сообществе РМО учителей начальных классов налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Четыре (4) педагога имеют высшую квалификационную категорию: Кладченко Е.И. (ГОУ ЛНР «Степовская средняя школа»), Носачёва В.В. (ГОУ ЛНР «Зимогорьевская гимназия имени Воинов-Интернационалистов»), Бутенко Л.П. (ГОУ ЛНР «Родаковская средняя школа»), Черняк Евгения Иосифовна (ГОУ ЛНР «Зимогорьевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сергея Ивановича Малько»). Шесть (6) педагогов – первую квалификационную категорию. Пять (5) педагогов без категории. Кладченко Е.И. (ГОУ ЛНР «Степовская средняя школа») имеет звание «Учитель-методист»; звание «Старший учитель» имеют: Ерёменко О.Ф. (ГОУ ЛНР «Фрунзенская средняя школа»), Носачёва В.В. (ГОУ ЛНР «Зимогорьевская гимназия имени Воинов-Интернационалистов»), Бутенко Л.П. (ГОУ ЛНР «Родаковская средняя школа»), Черняк Евгения Иосифовна (ГОУ ЛНР «Зимогорьевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сергея Ивановича Малько»), Суслова Людмила Валерьевна (ГОУ ЛНР «Славяносербская СШ им. Д. Полянского»).
Статистические данные о педагогических кадрах
на конец 2019-2020 учебного года
По стажу:
Всего педагогических работников | От 0-2 лет | От 2-5лет | От 5-10лет | От 10-15 лет | От 15-20 лет | От 20-25 лет | Свы ше 25 лет |
18 | - | 2 | 3 | - | 2 | - | 11 |
Аттестация кадров
Одним из инструментов решения поставленных задач является аттестация педагогических кадров. Данная процедура должна способствовать осмыслению узловых проблем в системе педагогического образования и обеспечивать проектирование индивидуальных траекторий повышения квалификации и профессионального развития учителей.
В 2019/20 уч. году аттестационные процедуры среди педагогов начального звена проводились согласно графику. Два (2) педагога: Тимофеева Яна Борисовна (ГОУ ЛНР «Краснолучская СШ»), Белоусова Елена Викторовна (ГОУ ЛНР «Петровеньковская школа») успешно подтвердили имеющуюся категорию.
Курсовая подготовка
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. В этой деятельности большую роль занимает курсовая подготовка педагогов.
В 2019/20 году два учителя начального звена прошли курсы профессиональной подготовки: Белоусова Елена Викторовна (ГОУ ЛНР «Петровеньковская школа»), Сухаревская Елена Анатольевна (ГОУ ЛНР «Славяносербская СШ им. Д. Полянского»). Обучение педагогов проводилось по накопительной системе на базе ГУ ДПО ЛНР «РЦРО» в форме дистанционных курсов.
Информация об участии педагогов в семинарах, конференциях, конкурсах и т. п. Публикации педагогов.
Современному педагогу необходимо постоянно расширять собственные творческие знания, упражнять свой ум, выдержку, быть готовым к постоянному профессиональному росту. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Сделать это можно через участие в различного рода семинарах, конкурсах, конференциях и т. п. мероприятиях.
В 2019/20 уч. году каждый учитель мог выбрать для себя наиболее приемлемые формы повышения своего профессионального мастерства.
Ефременко И.Р. – ГОУ ЛНР «Лотиковская средняя школа»:
Участие в инструктивно-методическом семинаре «Пути достижения планируемых результатов учащихся в образовательном процессе начальной школы» в рамках Августовского педагогического марафона «От оценки достижений к качеству образования» для руководителей городских (районных) методических объединений учителей начальных классов (ГУ ДПО ЛНР «РЦРО», 20 августа 2019г.).
Участие в Августовском педагогическом форуме «От оценки достижений к качеству образования» для учителей 4-х классов с элементами тренинга (Славяносербск, 22-23 августа 2019г.).
Участие в районном семинаре-практикуме «Медиадидактика и современный урок. Технологические приёмы». Выступление по теме: Технологический приём «Мишень» (ГОУ ЛНР «Лотиковская средняя школа», 28 октября 2019г.).
Участие в районном инструктивно-методическом семинаре-практикуме для педагогов всех категорий «Создание сайта педагога» (ГОУ ЛНР «Славяносербская средняя школа», 29 октября 2019г.).
Участие в районном инструктивно-методическом семинаре-совещании для воспитателей детских садов и учителей начальной школы «Преемственность детского сада и школы в условиях единого учебно-воспитательного процесса» (ГБУ ЛНР «СМК», 23 января 2020г.).
Участие во Всероссийском конкурсе методических разработок урока, интегрирующего медиаобразования «Такие разные уроки, но в каждом мастера рука» (Сертификат за участие, Грамота за занятое ІІІ место – г. Таганрог, 20 мая 2020г.).
Кладченко Е.И. – ГОУ ЛНР «Степовская школа»:
Участие в районном семинаре-практикуме «Современные подходы к формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе» (ГОУ ЛНР «Степовская школа», 13 ноября 2019г.).
Перекрёстова Е.В. – ГОУ ЛНР «Лозовская вечерняя (сменная) средняя школа»:
Участие в районном семинаре-практикуме «Медиадидактика и современный урок. Технологические приёмы». (ГОУ ЛНР «Лотиковская средняя школа», 28 октября 2019г.).
Участие в семинаре-практикуме «Репетитор для молодого учителя: система заданий для развития логики и гибкости мышления учащихся начальной школы» для учителей начальной школы со стажем работы до 3-х лет (ГУ ДПО ЛНР «РЦРО», 28 ноября 2019г.).
Участие в районном инструктивно-методическом семинаре-совещании для воспитателей детских садов и учителей начальной школы «Преемственность детского сада и школы в условиях единого учебно-воспитательного процесса» (ГБУ ЛНР «СМК», 23 января 2020г.).
Черняк Е.И. – ГОУ ЛНР «Зимогорьевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сергея Ивановича Малько»:
Участие в семинаре-практикуме на тему «Медиадидактика и современный урок. Технологические приёмы» (ГОУ ЛНР «Лотиковская средняя школа», 28 октября 2019г.).
Участие в районном инструктивно-методическом семинаре-совещании для воспитателей детских садов и учителей начальной школы «Преемственность детского сада и школы в условиях единого учебно-воспитательного процесса» (ГБУ ЛНР «СМК», 23 января 2020г.).
Методическая деятельность РМО
Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях районного методического объединения.
В течение 2019/2020 учебного года тематика заседаний определялась задачами методической работы района и требованиям ГОС НОО, учитывались профессиональные запросы педагогов, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности. Помимо этого, обсуждались организационные вопросы (утверждение плана работы РМО учителей начальных классов; подготовка к предметным неделям).
Выводы:
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы РМО выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, уделяется внимание внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Оценивая в целом уровень решения всех задач года, можно сказать, что они способствовали достижению цели работы РМО: повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ГОС НОО.
Итоги работы в 2019/20 учебном году позволяют признать деятельность РМО учителей начальных классов «удовлетворительной».
Учитывая вышесказанное, на 2020/21 учебный год определены следующие направления работы:
Ведение целенаправленной систематической деятельности по освоению и внедрению современных образовательных технологий.
Оказание методической помощи учителям начальной школы в реализации стандартов.
Изучение и внедрение эффективных путей и методических приемов по формированию УУД младшего школьника.
Совершенствование системы мониторинга процесса формирования УУД младшего школьника.
Начать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствование развитию их творческого потенциала, стимулирование творческой деятельности учащихся.
Оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости.
Совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере:
Повышать уровень психолого-педагогической подготовки учителей путем самообразования, участия в семинарах, профессиональных конкурсах, оформления материалов педагогического портфолио.
Изучать педагогические потребности учителей посредством диагностики и мониторинга образовательного процесса.
Изучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику работы других учителей.
Руководитель РМО учителей 1-х классов Ефременко И.Р.