СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩЕГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ в 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ 8-11 КАССОВ.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩЕГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ в 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ 8-11 КАССОВ. Целью  профориентационной работы школьного психолога является оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. В связи с этим  целями были поставлены следующие задачи: изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся: осуществление мониторинга готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся; проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся; С учетом психологических и возрастных особенностей школьников были выделены  следующие этапы профориентационной диагностической  работы: 8 классы: выявление у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”). Методы диагностической  работы: Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова ; Методика  «Карта интересов»; Тест по выявлению организаторских способностей; Тест по определению развития волевых качеств ; 9 классы: психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений, изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся.  Методы диагностической работы: Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова ; Методика «Карта интересов»; Тест по выявлению мотивов выбора профессии; Тест по выявлению коммуникативных качеств; Тест по выявлению интересов учащихся . 10 - 11 класс: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств. Методы диагностической работы: Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова ; Методика «Карта интересов»; Тест по выявлению мотива выбора профессии Анкета по профессиональному самоопределению Тест по выявлению интересов учащихся .

Результаты профориентационной диагностической работы 8 класс (учащихся – 7чел.) По Методике «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.  Практически все существующие профессии, в  государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ. Опросник дал следующие данные о профессиональных предпочтениях восьмиклассников на данный момент: Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа”сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся  к разряду естественных наук отмечается у 43.4% учащихся. Часто говорят о профессиях менеджера, маркетолога. Все это рыночные профессии из группы “человек-человек” . Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике отмечается у 43.4% учащихся Профессии группы “человек-художественный образ”, относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно -творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство определилось у 13.2% учащихся.  Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника”, а также большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками. В рыночной экономике группа типа “человек-знак” объединяет профессии банкира, брокера, программиста или оператора компьютерных систем выбор  не отмечался ни у одного ученика.  Тест по профориентации «Карта интересов».Целью данного теста  являлось определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам  ( сферам знаний ). Сельское хозяйство14,4% Общественная работа выбрали 57,1%. Сфера обслуживания 28,5%учащихся. Не отметил не один из учащихся такие направления, как  лесное хозяйство, транспорт,  рабочие специальности, легкая промышленность. Тест на определение организаторский способностей выявил то что у 100% учащихся 8 класса способности находятся на низком уровне.  А так же тест по определению развития волевых качеств выявил что практически  у всех учащихся находится на низком уровне (71.4%)  на среднем уровне (28.6%) учащихся. Таким образом можно отметить, что степень сформированности профессионального плана (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия): - план сформирован у 53% учащихся, данные старшеклассники выбрали конкретную профессию, продумали пути ее получения и у них имеется уверенность в правильности выбора; - план не сформирован у 47% учащихся, данные старшеклассники не выбрали конкретную профессию или не выбрали профессию вообще; Осознанность выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии): - выбор осознан у 4 учащихся; - выбор не осознан у 3 учащихся. В заключении профориентационной работы в 8 классе планируется составление Профориентационной карты на каждого ученика, которая включает в себя данные по ДДО, данные по профессиональной направленности личности учащихся, график карты интересов, а также интерпретации по каждому из представленных исследований,  так же планируется проведения группового консультирования по результу, полученных в ходе выявления интересов. С ними будут обсуждены необходимые профессионально важные качества в профессиях того или иного типа.   9 класс (учащихся - 6 чел.)  По Методике «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.  Практически все существующие профессии, в  государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ. Опросник дал следующие данные профессиональных предпочтениях восьмиклассников на данный момент: Профессии группы “человек-художественный образ”, относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно — творческогог труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство определилось у 83,3% учащихся.  Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника”  в эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика отмечается у 16.7% учащихся Профессии из группы “человек-человек” . Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике, а  также большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками, группа типа “человек-знак” объединяет профессии банкира, брокера, программиста или оператора компьютерных систем выбор, а так же большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа” не отмечался ни у одного ученика.  Тест по профориентации «Карта интересов».Целью данного теста  являлось определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам  (сферам знаний ). 16.7% учащихся выбрали сельское хозяйство ,33.3% учащихся выбором является общественная работа ,рабочие специальности нравятся 50%учащимся. Не отметил не один из учащихся такие направления, как  лесное хозяйство, транспорт,  легкая промышленность, сфера обслуживания. Таким образом, данная карта интересов показала, что большинство учащихся предпочитают общественную работу. В проведенном тесте по выявлению коммуникативных качеств у 90% учащихся девятого класса отмечается средний коммуникативный контроль. Это говорит о том, что учащиеся сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, у 10% учащихся отмечается низкий уровень коммуникативного контроля из-за прямолинейных высказываниях в общении как со сверстниками так, и со взрослыми. Тест по выявлению интересов, который включал  15 профессиональных склонностей : I- физика, II- математика, III - экономика и бизнес, IV - техника и электротехника, V - химия, VI - биология и сельское хозяйство, VII - медицина, VIII - география и геология, IX - история, X - филология, журналистика, XI - искусство, XII - педагогика, XIII - труд в сфере обслуживания, XIV - военное дело, XV — спорт. Наибольшее количество учащихся выбрали труд в сфере обслуживания (33.3%) , а так же высокий интерес был в сфере биологии (33,3%), 1 учащийся выбрал сферу техники и электротехники (16,7%) и 1учащийся в сфере искусства(16,7%).  Для выявления уровня мотива выбора профессии с учащимися был проведен тест. Учащиеся  определились следующим образом: - мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе отмечалось у 33,3% учащихся. - материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями. не выбрал никто из учащихся.  - желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности у 66,7% учащихся.  Таким образом степень сформированности профессионального плана то есть сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия: - план сформирован у 90% учащихся, данные старшеклассники выбрали конкретную профессию, продумали пути ее получения и у них имеется уверенность в правильности выбора; - план не сформирован у 10%, данные старшеклассники не выбрали конкретную профессию или не выбрали профессию вообще, так планируют дальше обучатся в 10 классе. В дальнейшем в 9 классе планируется провести групповое консультирование по выявленным профессиональным интересам учащихся. Большая профориентационная работа включена к коррекционно  - развивающие занятия с учащимися 9 класса  во втором полугодии 2020 -2021 учебный год. 10-11 класс (10 класс - 1 учащийся,11 класс – 5 учащихся ) По Методике «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтения предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.  Практически все существующие профессии, в  государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ. Опросник дал следующие данные профессиональных предпочтениях старшеклассников на данный момент: Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа” сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, и другие профессии относящиеся к разряду естественных наук отмечается у   20% учащихся. В рыночной экономике группа типа “человек-знак” объединяет профессии банкира,  программиста или оператора компьютерных систем выбрали 20%учащихся. Профессии группы “человек-художественный образ”, относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Эта группа профессиий представляет собой  различные виды художественно — творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство определилось у 60% учащихся. Часто говорят о профессиях менеджера, маркетолога. Все это рыночные профессии из группы “человек-человек” . Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике, профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника”, а также большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками.  данное направление не отмечается у учащихся.  Тест по профориентации «Карта интересов».Целью данного теста  являлось определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам по   сферам знаний. Большинство 80% старшеклассников выбрали из всех предлагаемых интересов общественную работу, и 20% легкая промышленность Не отметил не один из учащихся такие направления, как  лесное хозяйство, транспорт,  рабочие специальности, СЕльское хозяйство, сфера обслуживания. Таким образом большинство старшеклассников свои интересы напрямую связывают с выбором будущей профессии.  Далее тест на определение мотивов выбора показал следующие результаты - мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе отмечалось у 40%учащихся. - материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями определилось у 20 % учащихся  - желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности у 40%учащихся.  Таким образом все учащиеся четко понимают, и определяют свои мотивы в выборе профессии. Тест по выявлению интересов, который включал  15 профессиональных склонностей : I- физика, II- математика, III - экономика и бизнес, IV - техника и электротехника, V - химия, VI - биология и сельское хозяйство, VII - медицина, VIII - география и геология, IX - история, X - филология, журналистика, XI - искусство, XII - педагогика, XIII - труд в сфере обслуживания, XIV - военное дело, XV — спорт. 80 % учащихся выбрали склонность к сфере обслуживания, 20% учащихся выбрали искусство. Анкета по профессиональному самоопределению показала, что 90% учащихся определились с выбором профессии  и наметили запасные пути в случаи если не получится пройти по проходному баллу в учебное заведение. 10% учащихся не определились с будущей профессией. Диагностический блок включал выявление интересов и склонностей учащихся, который активизирует потребность учащихся на познание себя, своих возможностей, способностей, что в конечном итоге помогает в жизненном, социальном и профессиональном самоопределении учащихся.

Таким образом, по итогам изучения профориентационных интересов учащихся планируется довести сведения до классных руководителей, родителей. При  желании родителей можно провести индивидуальные консультации. В дальнейшем с  учащимися планируется проводить коррекционно - развивающие занятия с целью точного познания мира профессиий.  В диагностическом иследовании не участвовали  в 8 классе 1 учащийся по причине длительного лечения, и в 11 классе -1 учащийся по причине сбоя в сети интернета.

Просмотр содержимого документа
«АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩЕГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ в 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ 8-11 КАССОВ.»

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩЕГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ в 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ 8-11 КАССОВ.

Целью  профориентационной работы школьного психолога является оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В связи с этим  целями были поставлены следующие задачи:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся:

  • осуществление мониторинга готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников были выделены  следующие этапы профориентационной диагностической работы:

8 классы: выявление у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”).

Методы диагностической работы:

  • Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова ;

  • Методика «Карта интересов»;

  • Тест по выявлению организаторских способностей;

  • Тест по определению развития волевых качеств ;

9 классы: психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений, изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Методы диагностической работы:

  • Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова ;

  • Методика «Карта интересов»;

  • Тест по выявлению мотивов выбора профессии;

  • Тест по выявлению коммуникативных качеств;

  • Тест по выявлению интересов учащихся .

10 - 11 класс: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств.

Методы диагностической работы:

  • Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова ;

  • Методика «Карта интересов»;

  • Тест по выявлению мотива выбора профессии

  • Анкета по профессиональному самоопределению

  • Тест по выявлению интересов учащихся .


Результаты профориентационной диагностической работы

8 класс (учащихся – 7чел.)

По Методике «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Практически все существующие профессии, в государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ. Опросник дал следующие данные о профессиональных предпочтениях восьмиклассников на данный момент:

Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа”сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук отмечается у 43.4% учащихся.

Часто говорят о профессиях менеджера, маркетолога. Все это рыночные профессии из группы “человек-человек” . Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике отмечается у 43.4% учащихся

Профессии группы “человек-художественный образ”, относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно -творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство определилось у 13.2% учащихся.

Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника”, а также большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками. В рыночной экономике группа типа “человек-знак” объединяет профессии банкира, брокера, программиста или оператора компьютерных систем выбор не отмечался ни у одного ученика.

Тест по профориентации «Карта интересов».Целью данного теста являлось определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам  ( сферам знаний ).

Сельское хозяйство14,4% Общественная работа выбрали 57,1%. Сфера обслуживания 28,5%учащихся.

Не отметил не один из учащихся такие направления, как лесное хозяйство, транспорт, рабочие специальности, легкая промышленность.

Тест на определение организаторский способностей выявил то что у 100% учащихся 8 класса способности находятся на низком уровне.

А так же тест по определению развития волевых качеств выявил что практически у всех учащихся находится на низком уровне (71.4%) на среднем уровне (28.6%) учащихся.

Таким образом можно отметить, что степень сформированности профессионального плана (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия):

- план сформирован у 53% учащихся, данные старшеклассники выбрали конкретную профессию, продумали пути ее получения и у них имеется уверенность в правильности выбора;

- план не сформирован у 47% учащихся, данные старшеклассники не выбрали конкретную профессию или не выбрали профессию вообще;

Осознанность выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии):

- выбор осознан у 4 учащихся;

- выбор не осознан у 3 учащихся.

В заключении профориентационной работы в 8 классе планируется составление Профориентационной карты на каждого ученика, которая включает в себя данные по ДДО, данные по профессиональной направленности личности учащихся, график карты интересов, а также интерпретации по каждому из представленных исследований, так же планируется проведения группового консультирования по результу, полученных в ходе выявления интересов. С ними будут обсуждены необходимые профессионально важные качества в профессиях того или иного типа.

9 класс (учащихся - 6 чел.)

По Методике «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Практически все существующие профессии, в государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ. Опросник дал следующие данные профессиональных предпочтениях восьмиклассников на данный момент:

Профессии группы “человек-художественный образ”, относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно — творческогог труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство определилось у 83,3% учащихся.

Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника” в эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика отмечается у 16.7% учащихся

Профессии из группы “человек-человек” . Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике, а также большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками, группа типа “человек-знак” объединяет профессии банкира, брокера, программиста или оператора компьютерных систем выбор, а так же большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа” не отмечался ни у одного ученика.

Тест по профориентации «Карта интересов».Целью данного теста являлось определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам  (сферам знаний ).

16.7% учащихся выбрали сельское хозяйство ,33.3% учащихся выбором является общественная работа ,рабочие специальности нравятся 50%учащимся.

Не отметил не один из учащихся такие направления, как лесное хозяйство, транспорт, легкая промышленность, сфера обслуживания.

Таким образом, данная карта интересов показала, что большинство учащихся предпочитают общественную работу.

В проведенном тесте по выявлению коммуникативных качеств у 90% учащихся девятого класса отмечается средний коммуникативный контроль. Это говорит о том, что учащиеся сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, у 10% учащихся отмечается низкий уровень коммуникативного контроля из-за прямолинейных высказываниях в общении как со сверстниками так, и со взрослыми.

Тест по выявлению интересов, который включал 15 профессиональных склонностей : I- физика, II- математика, III - экономика и бизнес, IV - техника и электротехника, V - химия, VI - биология и сельское хозяйство, VII - медицина, VIII - география и геология, IX - история, X - филология, журналистика, XI - искусство, XII - педагогика, XIII - труд в сфере обслуживания, XIV - военное дело, XV — спорт.

Наибольшее количество учащихся выбрали труд в сфере обслуживания (33.3%) , а так же высокий интерес был в сфере биологии (33,3%), 1 учащийся выбрал сферу техники и электротехники (16,7%) и 1учащийся в сфере искусства(16,7%).

Для выявления уровня мотива выбора профессии с учащимися был проведен тест. Учащиеся определились следующим образом:

- мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе отмечалось у 33,3% учащихся.

- материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями. не выбрал никто из учащихся.

 - желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности у 66,7% учащихся. 

Таким образом степень сформированности профессионального плана то есть сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия:

- план сформирован у 90% учащихся, данные старшеклассники выбрали конкретную профессию, продумали пути ее получения и у них имеется уверенность в правильности выбора;

- план не сформирован у 10%, данные старшеклассники не выбрали конкретную профессию или не выбрали профессию вообще, так планируют дальше обучатся в 10 классе.

В дальнейшем в 9 классе планируется провести групповое консультирование по выявленным профессиональным интересам учащихся. Большая профориентационная работа включена к коррекционно - развивающие занятия с учащимися 9 класса во втором полугодии 2020 -2021 учебный год.

10-11 класс (10 класс - 1 учащийся,11 класс – 5 учащихся )

По Методике «Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтения предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Практически все существующие профессии, в государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ. Опросник дал следующие данные профессиональных предпочтениях старшеклассников на данный момент:

Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа” сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, и другие профессии относящиеся к разряду естественных наук отмечается у 20% учащихся.

В рыночной экономике группа типа “человек-знак” объединяет профессии банкира, программиста или оператора компьютерных систем выбрали 20%учащихся.

Профессии группы “человек-художественный образ”, относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Эта группа профессиий представляет собой различные виды художественно — творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство определилось у 60% учащихся.

Часто говорят о профессиях менеджера, маркетолога. Все это рыночные профессии из группы “человек-человек” . Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике, профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника”, а также большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками. данное направление не отмечается у учащихся.

Тест по профориентации «Карта интересов».Целью данного теста являлось определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам по  сферам знаний.

Большинство 80% старшеклассников выбрали из всех предлагаемых интересов общественную работу, и 20% легкая промышленность

Не отметил не один из учащихся такие направления, как лесное хозяйство, транспорт, рабочие специальности, СЕльское хозяйство, сфера обслуживания.

Таким образом большинство старшеклассников свои интересы напрямую связывают с выбором будущей профессии.

Далее тест на определение мотивов выбора показал следующие результаты

- мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления занять положение в обществе отмечалось у 40%учащихся.

- материальное благополучие, желание заработать большие деньги, не подкрепленное практическими возможностями определилось у 20 % учащихся

 - желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство личной ответственности у 40%учащихся. 

Таким образом все учащиеся четко понимают, и определяют свои мотивы в выборе профессии.

Тест по выявлению интересов, который включал 15 профессиональных склонностей : I- физика, II- математика, III - экономика и бизнес, IV - техника и электротехника, V - химия, VI - биология и сельское хозяйство, VII - медицина, VIII - география и геология, IX - история, X - филология, журналистика, XI - искусство, XII - педагогика, XIII - труд в сфере обслуживания, XIV - военное дело, XV — спорт.

80 % учащихся выбрали склонность к сфере обслуживания, 20% учащихся выбрали искусство.

Анкета по профессиональному самоопределению показала, что 90% учащихся определились с выбором профессии и наметили запасные пути в случаи если не получится пройти по проходному баллу в учебное заведение. 10% учащихся не определились с будущей профессией.

Диагностический блок включал выявление интересов и склонностей учащихся, который активизирует потребность учащихся на познание себя, своих возможностей, способностей, что в конечном итоге помогает в жизненном, социальном и профессиональном самоопределении учащихся.


Таким образом, по итогам изучения профориентационных интересов учащихся планируется довести сведения до классных руководителей, родителей. При желании родителей можно провести индивидуальные консультации. В дальнейшем с учащимися планируется проводить коррекционно - развивающие занятия с целью точного познания мира профессиий.

В диагностическом иследовании не участвовали в 8 классе 1 учащийся по причине длительного лечения, и в 11 классе -1 учащийся по причине сбоя в сети интернета.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!