Анализ работы школьной библиотеки за 2021/22 учебный год
Школьная библиотека работала по плану, утверждённому администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Школьная библиотека прививала обучающимся интерес к чтению научно-популярной, художественной и публицистической литературе, развивала их потребности в самообразовании, учила ответственности. Библиотека много внимания уделяла работе, которая была направлена на изучение дополнительной литературы в помощь школьным программам.
Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса соответствующей литературой;
- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Перед библиотекой стояли следующие задачи:
- знакомство обучающихся с основами библиотечно-библиографических знаний;
- воспитание культурного, патриотического и гражданского самосознания путем знакомства с литературными и историческими произведениями;
- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение к книге.
Работа с книжным фондом.
Одним из главных направлений работы школьной библиотеки является комплектование фонда. В учебном 2021-2022 году пополнился учебный фонд в количестве 168 учебников на сумму 103261,40 руб. В этом году продолжилась работа по сохранности фонда и возмещению ущерба, причинённого книгам. Велась работа с задолжниками. Были проанализированы формуляры всех читателей, выявлены задолжники, списки поданы классным руководителям, постоянно контролируется состояние возвращаемой литературы, проводятся беседы с обучающимися о бережном отношении к книгам.
С обучающимися начальной школы проведён библиотечный урок «Правила обращения с книгой».
Проводится выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий. Списано 173 учебника. По мере поступления книг в библиотеку осуществляется приём, систематизация, техническая обработка, запись в суммарную и инвентарную книгу, в каталоги.
Для учёта фонда заведена следующая документация:
- книги суммарного учёта основного и учебного фонда;
- инвентарные книги;
- журнал учёта выдачи учебников;
- инвентарная книга подарочных изданий;
- инвентарная книга учёта дисков CD и DVD;
- читательские формуляры.
Частью библиотечного фонда являются периодические издания. В учебном 2021-2022 году была осуществлена подписка на периодические издания «3/9 Царство», «Непоседы», «Авангард»: 1-е полугодие 2022г. – 1361 руб. 70 коп.; 2-е полугодие 2022г. – 1406 руб. 94 коп.
Работа с учебным фондом
На учёте состоит - 631 экз.
В 2022 году списано – 173 экз.
Поступило – 168 экз. на сумму 103261 руб. 40 коп.
Обучающиеся обеспечены учебниками на 100 %.
Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно с заместителем директора по УВР, руководителями МО, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ учебников на 2022/23 год с учётом ФГОС с ОВЗ (и/н). Поведена работа по проверке учебного фонда. При этом были отобраны устаревшие и ветхие учебники, проведено их списание. Все вновь поступившие учебники своевременно инвентаризированы, обработаны и выданы обучающимся.
Выполнен мониторинг Министерства образования Ставропольского края о потребности в учебниках и учебных пособиях (по ФПУ от 25.05.2020 № 04-16/5768).
Библиотека систематически работала по воспитанию бережного отношения к учебникам, были проведены индивидуальные и коллективные беседы. В этой работе большую помощь оказывают классные руководители, учителя школы.
В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:
- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2021-2022 уч. год;
- списаны ветхие и устаревшие учебники;
- составлен и оформлен заказ на новый учебный год;
- подготовлены формуляры к выдаче учебников;
- подобраны комплекты учебников по классам;
- осуществлена выдача и прием учебников.
Показатели библиотечной статистики за _2021 – 2022_ учебный год.
№ | | | Кол-во |
1. | Контингент читателей | Всего | 101 |
| | обучающихся из них: записанных впервые | 47 13 |
| | учителей и прочих категорий | 54 |
2. | Контингент обучающихся | всего | 47 |
| | 2-4 классы | 19 |
| | 5-7 классы | 14 |
| | 8-ГПП классы | 14 |
3. | Посещаемость | | 96% |
| Среднее количество посещений в день | | 26 |
4. | Книговыдача | всего | 1667 |
5. | Читаемость | | 70% |
6. | Обращаемость | | 7,8% |
7. | Книгообеспеченность (учебники) | | 100% |
Основными показателями работы школьных библиотек являются: книгообеспеченность, читаемость и посещаемость.
Для анализа использовались средние показатели посещаемости библиотеки различными группами пользователей. В отчётном году максимальное количество недель, когда ученики могли посещать библиотеку и пользоваться её услугами, было 32, что означает при правильном планировании деятельности на уроках и во внеурочное время обучающиеся должны были посетить библиотеку не менее 32 раз, т.е хотя бы один раз в неделю, далеко не все обучающиеся смогли приблизиться к этой норме. Обучающиеся среднего и старшего звена, в основном, брали только программную художественную литературу. Активными читателями в этом учебном году были обучающиеся начальной ступени. По анализу работы библиотеки, наибольшее количество книг и периодических изданий было взято обучающимися начальных классов. Обучающиеся основного и среднего звена мало брали в школьной библиотеке книг и другой литературы, редко пользовались периодическими изданиями по своему желанию и интересу. Провожу библиотечные уроки с использованием новых информационных технологий мультимедийные презентации, экскурсии по виртуальным выставкам в Интернете. Такие уроки обучающиеся воспринимают лучше, чем простые беседы, так как структура традиционных библиотечных уроков не отвечает требованиям времени.
Библиотечно-библиографическая работа
Постоянно ведётся работа по редактированию алфавитного каталога. Этот каталог помогает выявить наличие книги в библиотеке, составить список литературы по запрашиваемой теме или автору.
Массовая работа. Работа с читателями.
Массовая работа в школьной библиотеке ведётся по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения познавательного интереса, для возможностей самовыражения), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу. В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и качественного обслуживания.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В нашей библиотеке они оформлялись к юбилейным и знаменательным датам:
Всероссийская неделя детской и юношеской книги.
Книжная выставка «Юмор в детских книжках».
Выставка детских рисунков «Мир Космоса».
Книжная выставка «Книги-юбиляры 2022 года».
Книжная выставка «Я читаю книги о войне».
Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава».
Книжная выставка «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» все воспитанники.
Выставки книг к юбилейным датам русских писателей (в течение года).
Выставки книг к юбилейным датам зарубежных писателей (в течение года).
К началу учебного года были обновлены постоянно действующие краеведческие выставки: «С любовью о Родине»
Всего за учебный год поставлено 56 выставок, больше чем в прошлом году.
Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы библиотеки. На младшие классы в начале учебного года был составлен график посещения библиотеки с учителем. В первой половине года посещение было активным, во второй половине во многих классах дети в библиотеку стали приходить в основном самостоятельно.
В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной, культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования проводились библиотечные уроки, на которых обучающиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке:
«Как построена книга»
«Первое знакомство с библиотекой»
«Древние русские библиотеки»
Для приобщения обучающихся к творчеству писателей и популяризации литературы использовались различные формы библиотечной работы. Мероприятия проводились вместе с учителями начальной школы, учителем русского языка и литературы. Важное место в этой работе занимают беседы, экспресс информации, презентации, литературные викторины, обсуждения, конференции:
Беседа-диалог «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться».
Слайд - беседа «Край родной – навек любимый».
Час информации «Край в годы войны».
Беседа «Имею право на права».
Беседа «Кто рисует ваши книги?» (художественное оформление, иллюстрации).
Беседа «Гардероб» для книги» (элементы книги).
Беседа «Все мы разные, и все мы люди» (к Международному дню слепых).
Беседа «Я и мое здоровье».
Слайд - беседа «Сказки дедушки Корнея».
Слайд – беседа «Дети в годы войны».
«Поэзия доброты» путешествие по творчеству А.Барто.
Беседа «Этот мир для меня» (об экологии).
«Душа хотела быть звездой» (знакомство с местными поэтами).
В школьной библиотеке ежегодно в марте проводится традиционная «Неделя детской и юношеской книги». Основной целью мероприятия, безусловно, является пропаганда чтения среди школьников. Для раскрытия фонда и привлечения внимания к книгам оформлены выставки: «Неделя детской и юношеской книге», «Литературный калейдоскоп». Многие мероприятия, проводимые на «Неделе детской книги», приурочены к юбилейным и памятным литературным датам. Ребята познакомились с биографией писателей, с большим интересом обсуждали произведения, ответечали на вопросы литературной викторины.
В работе использовались различные формы и приемы, которые помогают обучающимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. С этой целью проводились библиотечные часы. Также, для привлечения детей к чтению, оформлен стенд «С днем рождения, писатель!», где своевременно выставляется портрет писателя и его произведения, если они имеются в наличие в библиотечном фонде школы. Дети активно принимают участие в изучении авторских произведений. В течение года проводится анализ по определению читательских потребностей обучающихся: «На какие темы дети любят читать» и «Что детей привлекает в книге».
Школьная библиотека оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы на 2021/2022 учебный год.
Основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Задачей на новый 2022/ 2023 учебный год ставлю: расширение ассортимента библиотечно - информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий.
В следующем учебном году целью библиотеки, как и прежде, будет: грамотное информационно- библиографическое обслуживание читателей библиотеки.
Проблемы, выявленные в анализе, ставят перед библиотекой задачи, которые предстоит решать в будущем учебном году:
– Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
– Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами, имеющимися в библиотеке;
– Работа с коллективом школы по привлечению детей к чтению.
Исходя из этого, в следующем 2022/2023 учебном году необходимо уделить внимание:
-воспитанию обучающихся в умении пользоваться библиотекой;
-сохранности учебного фонда;
-повышению престижа библиотеки в школе.
Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди обучающихся школы.
Педагог – библиотекарь _____________ /Пролубникова В.Г.