СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы школы по формированию навыков жизнестойкости у обучающихся с ОВЗ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2015-2016 учебном году школа продолжает свою работу по формированию навыков жизнестойкости. Составлен план работы на текущий год, разработана Программа по формированию навыков жизнестойкости для 0-10 классов. В реализации Программы задействованы классные руководители, школьный психолог, социальный педагог, администрация школы, приглашенные специалисты. Деятельность школы состоит из трех основных этапов: подготовительного, формирующего, мониторинга. Ключевая тема работы школы по данному направлению - «Психолого-педагогические технологии повышения компетентности родителей обучающихся по формированию жизнестойкости».

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы школы по формированию навыков жизнестойкости у обучающихся с ОВЗ»

В 2015-2016 учебном году школа продолжает свою работу по формированию навыков жизнестойкости. Составлен план работы на текущий год, разработана Программа по формированию навыков жизнестойкости для 0-10 классов. В реализации Программы задействованы классные руководители, школьный психолог, социальный педагог, администрация школы, приглашенные специалисты. Деятельность школы состоит из трех основных этапов: подготовительного, формирующего, мониторинга. Ключевая тема работы школы по данному направлению - «Психолого-педагогические технологии повышения компетентности родителей обучающихся по формированию жизнестойкости».

Цель работы - повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения. Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
3. Формирование у обучающихся позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
4. Организация и включение обучающихся в ценностнозначимую для них деятельность.
Модули Программы:
1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах, в ГПД);
2. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

Показателем эффективности работы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:
1. Высокая адаптивность.
2. Уверенность в себе.
3. Независимость, самостоятельность суждений.
4. Стремление к достижениям.
5. Самодостаточность.

Практическая деятельность по работе с обучающимися:

С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим обучающимся и обучающимся 1 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все обучающиеся прошли психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется:

  • Тревожность: "Школьная тревожность Филлипса", "Тест для определения тревожности у детей" (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен);

  • Эмоциональное состояние обучающихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера;

  • Уровень мотивации: Диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);

  • Чувства, которые испытывают в школе (по методике С.В. Левченко).

  • Социометрия (социальный статус в группе, межличностные отношения, мини-группы).

И при повышенном уровне тревожности, пониженном настроении, низкой активности с этими обучающимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям:

  • Неразлучные друзья взрослые и дети.

  • Что такое дружный класс.

  • О доброте.

  • В здоровом теле здоровый дух.

  • Семья и семейные ценности.

  • Ко дню пожилого человека "Словарь добрых дел".

  • Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

  • Ко дню Матери "Самая хорошая..."

  • Будем жить дружно и весело.

  • О невеждах и вежливости.

  • Вежливость красит человека.

  • История моей дружбы.

  • Что такое "хорошо" и что такое "плохо".

  • Кем из своих предков я горжусь.

  • Согрей теплом души своей.

  • День прав человека. Мои права.

  • Параолимпийские игры.

  • День релакса – день, когда дети могут побыть просто беззаботными детьми в рамках школы.

В основу разработки воспитательных мероприятий (внеурочная деятельность, классные часы) с 5 по 10 класс мы взяли курс Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности". Используются разнообразные формы организации и проведения мероприятий:

  • викторины,

  • лекции,

  • круглые столы,

  • диагностическая работа с детьми и родителями,

  • беседы,

  • дискуссии,

  • просмотры презентаций, видео.

Для каждой возрастной категории разработана тематика классных часов.

В курсе "Познай себя" для обучающихся 5 класса темы, посвященные жизненным ценностям:

  • Знакомство с собой.

  • Вы – личность.

  • Оценивание себя.

  • Образ вашего "Я".

Курс для обучающихся 6 класса называется "Сделай себя сам ":

  • Сам себе воспитатель.

  • Ваше здоровье в ваших руках.

  • Ваши герои.

  • Человек и обстоятельства.

  • Поверьте в себя.

  • Воспитание воли.

  • Скажите себе: нет! (Перевоспитание вредных привычек).

  • Как работать над собой.

  • Перемены к лучшему.

Для обучающихся 7 класса ведется курс "Научи себя учиться":

  • Воля и трудолюбие.

  • Понимание.

  • Пятое "САМО" - контроль.

В 10 класса - курс "Утверждай себя":

  • Инстинкт жизни.

  • Цветок человеколюбия.

  • В зеркале нравственности.

  • Нравственная закалка.

  • Дорога взросления.

  • Святая святых - родительский дом.

  • Ожидание любви.

  • Духовное самоопределение (научное мировоззрение).

Поощрение активности ребенка – является важным шагом школы в процессе формирования навыков жизнестойкости, поэтому традиционными в школе являются линейки по итогам четверти, учебного года.

Еще одним интересным видом деятельности – являются социально значимые акции, которые помогают ребятам на практике творить добрые дела, оказывая различную поддержку: моральную, материальную. Школьные акции: «Алиса», «Твори добро», «Глухой пешеход», «Детям наше внимание и заботу», «Помощь четвероногим друзья»; и даже ценить свою жизнь «Георгиевская ленточка», «Красная гвоздика», «Дети Беслана».

Сказкотерапия — лечение сказками, коррекционная работа, способ передачи знаний жизни. Это один из самых древних способов поддержки человека с помощью слова. Сказка дает возможность получать знания в доступной и привлекательной форме, направляет человека на добро, задает основные ценности и ориентиры нации, приучает бороться с несовершенством, злом и несправедливостью.

Терапевтическое (коррекционное) воздействие позволяет в игровой форме корректировать существующие проблемы, а также служит хорошим способом воспитания ребенка.

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

  • Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

  • Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

  • Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Практическая деятельность по работе с семьей:

Родители, педагоги и сам школьник часто задаются вопросом о возможности правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Но они не возникают беспричинно, а зависят от обстоятельств и личной роли школьника в них.

Классный руководитель, школьный психолог и родители, готовясь вступить в кризисную ситуацию и помочь школьнику, оценивают его достоинства и недостатки, позицию в оценке себя и окружающих. Определяют его способность быть ответственным за свои поступки и умение защищаться от негативных воздействий; настраивают школьника на адекватную ориентацию в кризисной ситуации. При этом "черное" или "белое" исключается, нужна возможность полутонов.

Существует несколько уровней оказания психологической помощи - личный, семейный, групповой (классный) или общественный.

Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьного и особенно подросткового возраста. Поэтому разрабатываются различные искусственные сложные жизненные ситуации, связанные с подготовкой подростков к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Подросток, знакомый со сложной, кризисной ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение, он понимает свои особенности, готов к оказанию помощи себе и окружающим.

Работа с родителями. В работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактика семейных конфликтов. Родители охотно участвуют в дискуссиях, обсуждают актуальные вопросы. Проведены собрания, встречи с родителями по темам:

  • "Как помочь первокласснику адаптироваться к школе".

  • " Ваш ребенок - пятиклассник".

  • "Трудности адаптационного периода пятиклассников".

  • "Возрастные особенности подростков".

  • "Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить".

  • "Воспитание личности"

  • "Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы".

  • "Профессиональное самоопределение подростков".

  • "Нелегкий разговор о требовательности".

  • "Воспитать личность".

  • "Развитие личностных качеств"

  • "Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации".

  • "Роль традиций семьи в выборе профессии".

  • "Семья и семейные ценности".

Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами - классные руководители посещают семьи обучающихся не только с целью информирования о неуспехах ребенка в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

В процессе работы с родителями необходимо "развенчать" миф о психической неполноценности человека, склонного к суицидальному поведению, т.к. эти представления часто являются причиной останавливающей их от обращения к специалистам. Целесообразно убедить родителей в том, что направление суицидального подростка к детскому психиатру (психоневрологу) или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Следует также обратить внимание родителей на необходимость ограничения доступности средств самоубийства для подростков. Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.

1-ое заседание семейного клуба «Школа для родителей».

Тема: «Пять душевных травм»

23.10.2015 г. для родителей обучающихся проведено собрание в рамках реализации программы по жизнестойкости. Перед собравшимися выступали педагог-организатор, школьный психолог, Машинский Андрей Витальевич, психолог КГБОУ УСО «Комплексный центр помощи семье и детям», старший инспектор отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции.

Особый интерес родителей вызвало выступление школьного психолога по теме «Пять душевных травм». Школьный психолог подробно остановилась на понятии «кризисы подросткового возраста". Рассказала про пять душевных травм: покинутости, унижения, предательства, несправедливости, отверженности. Показала родителям пути выхода из кризисных ситуаций. Привела примеры пяти языков любви: качественное время, поведенное со своим ребенком, эмоциональное поглаживание, получение подарков, служение делами, физическое прикосновение. В конце повествования раздала Памятки для родителей о воспитании и формировании навыков жизнестойкости.

1-ое заседание семейного клуба «Школа для родителей».

Тема: «Подготовка обучающихся к сдаче ГВЭ »

16.01.2016 г. зам. директора по УР и школьным психологом проведены родительские собрания в 10 классе. В ходе собраний обсуждались вопросы подготовки учеников к сдаче экзаменов в форме ГВЭ. Родители получили информацию о сроках, этапах, правилах проведения выпускных экзаменов, об использовании дополнительных устройств и материалов, об административной ответственности за нарушение порядка проведения ГВЭ. Школьный психолог дала родителям практические советы, какую помощь они могут оказать при подготовке детей к экзаменам. Рассказала о том, как бороться со стрессом, привела примеры упражнений.

План работы с родителями

по формированию навыков жизнестойкости обучающихся:


1.

Заседание семейного клуба «Школа для родителей» - «5 душевных травм».

октябрь

2.

Консультация «Влияние психологического климата в семье на эмоциональное состояние ребенка».

декабрь

3.

Заседание семейного клуба «Школа для родителей» - «Подготовка обучающихся к сдаче ГВЭ».

январь

4.

Консультация «Защитим детей от насилия».

февраль

5.

Заседание семейного клуба «Школа для родителей» - «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».

апрель


В работе используются материалы программы «Школы ответственного родительства», книга О.В. Хухлаевой «Школьная психологическая служба. Работа с родителями», а также сборник методических разработок по формированию жизнестойкости обучающихся, размещенном на сайте Алтайского краевого центра диагностики и консультирования в разделе: Направления деятельности_ Формирование жизнестойкости обучающихся_ Библиотека.