Анализ работы
ШМО учителей гуманитарно – эстетического цикла
МКОУ «Синицынская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
за 2020 — 2021 учебный год
В 2020 – 2021 учебном году работа учителей гуманитарно-эстетического цикла была направлена на совершенствование профессиональных компетенций учителей, позволяющих достигнуть качественно новых образовательных результатов.
Тема: «Профессиональная компетентность учителей гуманитарно-эстетического цикла как основной фактор повышения качества образовательного процесса».
Цель: совершенствовать уровень профессионального мастерства педагогов, их компетентности в области истории, обществознания, русского языка, литературы, родного языка родной литературы, английского языка.
Задачи:
Организация повышения квалификации педагогов через заседания ШМО, тематические консультации, обучающие семинары, творческие отчеты.
Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по предметам.
Совершенствование информационного банка данных по учителям ШМО.
Направления методической работы:
1.Аналитическая деятельность:
-анализ методической деятельности;
-анализ успеваемости обучающихся;
-изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования);
-анализ работы педагогов с целью оказания им методической помощи.
2.Информационная деятельность:
-изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
-продолжение работы по ФГОС основного общего образования.
3.Организация методической деятельности:
-выявление затруднений и методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.
4.Консультативная деятельность:
-консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования;
-консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
-консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
5.Организационные формы работы:
-заседания методического объединения;
-методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов основной школы , организации внеурочной деятельности;
-взаимопосещение уроков педагогами ;
-выступления учителей на ШМО, практико-ориентированных семинарах ,педагогических советах;
-участие в семинарах ,вебинарах ,встречах в образовательных учреждениях района;
-повышение квалификации педагогов на курсах;
-прохождение аттестации педагогическими работниками.
Анализ кадрового состава учителей.
Члены ШМО учителей гуманитарного цикла:
Козлова Татьяна Леонтьевна– учитель русского языка и литературы ,родного языка и родной литературы
Пономарева Анастасия Олеговна .– учитель русского языка и литературы, родного языка и родной литературы
Ларионова Юлия Юрьевна- учитель английского языка.
Клинова Марина Николаевна - учитель истории и обществознания, руководитель ШМО
Волков Виктор Иванович – учитель музыки
Работа по самообразованию
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются: постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Каждый учитель в течение года продолжил работу над темой по самообразованию.
№ п/п | Ф.И.О. учителя | Тема самообразования | Реализация темы | Дата реализации |
1 | Козлова Татьяна Леонтьевна | «Формирование языковой компетенции на уроках русского языка и литературы» | Первый год работы над темой | 2020-2025 |
2 | Пономарева Анастасия Олеговна | «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования» | Первый год работы над темой | 2020-2025 |
3 | Ларионова Юлия Юрьевна | «Проектная деятельность как средство формирования УУД» | Первый год работы над темой | 2020-2025 |
4 | Клинова Марина Николаевна | «Применение коммуникативной технологии с целью повышения качества знаний по истории и обществознанию» | Первый год работы над темой | 2020-2025 |
5 | Волков Виктор Иванович | «Эстетическое развитие обучающихся на уроках музыки» | Первый год работы над темой | 2020-2025 |
Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. Работая по своей теме, учителя изучали методическую литературу, собирали материал, апробировали практический материал в работе с учащимися, выступали на школьных методических объединениях, разрабатывали уроки, внеклассные занятия по предметам, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали свою деятельность.
Свою квалификацию педагоги повышали через семинары и курсы повышения квалификации.
Курсы повышение квалификации
Все учителя ШМО «Гуманитарно-эстетического цикла» своевременно проходили курсы повышения квалификации. «Реализация ФГОС основного общего образования 2 поколения на уроках русского языка и литературы» «Реализация ФГОС основного общего образования 2 поколения на уроках истории и обществознания», «Профилактика гриппа и ОРЗ, в том числе новой кароновирусной инфекции (СОVID 19).
Результативность
История (учитель Клинова М.Н.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
| |
| |
5 класс | Год | 25 | 10 | 10 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,2 | 100,0 | 80,0 | 72,80 |
6 класс | Год | 27 | 4 | 12 | 11 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,74 | 100,0 | 59,26 | 57,93 |
7 класс | Год | 29 | 6 | 10 | 13 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,76 | 100,0 | 55,17 | 58,90 |
8 класс | Год | 15 | 2 | 8 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,8 | 100,0 | 66,67 | 59,47 |
9 класс | Год | 17 | 1 | 10 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,71 | 100,0 | 64,71 | 56,24 |
10 класс | Год | 4 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,25 | 100,0 | 25,0 | 43,00 |
11 класс | Год | 4 | 0 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,75 | 100,0 | 75,0 | 57,00 |
Обществознание (Учитель Клинова М.Н.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
5 класс | Год | 25 | 13 | 8 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,36 | 100,0 | 84,0 | 78,24 |
6 класс | Год | 27 | 7 | 11 | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,93 | 100,0 | 66,67 | 64,00 |
7 класс | Год | 29 | 6 | 12 | 11 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,83 | 100,0 | 62,07 | 60,83 |
8 класс | Год | 15 | 3 | 7 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,87 | 100,0 | 66,67 | 61,87 |
9 класс | Год | 17 | 5 | 7 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,0 | 100,0 | 70,59 | 66,35 |
10 класс | Год | 4 | 0 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,25 | 100,0 | 25,0 | 43,00 |
11 класс | Год | 4 | 0 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,75 | 100,0 | 75,0 | 57,00 |
Английский язык (учитель Ларионова Ю.Ю.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
2 класс | Год | 22 | 15 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4,71 | 95,45 | 95,45 | 85,64 |
3 класс | Год | 27 | 5 | 17 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,0 | 100,0 | 81,48 | 65,48 |
4 а класс | Год | 18 | 10 | 6 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,44 | 100,0 | 88,89 | 80,89 |
4 б класс | Год | 15 | 5 | 7 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,13 | 100,0 | 80,0 | 70,40 |
5 класс | Год | 25 | 4 | 18 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4,08 | 96,0 | 88,0 | 64,96 |
6-1 класс | Год | 14 | 3 | 8 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,0 | 100,0 | 78,57 | 65,71 |
6-2 класс | Год | 13 | 1 | 5 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 3,78 | 69,23 | 46,15 | 40,62 |
7-1 класс | Год | 14 | 1 | 11 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,93 | 100,0 | 85,71 | 62,57 |
7-2 класс | Год | 15 | 4 | 6 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,93 | 100,0 | 66,67 | 64,27 |
8 класс | Год | 15 | 3 | 9 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,0 | 100,0 | 80,0 | 65,60 |
9 класс | Год | 17 | 1 | 11 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,76 | 100,0 | 70,59 | 57,88 |
10 класс | Год | 4 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,25 | 100,0 | 100,0 | 73,00 |
11 класс | Год | 4 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,5 | 100,0 | 100,0 | 82,00 |
Русский язык (учитель Козлова Т.Л.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
7 класс | Год | 29 | 4 | 7 | 17 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,48 | 96,55 | 37,93 | 50,90 |
8 класс | Год | 15 | 0 | 8 | 6 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,47 | 93,33 | 53,33 | 49,60 |
10 класс | Год | 4 | 0 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,75 | 100,0 | 75,0 | 57,00 |
11 класс | Год | 4 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,0 | 100,0 | 75,0 | 66,00 |
Литература (учитель Козлова Т.Л.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
7 класс | Год | 29 | 6 | 13 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,86 | 100,0 | 65,52 | 61,79 |
8 класс | Год | 15 | 5 | 7 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,13 | 100,0 | 80,0 | 70,40 |
10 класс | Год | 4 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,5 | 100,0 | 50,0 | 50,00 |
11 класс | Год | 4 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,0 | 100,0 | 75,0 | 66,00 |
Русский язык (учитель Пономарева А.О.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
5 класс | Год | 25 | 4 | 9 | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,68 | 100,0 | 52,0 | 56,32 |
6 класс на дму | Год | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0,0 | 0,0 | - | - |
6 класс | Год | 27 | 7 | 8 | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,81 | 100,0 | 55,56 | 60,89 |
9 класс | Год | 17 | 6 | 4 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3,94 | 100,0 | 58,82 | 65,18 |
Литература(учитель Пономарева А.О.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
5 класс | Год | 25 | 16 | 8 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,6 | 100,0 | 96,0 | 85,92 |
6 класс на дому | Год | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,0 | 100,0 | 100,0 | 100,00 |
6 класс | Год | 27 | 15 | 7 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 4,48 | 92,59 | 81,48 | 76,15 |
9 класс | Год | 17 | 10 | 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,47 | 100,0 | 88,24 | 81,88 |
Музыка (учитель Волков В.И.)
Класс | Период | Учеников | Успеваемость | Средний балл | % успев. | % кач. зн. | Общий СОУ (%) |
Отл | Хор | Уд | Неуд | Н/А | ОСВ | ЗЧ | НЗ | Нет оценки |
1 класс | Год | 26 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,0 | 0,0 | - | - |
2 класс | Год | 22 | 21 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,95 | 100,0 | 100,0 | 98,36 |
3 класс | Год | 27 | 21 | 5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,74 | 100,0 | 96,30 | 90,96 |
4 класс | Год | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,0 | 100,0 | 100,0 | 64,00 |
4 а класс | Год | 18 | 17 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,94 | 100,0 | 100,0 | 98,00 |
4 б класс | Год | 15 | 12 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,8 | 100,0 | 100,0 | 92,80 |
5 класс | Год | 25 | 25 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5,0 | 100,0 | 100,0 | 100,00 |
6 класс | Год | 27 | 15 | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,56 | 100,0 | 100,0 | 84,00 |
7 класс | Год | 29 | 17 | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4,59 | 100,0 | 100,0 | 85,10 |
Учителя ШМО «Гуманитарно-эстетического цикла» занимались внеурочной деятельностью. Обучающиеся пронимали участие во Всероссийской олимпиаде школьников
Результаты. Саакянц Карина ( 7 класс) призер по литературе. (учитель Козлова Т.Л.)
Пашенцев Никита (9 класс) призер по истории. (учитель Клинова М.Н.)
Обучающиеся принимали участие во Всероссийском конкурсе « Живая классика», Областной краеведческой викторине, «Диктанте Победе», Краеведческой конференции
Результакты: Грибова Анастасия (6 класс) призер
Гошков Александр (5 класс) победитель
Ковалева Анастасия ( 6 класс) победитель
Подготовка и проведение различных внеклассных мероприятий по предметам расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их познавательную активность, обеспечивает возможность применения знаний на практике, развивает творческие способности, познавательную деятельность, логическое мышление и формирует профессиональный интерес. Через совместное творчество перед учащимися раскрываются возможности самореализации и самовыражения, обеспечивается развитие потенциальных возможностей. Использование занимательных опытов и заданий и игровых конкурсов оживляет работу по предмету, создаёт атмосферу праздничности и эмоционального настроя, повышает интерес к предмету. А участие в общешкольных мероприятиях позволяет получить информацию о работе школы, других ШМО и отдельных учителей и планировать свою деятельность с учётом наработок, идей и находок, продемонстрированных на открытых уроках и внеклассных мероприятиях как внутри своего ШМО, так и других учителей школы. Всё это позволяет накапливать опыт, повышать уровень профессионального мастерства и его результативность.
Педагогические технологии
Использование компьютерных технологий стало одним из приоритетных направлений деятельности членов ШМО. Освоив на должном уровне данную технологию, преподаватели рационально используют ее в урочной и во внеурочной деятельности. Данная технология способствует развитию познавательного интереса, привлечению внимания к предметам естественного цикла тех учащихся, которые склонны к данным наукам. На своем опыте члены ШМО убедились в том, что использование современных образовательных технологий позволяет на основе личностно - ориентированного подхода к каждому ученику развивать индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность урока и внеклассного мероприятия, делает его доступным и наглядным, помогает лучше понять и усвоить учебный материал. Благодаря использованию ИКТ повышается интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос, у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, растет компетенция самого учителя и уважение к нему со стороны учеников и коллег.
Общие выводы: Проанализировав работу школьного МО учителей гуманитанрного цикла, можно сказать, что все учителя-предметники работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Учебные программы 2020-2021 учебного года учителями ШМО были выполнены полностью, хотя и были корректированы в 4 четверти в связи с продолжительными выходными во время майских праздников.. Педагоги уделяют большое внимание работе с обучающимися, имеющими временные трудности в освоении учебного материала и с неуспевающими учащимися, ведется соответствующая документация. Несмотря на то, что, на выполнение поставленных на этот учебный год задач была направлена деятельность всех учителей ШМО, всё же есть отдельные недостатки и упущения в работе по развитию мотивации учебной деятельности учащихся. Не всегда удаётся добиваться от учащихся необходимого прилежания в учёбе и творческого подхода в решении проблемных задач. Работа по обеспечению усвоения знаний, умений и навыков в необходимом объёме всеми учащимися через более рациональное построение урока и дифференциацию его содержания с учётом реальных способностей и возможностей учащихся будет продолжена в следующем учебном году.
Следует отметить некоторые недостатки:
очень мало взаимопосещенных уроков друг у друга
недостаточное проведение открытых уроков и мероприятий
необходимость более активного транслирования учителей ШМО на разных уровнях.
В следующем учебном году следует продолжить:
Работу с учащимися по подготовке к выпускным экзаменам в форме ОГЭ.
Освоение и внедрение информационных технологий в практике коллективной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей с целью формирования познавательных интересов, повышение эффективности преподавания предметов.
Работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
Продолжить практику проведения предметной недели, т. к. это влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает образовательный уровень, обучает детей самостоятельности и творчеству.
Активизировать взаимопосещение уроков коллег.
Рекомендовать более активно презентовать свой опыт учителей ШМО на разных уровнях.
Учитывая недостатки работы в 2020-2021 учебном году, члены ШМО решили продолжить работу над совершенствованием уровня педагогического мастерства учителей в области предметов гуманитарного цикла в условиях школы и введения федерального государственного образовательного стандарта, обратив особое внимание на создание оптимальных условий для развития каждого учащегося, и определили следующий круг задач:
Обеспечение оперативности и эффективности ознакомления с научно-методической информацией по предметам гуманитарного цикла, усвоения учителями новых стандартов, подходов, требований к содержанию образования.
Пропаганда современных образовательных технологий, применение в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий, совершенствование содержательного наполнения урока и контрольно-оценочной деятельности учителя на уроке через использование электронных средств обучения.
Организация проектно-исследовательской деятельности членов ШМО, направленной на освоение новых педагогических технологий.
Организация консультирования учителей по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Организация работы по распространению педагогического опыта членов ШМО в сети Интернет.
Работа с мотивированными обучающимися, обеспечение развития у них креативности; включение школьников в активную познавательную исследовательскую деятельность; организация интеллектуальных игр, олимпиад, конференций, конкурсов.
Продолжение работы по внедрению тестовых технологий как одного из видов контроля ЗУН учащихся в 5-8 классах, совершенствование системы по подготовке выпускников 9 классов к ГИА.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла: _______________/Клинова М.Н.