АНАЛИЗ РАБОТЫ ШМО
учителей русского языка и литературы
за 2023-2024 учебный год
Деятельность ШМО в 2023-2024 учебном году строилась в соответствии с требованиями всех нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность учителя в условиях современной системы школьного образования, планом работы ШМО учителей русского языка и литературы, общешкольной методической темой, методической темой ШМО, отражая работу по реализации задач на учебный год.
ШМО учителей русского языка и литературы работало над методической темой: «Современный урок как фактор формирования положительной мотивации к обучению в условиях ФГОС».
ЦЕЛЬ: стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей - словесников в процессе освоения ими современных подходов к организации и проведению уроков.
В течение года методическим объединением решались следующие задачи:
1.Освоение работы электронного ресурса «Конструктора рабочих программ»;
2.Разработка методических механизмов, способствующих качественной реализации предметных рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС;
3.Разработка алгоритма подготовки педагога к учебному занятию, помогающему обеспечить единство учебной и воспитательной деятельности.
4.Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, участие в заседаниях ШМО, семинарах, вебинарах, конференциях по данному направлению.
5.Внедрение новых подходов и технологий в преподавании и обучении для формирования творческого потенциала обучающихся.
6.Совершенствование преподавания предметов гуманитарного цикла, использование различных методов контроля, метапредметных связей и преемственности в обучении и воспитании при переходе обучающихся из I ступени во II ступень для детального изучения личности ребенка и широкого применения результатов этой работы с целью повышения личностной ориентации.
В течение учебного года деятельность ШМО учителей русского языка и литературы носила творческий характер, отличалась стремлением проводить занятия методического объединения с целью совершенствования профессиональной подготовки и методического мастерства педагогов, обогащения практического опыта учителей – предметников.
(Членами ШМО учителей русского языка и литературы являются два педагога: Берняцкая Л. Д., Лузина М.Г.)
Заседания МО проводились по плану, который корректировался в течение года по мере необходимости. Осознавая и понимая требования к современному образованию, МО учителей русского языка и литературы на заседаниях обсуждало следующие вопросы:
анализ работы ШМО за прошедший год, знакомство с планом работы ШМО на новый учебный год,
Проектирование рабочих программ по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной (русской) литературе в соответствии с едиными требованиями
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, вопросы преодоления неуспеваемости;
методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
формы и методы промежуточного и итогового контроля,
проверка рабочих и контрольных тетрадей обучающихся,
состояние выполнения программного материала,
техника чтения среди школьников 5-7 классов,
обсуждение результатов школьных олимпиад по русскому языку и литературе и вопросы качественной подготовки ребят к муниципальным олимпиадам,
вопрос преемственности языковых умений и навыков при переходе от начальной школы к основной, выработки единых требований к оценке работ обучающихся, соблюдение орфографического режима устной и письменной речи.
вопросы участия в творческих конкурсах обучающихся и педагогов,
вопросы подготовки к итоговой аттестации обучающихся в формате ОГЭ.
Изучение методических рекомендаций ХакИРОиПК по реализации ООП ООО в связи с обновленными ФГОС
итоговое собеседование в 9 классе.
Работа учителей в качестве экспертов:
Берняцкая Л.Д., Лузина М.Г. – эксперты устного собеседования в 9 классе, эксперты по проверке олимпиадных заданий по русскому языку и литературе школьного этапа.
Берняцкая Л.Д. – эксперт по проверке олимпиадных работ муниципального уровня.
Научно-исследовательская деятельность.
Большое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности.
В текущем учебном году были подготовлены проекты:
«Слова-паразиты и языковые вирусы в речи обучающихся нашей школы» (6 класс) - уч. Лузина М.Г.
«Поэты земли хакасской» (9 класс) – уч. Берняцкая Л.Д.
«Великая Отечественная война на страницах литературы. По поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» (9 класс) - уч. Берняцкая Л.Д.
«История русских фамилий» (6 класс) -уч. Лузина М.Г.
«Герои русских былин: вымышленные образы или реальные люди» (6 класс) -уч. Лузина М.Г.
Предметные олимпиады
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в муниципальном этапе. (Результаты оформлены протоколами).
Обучающиеся активнее стали принимать участие во Всероссийских онлайн-олимпиадах. На платформе УЧИ.ру( 3 победителя,4 призера,1 участник), учитель Фомич Л.В.
КОНКУРСЫ
Конкурсы сочинений |
Региональный конкурс сочинений «Проба пера» |
| Танбаева Кира | Муниц.уровень-победитель | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
Муниципальный конкурс мини-сочинений «День Победы в моей семье» |
| Танбаева Кира | Муниц.уровень-призёр | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
3.ВК «Живая Классика» |
| Толстопятова Виктория | Муниц.уровень – победитель | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
| Баранова Диана | Муниципальный – участие | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
4.Региональный конкурс «Живая классика» |
1. | Толстопятова Виктория | Региональный – участие | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
5.Муниципальный конкурс «Грамотей» |
| Танбаева Кира (9 кл) | Муниц. - призёр | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
| Кокорина Валерия (9 кл) | Муниц. – призёр | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
6.ВСОШ (школьный уровень) |
1. | Блинова Татьяна | Школьный – победитель (РУ) | 8 класс | Берняцкая Л.Д. |
2. | Блинова Татьяна | Школьный – победитель (ЛИ) | 8 класс | Берняцкая Л.Д. |
3. | Астафьева Милана | Школьный – победитель (РУ) | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
4. | Корявцева Светлана | Школьный – победитель (ЛИ) | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
7.ВСОШ (муниципальный уровень) |
1. | Корявцева Светлана | Муниц. – призёр (ЛИ) | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
8.Конкурс ораторского мастерства |
1. | Толстопятова Виктория | Муниц. – победитель | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
2. | Завидюк Ярослава | Муниц. – призёр | 7 класс | Берняцкая Л.Д. |
Конкурс чтецов стихотворений |
1.Международный конкурс чтецов «И сто, и Двести лет пройдёт, никто войны забыть не сможет», посвящённый 79-й годовщине Победы русского народа в Великой Отечественной войне. |
| Карманов Владислав | Муниц.уровень- 1 место | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
| Лыткина Ирина | Муниц.уровень- 1 место | 8 класс | Берняцкая Л.Д. |
| Артюхова Диана | Муниц.уровень- 2 место | 6 класс | Лузина М.Г. |
| Баранова Диана | Муниц.уровень- 2 место | 9 класс | Берняцкая Л.Д. |
| Кокорина Валерия | Муниц.уровень- 3 место | 9 класс | Чепелева Л.В. |
| Новосёлова Оксана | Муниц.уровень- 3 место | 6 класс | Лузина М.Г. |
| Карманов Ярослав | Муниц.уровень-участник | 6 класс | Лузина М.Г. |
№ п\п | Ф.и. обуч-ся | класс | Рейтинг | Учитель |
школьный этап | муниципальный этап |
| Толстопятова Виктория | 9Б | победитель | победитель | Берняцкая Л.Д. |
| Баранова Диана | 9Б | победитель | участник | Берняцкая Л.Д. |
| Лыткина Ирина | 8А | участник | | Берняцкая Л.Д. |
| Передерин Матвей | 8А | участник | | Берняцкая Л.Д. |
| Шумихина Арина | 7А | участник | | Берняцкая Л.Д. |
| Баранова Ульяна | 6А | участник | | Лузина М.Г. |
| Толстопятов Давыд | 6А | участник | | Лузина М.Г. |
| Наумов Илья | 6А | участник | | Лузина М.Г. |
В течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода учителя ШМО русского языка и литературы проводят дополнительные занятия как с мотивированными, так и с неуспешными обучающимися. Учитель Берняцкая Л.Д. в течение года проводила дифференцированную работа по подготовке к ОГЭ: индивидуально-групповые занятия по подготовке к выпускным экзаменам, индивидуальные консультации, были составлены разноуровневые тесты по материалам выпускных экзаменов, велась углубленная работа с тестовыми заданиями, подготовка к сочинениям и изложениям.
Результаты ОГЭ
Класс | Количество участников ОГЭ | Успеваемость, % | Качество, % |
9А | 20 | 100 | 45 |
9Б | 25 | 100 | 60 |
Ведется систематическая работа в кабинетах по обновлению материалов на стендах, материалов к юбилейным датам писателей.
Приобщение к культурной литературной жизни региона.
Обучающиеся продолжают сотрудничество с библиотеками города, музеем.
Цели на 2024 – 2025 учебный год
Продолжать развивать у обучающихся языковые, лингвистические, коммуникативные, культуроведческие компетенции.
Помогать учащимся усваивать основы русского языка в системе.
Понимать связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
Воспитывать любовь к родному языку, эстетическое отношение к слову.
Формировать школьника как личность, развивать его творческие способности и ценностные ориентации.
Выводы: Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2023-2024 учебный год, можно отметить, что задачи, поставленные перед МО, выполнены в полном объеме, результаты работы положительные.