Анализ работы социального педагога
МБОУ СОШ№ 6 за 2014 - 15 уч. год.
Целью работы социального педагога является социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.
В начале года были поставлены следующие задачи: выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем в обучении, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде, а также своевременное оказание помощи и поддержки нуждающимся учащимся, профилактика асоциального поведения и правонарушений.
По данным социального паспорта на начало учебного года в МБОУ СОШ № 6 на начало учебного года обучалось 351 учащихся, на конец года - 356 учащихся.
Количество учащихся по ступеням образования составляет (на конец года):
начальная ступень образования – 140 учащихся
средняя ступень образования - 167 учащихся
старшая ступень образования - 49 учащихся
Из анализа контингента учащихся на начало 2014 -2015 учебного года выявлены следующие показатели:
неполных семей – 68 (19,3%)
находятся под опекой - 12 (3,7%)
многодетные семьи - 33 (9,4%)
семьи с низким уровнем дохода - 104 (29,6%)
безработные - 91 (26%)
«проблемные» дети - 0; на конец года - 1 (0,28 %)
семьи СОП - 1 (0,28%); на конец года - 1 (0,28%)
дети, состоящие на учете в ПДН - 0
Ежегодно в начале учебного года с 15 августа по 01 октября проходит Краевая межведомственная акция «Помоги пойти учиться». В ходе этой акции проводятся мероприятия направленные на обеспечение адресной помощи учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это обновление банка данных о семьях, детях нуждающихся в помощи, открытие пункта по сбору вещей, книг, школьных письменных принадлежностей, и их распределение среди нуждающихся детей, оказание единовременной материальной помощи по подготовке детей к школе. В сентябре 2015 года от МБУ КЦСОН «Забота» была получена помощь в вещевом выражении. Вещи были распределены между учащимися и их родителями.
В течение учебного года горячим питанием было обеспечено 264 (74%) учащихся школы. 104 учащихся из малообеспеченных семей получали бесплатное питание, 160 детей питались за счет родительской платы. Для получения бесплатного питания были сформированы индивидуальные пакеты документов на учеников школы, с каждой семьей работа проводится индивидуально.
В начале учебного года классными руководителями была проведена корректировка социальных паспортов классов, на основе которых были внесены изменения в социальный паспорт школы. Данные паспорта используются для определения уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде, выявление детей, семей нуждающихся в помощи.
В течение всего учебного года социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выявляет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживает тесную связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних.
Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполняет следующие функции:
Диагностическая и аналитическая - формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;
Коррекционная - индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
Социально-профилактическая - установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
Профориентационная работа среди несовершеннолетних.
С подростками проводится работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.
В течение учебного 2014 - 2015 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель посещали семью по месту жительства обучающихся. С родителями проводится профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с администрацией школы и инспекторами по делам несовершеннолетних. В период с декабря по февраль на профилактическом учете в ПДН состоял 1 учащийся 5б класса. Для учащегося была составлена «Индивидуальная программа по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего состоящего на учете в ПДН», которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на коррекцию поведения подростка. На конец учебного года учащихся на профилактическом учете нет, и на внутришкольном учете 1. В течение года на заседании Совета профилактики было рассмотрено 12 представлений классных руководителей на учащихся, систематически нарушающих дисциплину, пропускающих занятия, имеющих отрицательные оценки за четверть.
На заседаниях КДН и ЗП были рассмотрены протоколы на учащихся и их родителей составленные инспекторами ПДН. Совместно с инспекторами ПДН, классными руководителями были посещены квартиры учащихся требующих особого контроля, некоторые семьи посещались неоднократно.
В декабре 2014 года в школе прошел месячник правового воспитания, профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних «Права детства», цель проведения месячника: предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, закреплений знаний о правах и обязанностях учащихся в общеобразовательном учреждении.
В течение месяца для учащихся 1 –5 х классах были проведены беседы на правовую тематику «Детская шалость и нравственная ответственность», «Проступок. Правонарушение. Преступление», «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм» и т.д. В ходе бесед классные руководители разъяснили своим ученикам их конституционные права и обязанности, обратили внимание на сроки уголовной ответственности несовершеннолетних, рассказали об основных видах правонарушений среди подростков.
Для учащихся 6-7 кл. прошла правовая игра «Обязан я, или право имею» где подростки смогли блеснуть своими знаниями в области права. Для учащихся 8-го класса классным руководителем совместно с учителем истории и обществознания было проведено внеклассное мероприятия «Что же ты, человек». Целью данного мероприятия было повышение правовой грамотности учащихся, воспитание таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, справедливость.
В 9-11 кл. были запланированы и проведены тематические классные часы и беседы по правовой тематике «Мы и закон», «От простых проступков до угроз» и др.
Среди учащихся 1 - 9кл. прошел конкурс рисунков «Имею право, помню обязанности», где ребята в полной мере проявили свои творческие способности, рассказали в рисунках о том, что у ребенка так же есть права и обязанности, как и взрослого человека.
Одним из направлений работы является работа по профилактике социального сиротства. Это работа с опекаемыми, детьми из малообеспеченных и многодетных семей, а также с семьями, находящимися в социально - опасном положении. Для каждой категории семьи был составлен план работы, для семьи, находящейся в социально - опасном положении, была разработана «Индивидуальная профилактическая программы работы с семьей находящейся в социально-опасном положении» их в школе - 1.
Ежемесячно проходит обмен информацией с инспекторами МБУ КЦСОН «Забота», о семьях, находящихся в социально-опасном положении. За детьми ежедневно осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью учебных занятий, с родителями проводятся профилактические беседы и консультации, по мере необходимости семьи посещаются по месту жительства.
На конец учебного года в школе обучается 15 опекаемых детей: 3 -е- полные сироты (родители умерли), 12 социальных, (родители ограничены в родительских правах). В течение года осуществлялся патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, практически у всех детей с опекунами нормальные, дружеские отношения. Каждый ребенок имеет либо отдельную комнату, либо место для приготовления уроков и сна. Во время организации летнего отдыха опекаемым было предложено отдохнуть в загородных лагерях. Ежеквартально совместно со специалистами органов опеки и попечительства проходит проверка условий проживания детей, переданных на воспитание в замещающие семьи. Также в конце учебного года в Управление образования специалистам органам по опеки и попечительства сдаются отчеты в которые входят: характеристика учащегося, справка с места учебы, акт обследования жилищно-бытовых условий опекаемого.
В этом учебном среди опекаемых выпускники 9 класса.
В школе обучается 3 ребенка инвалида, двое обучаются по традиционной форме, один ребенок обучается индивидуально на дому.
Во II - м полугодии ученики 9 класса прошли курс по профориентации «Психология и выбор профессии» где были проведены беседы об основных принципах выбора профессии, проводилось тестирование выпускников. Учащиеся 9-11 классов посетили мероприятия, по профориентации, подготовленные Центральной детской библиотекой, побывали на выступлении агитбригады Боготольского Техникума Транспорта, посетили День открытых дверей в КГБУ ЦЗН, где имели возможность познакомиться с условиями приема в некоторые учебные заведения города и края. В рамках профориентационной работы были проведены индивидуальные консультации с выпускниками и их родителями.
Ежегодно проводится подготовка к организации летней трудовой занятости и отдыха учащихся школы. Совместно с КГБУ ЦЗН проводится работа по трудоустройству несовершеннолетних от 14-18 лет. В мае 2015г. было трудоустроено 10 учащихся 7-11 классов. Подростки работали на благоустройстве территории школы, убирали мусор, занимались пересадкой комнатных растений.
С февраля месяца в школе велась подготовка к организации летнего сезона 2015 года. Планируется, что в июне месяце 90 учащихся будут посещать летний оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе.
В загородный оздоровительный лагерь «Сокол» реализовано 10 путевок (5 - на 1 сезон, 5 - на 2 сезон).
Анализируя работу социального педагога за 2014 - 2015 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;
- проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
В результате профилактической и координационной работы безнадзорных детей в школе нет, снизилось количество правонарушений. Под постоянным контролем находится успеваемость и посещаемость учебных занятий детьми, требующими особого внимания, по мере необходимости оказывается материальная, психологическая, педагогическая помощь.
В следующем учебном году планируется совместно с классными руководителями, инспектором ПДН продолжить работу по профилактике асоциального поведения и правонарушений среди несовершеннолетних, продолжить работу по сотрудничеству семьи и школы, вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство.
Директор МБОУ СОШ №6: Ж.И. Кортунова
Соц. педагог: Т.А. Михнюк