СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы учителя -логопеда за 2021-2022 учебный годлиз

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы учителя-логопеда за прошедший учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы учителя -логопеда за 2021-2022 учебный годлиз»

Анализ работы учителя-логопеда Решетовой Л Н за 2012-2022 учебный год.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа)в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации

Цель логопедической работы  - Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.

В процессе педагогической деятельности учитель-логопед школы решает следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и определение причин затруднений в овладении письменной речи.
3. Анализ письменных работ учащихся вторых, третьих и четвёртых  классов.
4. Описание типологии ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.
5. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
6. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.
7. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.  Разъяснительная работа среди них по подготовке учащихся к ПМПК.

8. Работа по оформлению логопедического кабинета, изготовлению наглядных пособий, пополнению кабинета  дидактическим материалом и его дальнейшей систематизации.

9.Повышение методического уровня, работа по самообразованию.

Направления деятельности:

Организационная работа – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического мониторинга за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционная работа  – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Научно-методическая  работа– создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Взаимосвязь со специалистами ОУ – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи обучающихся, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Работа с детьми с ОВЗ- участие в разработке и реализации СИПР по коррекции речевых нарушений, использование компьютерных развивающих программ.

Организационно-методическая работа

В первые две недели сентября мною были проведены:

1. Первичная диагностика (фронтальное обследование детей)

3.Изучена документации детей, вновь принятых на логопедические занятия, были собраны анамнестические данные, проведены беседы с родителями, заполнен журнал первичного обследования.

4.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом.

5.Мониторинг письменной речи учащихся 1-4 классов.

6.Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.

7.Углубленная комплексная диагностика с целью выявление структуры речевого дефекта, определения причин и механизмов нарушения речи, выявление первичности и вторичности структуры дефекта.

8.Речевое заключение на основе диагностики.

9.Заполнены речевые карты.

10.Составление списка детей, посещающих логопедические занятия.

11.Ознакомление членов школьного ПМПк и других педагогов с результатами логопедического обследования.

12.Выбор организационных форм обучения в соответствии с характером речевого дефекта.

13.Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы.

14.Ознакомление педагогов школы с направлениями логопедической работы на текущий учебный год.

Логопедическое заключение   учащихся 1класса-  «Недостаточная  сформированность средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи».     

 У учащихся   2 – 4 классов логопедическое  заключение: «Нарушение чтения и письма, обусловленные недоразвитием средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи».    

 По окончании обследования были составлены:

- список обучающихся, имеющих нарушения в развитии  устной и письменной  речи;

-рабочая программа;

-расписание занятий на 2021- 2022 уч. год (расписание занятий составлялось с учетом   классного расписания уроков и утверждено директором школы).

-перспективный план работы (для индивидуальных занятий);

- проведён мониторинг уровня сформированности речевых умений и навыков,

как важного условия развития коммуникативной функции речи по методике

Фотековой Т.А.

- заполнены речевые карты.

Коррекционно-развивающая работа с детьми  построена с учётом их образовательных потребностей, индивидуальных, речевых и возрастных особенностей ребёнка. Структура занятий строилась по определенному алгоритму, выполнялись задания на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, сукцессивных функций. Развитие мнезиса строила с опорой на слух, зрение, артикулярные кинестезии (проговаривание), тактильные ощущения, мыслительные операции. Новый материал объяснялся с использованием идеографического письма, метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи, мелового рисунка, которые помогали на занятиях создать проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.     В процессе занятий проводились упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук, динамические паузы и упражнения на развитие глазодвигательных  мышц, использовала специальный кинезиологический комплекс с учащимися,  по восстановлению нарушенного межполушарного взаимодействия и снятию эмоционального стресса.

С целью достижения планируемых результатов на занятиях использую  современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные (специализированные логопедические программы, аудиокниги для дифференциации и автоматизации звуков, презентативное сопровождение занятий); технологии проектной деятельности. В результате: повышается интерес к заданиям, дети становятся более внимательными, развивается воображение, память, мышление; учатся общаться друг с другом, что способствует развитию и совершенствованию разговорной речи, обогащается словарный запас, формируются коммуникативные УУД.

Логопедическая работа  с учащимися по иным адаптированным программам велась не только по устранению ошибок в письменной речи, но и на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально- волевой сферы.

Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2021 - 22 учебный год.





Кол-во

учащихся

Виды нарушений

Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР

ОНР

(общее недоразвитие речи)

ФФНР

(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)


Зачислено на логопедические

занятия


27


2-индивидуальное

обучение



7



23



2


Оставлено для занятий в следующем учебном году-10 человек с неисправленными нарушениями различной степени тяжести.

Логопедическая диагностика учащихся проводится по следующим  направлениям:
- звукопроизношение
- обследование состояния общей моторики
- исследование произвольной моторики пальцев рук
- обследование артикуляционного аппарата
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- обследование фонетико-фонематических представлений
- звукового анализа и синтеза
- зрительного восприятия и узнавания
- пространственных представлений и ориентации
- общих представлений о предметах
- представлений о времени
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям предлагаются такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же предлагаются  тематические картинки и т.д.

Коррекционная работа по устранению речевых нарушений в текущем учебном году состояла из 3-х этапов.

На первом этапе велась работа по формированию:

-звукопроизносительной стороны речи;

-фонетико-фонематических процессов;

-представлений о звукобуквенном составе слова;

-навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова;

- активного словарного запаса.

На втором этапе коррекционная работа осуществлялась по следующим направлениям:

- формирование фонематических процессов;

-закрепление представлений о звуковом и буквенном составе слова;

-формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

-обогащение словарного запаса путем валентности слов и формировании семантических полей;

-формирование лексико-грамматического строя речи путем овладения процессами словоизменения и словообразования

- уточнения значения синтаксических конструкций.

На третьем этапе коррекционная работа была направлена:

-совершенствование навыков различения и выделения морфологических частей слова; - формирование лексико-грамматического строя речи путем образования родственных слов, подбор антонимов, синонимов, омонимов, определение и уточнение значения слова;

-программирование смысловой структуры высказывания;

-установление связности и последовательности высказывания;

-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания;

-совершенствование коммуникативных навыков.

В течение учебного года с учащимися, имеющими речевые нарушения, проводились коррекционные занятия:

- фронтальные – по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи

- групповые – по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения

- индивидуальные – по исправлению нарушений звукопроизношения.

В рамках повышения профессиональной компетентности изучаю и копирую необходимые для работы статьи из специальных методических журналов.

Прошла дистанционное обучение в учебном центре АНО»НИИДПО» и профессиональную подготовку по «Тяжелые нарушения речи. Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ» с 20 октября 2012 года по 6 января 2022 года в объеме 340 часов, диплом о профессиональной подготовке № 114 от 10.01.2022года и получила специальность «Специалист по логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»

Работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/user), Современный учительский портал (http://easyen.ru), «ПроШколу» и других, с целью обмена опытом.

Положительными моментами в работе считаю следующее:

1. Своевременное выявление проблем в речевом развитии детей путём проведения диагностических исследований.

2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы.

3. Положительный настрой обучающихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.

4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, индивидуальных зеркал, доски, телевизора, графических планшетов, музыкального центра и других учебно-методических пособий.

Отрицательными моментами считаю:

1. Для достижения положительных результатов в работе учителя- логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития.

2. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.

3. В младшем школьном возрасте у многих ребят контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи).

Проделанная работа требует определить перспективы на 2022-2023 учебный год:

Продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;

Пополнять методическую копилку дидактическими, наглядными пособиями;

Совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень;

Совершенствовать работу по развитию связной речи и формированию словаря, оказывать своевременную помощь обучающимся, имеющие проблемы в речевом развитии.

Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы среди педагогов, используя новые современные формы деятельности.

Развивать интерес родителей к логопедической работе.

Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.

Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых компьютерных технологий на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.

Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

В течение года велась консультативная работа для учителей школы.

С педагогом-психологом:

Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ПМПК;

Знакомилась с результатами обследования психолога по готовности первоклассников к школьному обучению;

Знакомила психолога школы с результатами логопедического обследования первоклассников.

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

учитель-логопед Решетова Л Н, 2021-2022 учебный год.