СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент»»

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «СТУДЕНТ»

Время и пространство являются объективно реальными формами бытия. Художественный мир, как и реальная действительность, в нем изображѐнная, функционирует во времени и пространстве. Особенности представления времени и пространства в художественном тексте говорят о мировидении автора, утверждаемой им системе ценностей и структуре его художественного мира. Взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, М.М. Бахтин назвал хронотопом, подчеркнув формально-содержательный синтез данной категории: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом. В литературнохудожественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп»

По словам Бахтина, центральной в понимании хронотопа является ценностная направленность пространственно-временного единства, основная роль которого в произведении сводится к выражению личностной позиции, смысла: «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент, который может быть выделен из целого художественного хронотопа только в абстрактном анализе». То есть хронотоп, как единство времени и места, не только конкретизирует описываемые события, но и специфически образом подчеркивает принятое в данной культуре отношение к этим обстоятельствам.

Рассказ «Студент» отличается от всех произведений Антона Чехова глубоким философским замыслом. Чехов убрал сарказм и иронию в этом рассказе, оставив лишь духовное прозрение героя. Произведение «Студент» создано в рамках реалистического направления в литературе, так как Чехов был представителем реализма. 

Основная идея рассказа «Студент» заключается в том, что каждый может обрести просветление, несмотря на огромные проблемы в жизни. Чехов хотел, чтобы любой, кто прочитает этот рассказ, обрел свое призвание так же, как и Иван через библейскую историю. Эта книга учит верить и надеяться на то, что жизнь может измениться в лучшую сторону. 

Смысл произведения «Студент» в том, что каждый может обрести счастье и неважно, в каком социальном статусе он находится и какие проблемы окружают. Даже повествование о Петре оборвалось на трагичной ноте, чтобы читатель вспомнил только радостный финал. Иван обрел счастье и покой, когда до недавнего времени этого и не ждал. А теперь жизнь для него кажется прекрасной и восхитительной.

Студент – это ученик высшего учебного заведения. Обычно студенты — небогатые молодые люди, которые все свое свободное время уделяют учебе. А у Чехова студент – это человек, который стремится получать духовные знания. Он находится на сложном и долгом пути приобретения. Он осознает, как связаны прошлое и настоящие, благодаря своим знаниям.

Двигаясь от частного к общему, студент выходит на новый уровень познания. Чехов подчеркнул, что Иван учится в духовной академии, что объясняет движение главного героя к получению божественной истины. 

Неспроста выбрано имя Иван (Иоанн). В переводе с древнееврейского означает «Бог милует».

Но это не просто рассказ, он связан и с другими жанрами – притча и проповедь. Об этом говорят и библейские отсылки, и сам сюжет. Перед нами небольшая поучительная история, которая имеет ярко выраженную мораль, что является признаком притчи. С помощью пересказа библейского сюжета, автор учит читателей помнить о духовном содержании жизни, а не только о ее материальных заботах. 

Структура рассказа «Студент» носит название «рассказ в рассказе». Герой повествует своим слушателям библейскую притчу, образуя в художественном пространстве новое художественное пространство. Произведение совмещает в себе две сюжетные линии: встреча студента с двумя вдовам и евангельская история об отречении Петра 

В рассказе «Студент» присутствует и зеркальная композиция: в начале и в конце повествования события совпадают. В тексте нет напряженного сюжета и конкретной детализации. Главная роль дается не персонажу, а именно духовному прозрению. 

  1. Экспозиция начинается с пейзажа, который определяет характер главного героя. В начале погода была хорошая и тихая, но затем картина меняется – подул холодный, пронзающий ветер. Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается с охоты в мрачном настроении. 

  2. Начинается завязка внутреннего сюжета. Иван встречает двух вдов: Василису и ее дочь Лукерью. Иван останавливается около них и вспоминает библейскую историю, которая происходила в точно такую же ночь. Студент начинает рассказывать вдовам об отречении Петра. 

  3. Развязка внутреннего сюжета. Студент продолжил свой путь, осознавая, что двенадцати вековая история, рассказанная им, имеет прямое отношение к его реальности. 

  4. Кульминация, в которой обе линии переплетаются и в сознании героя сливаются в одну. К Ивану приходит душевное озарение, и он с абсолютно другими мыслями отправляется домой. 

Лингвокультурные маркеры, организующие сюжетную линию текста, связаны с двумя сферами. Это, во-первых, тематическая группа, описывающая церковный обиход (духовная академия, дьячок) и особые церковные дни и службы (Страстная пятница, двенадцать Евангелий, Пасха и др.). Во-вторых, группа прецедентных имен и ситуаций библейского происхождения (апостол Петр, Иуда, моление о чаше, предательство Иуды, отречение Петра и др.). Характеристика прецедентных имен и ситуаций может даваться по разным моделям. Представим один из вариантов описания прецедентного имени библейского происхождения, учитывающего набор следующих параметров: краткая характеристика персонажа, носившего имя, ссылки на основные части текста Священного Писания, характеристики, входящие в прагматическое значение имени, описание прецедентной ситуации и ее лексические маркеры, а также переход имени в нарицательное (с указанием значения и характеристики, в соответствии с которой имя перешло в нарицательное).

Состав тематических групп подчеркивает связь евангельских событий со временем рассказа: действие происходит в Страстную пятницу, когда вспоминается предательство Иудой Христа и распятие Иисуса Христа. Во втором абзаце рассказа появляется описание этого дня через упоминание традиции отказа от пищи: «По случаю Страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть». Строгий пост— не единственный отличительный признак Страстной пятницы. Каждый человек должен осознать себя преступником, причастным к смерти Христа, и поэтому естественное состояние раскаяния — в молчании. И именно с описания тишины начинается рассказ: «Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо». Упоминание Страстной пятницы, с одной стороны, объясняет состояние природы, но с другой — ставит вопрос перед читателем: почему студент духовной академии в такой день на охоте, а не в церкви? Без обращения к культурному контексту времени, когда создан рассказ, трудно объяснить этот парадокс.

Тема предательства веры звучит в рассказе Чехова при сопоставлении героем рассказа себя с апостолом Петром. Основанием для такого сопоставления служит церковное представление о том, что происходившее в Страстную пятницу совершается и сегодня. Лексически данное представление строится на описании ветра, проходящем через весь текст: характеристика пронизывающего ветра начинает рассказ, далее описываются мысли Ивана Великопольского о том, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре», — всё это приводит героя к мысли о «неразрывной цепи событий». Многократные лексические повторы слов тематической группы, описывающей ветер и холод, формируют в тексте художественный концепт, объединяющий время и ветер в единое целое.

В рассказе далее появляется костер, связывающий два временных плана: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно», — и далее: «...а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь». Размышления героя имеют глубокий философский смысл, так как затрагивают проблему сущности исторического процесса, о котором много писали религиозные философы конца XIX — начала XX века.

Увидеть механизм связи двух времен в единый хронотоп, представленный в тексте, можно на основе анализа его структуры. В тексте выделяются следующие смысловые блоки:

А. «Предательство» И. Великопольского, цепь времен

Б. Вдовьи огороды | костер ап. Петра

В. Предательство ап. Петра

Б’. Слёзы вдовы

А’. Возвращение И. Великопольского, цепь времен

При сопоставлении смысловых блоков текста обнаруживается, что структура данного рассказа хиастична (крестообразна), что соответствует библейским принципам создания текста: у каждой части текста имеется параллельная часть, а в центре оказывается наиболее важный в смысловом отношении блок.

В центре рассказа находится сюжет, описывающий предательство апостола Петра. Стоит заметить важную деталь: центральный смысловой блок (Б — В — Б') обладает свойствами иконичности. На передний план выходит изображение дальнего события (библейская история), которое становится перед событием сегодняшним (Страстная пятница, беседа Ивана Великопольского с вдовами). То есть в тексте создается эффект обратной перспективы, который характеризует иконопись.

Следующий шаг лингвокультурологического анализа текста, который можно применить к рассказу «Студент», — рассмотрение структуры, отсылающей к композиционно-структурным принципам евангельского текста: это позволит нам соотнести наблюдения над лексическим составом текста со смысловой структурой, выявляющей наиболее значимые в концептуальносмысловом плане фрагменты текста.

А. П. Чехов, обратившись к библейскому сюжету, невольно копирует само построение. Рассмотрим структуру последних трех глав Евангелия от Марка:

A (14: 1-) Праздник Пасхи (тема воскресения)

B (14: 3-9) Женщины приходят помазать Иисуса

C (14: 10-) Иуда предатель

E (14: 17-26) Иисус предсказывает предательство одного из учеников

J (14: 66-72) Отречение Петра

E` (15: 40-) Верные женщины у подножия креста

C` (15:47) Верные женщины у гроба

B` (16: 1-4) Женщины приходят помазать Иисуса

A` (16: 5-8) Воскресение (пасхальная тема).

При сопоставлении структуры текста рассказа А. П. Чехова со структурой евангельского текста становится понятна роль еще двух героинь рассказа — двух вдов. В тексте они сначала предстают простыми слушателями, но в конце рассказа слёзы вдовы образуют очень важный блок в структуре данного текста: «Если старуха заплакала, то... потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Связь времен, о которой размышляет герой рассказа, соединяет в этот момент вдов и жен-мироносиц. Это же подчеркивает и структура текста. В Евангелии предательству и отречению учеников противопоставлены поступки верных жен, оплакивающих Христа у подножия креста, затем у гроба. В тексте А. П. Чехова вдовы сострадают Петру, сквозь время преобразуя своим страданием и душу студента Великопольского.

Завершается рассказ возвращением Ивана Великопольского в совершенно ином расположении духа, духовно обновленным («и чувство молодости, здоровья, силы... и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»).

Таким образом, в результате анализа художественного текста можно выявить в нем компоненты (как лексические, так и структурные), которые оказываются важны для адекватного понимания и интерпретации текста в иностранной аудитории.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!