Анализ развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе.
Одним из условий успешной реализации является наличие такой предметно-пространственной среды, которая должна быть:
- насыщенной и развивающей (обеспечивать возможность развития разных видов детской деятельности)
- трансформируемой (возможность быстро меняться от сложившейся образовательной ситуации, потребностей и интересов детей)
- полифункциональной (использование в различных видах детской деятельности, взаимозаменяемость)
- доступной (обеспечивать свободный доступ)
- безопасной (надежность и безопасность использования)
Анализируя пространственную среду в младшей группе можно сказать следующее:
все пространство в группе разделено на определенные зоны (центры), в которых отражены основные направления образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие .
Зонирование группы условное, зоны легко трансформируются, оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
При создании предметно-пространственной среды также учтены, гендерные особенности детей.
Все предметы находятся в доступности для детей и безопасны.
В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение центров меняется, либо дополняется необходимыми материалами.
При формировании предметно-развивающей среды в наших группах, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Стараясь сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Соблюдая принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие»
Игровая зона (центр сюжетно-ролевых игр)
Для развития игры в группе созданы необходимые условия: оборудована игровая зона детской мебелью, имеются различные атрибуты для игры в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Мастерская» , «Гараж» и др.
«Гараж»
«Парикмахерская»
«Дочки – матери»
«Познавательное развитие»
Центр математического развития
- раздаточный (счетный) материал;- наглядный материал
- методические пособия по ФЭМП; - комплекты геометрических фигур
Конструктивный центр
хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Раз, два, три — сложу детали, Чтоб они машиной стали. Из конструктора такого Что ни сделай — все толково
Экологический центр
- календарь природы (времена года, части суток, изменения природных явлений)
- методический материал
- демонстрационный материал
- дидактические игры
- лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли и уходом за растениями
Центр Дидактических игр (игротека)
Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
«Художественно-эстетическое развитие»
Центр музыки и театра
- наборы музыкальных инструментов (традиционные и нетрадиционные)
- различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой)
- сценарии кукольных спектаклей
Центр детского творчества – уголок ИЗО
- различные материалы с разнообразными средствами изображения
- наборы цветных карандашей
- гуашь
- цветные восковые мелки
- кисточки – тонкие и толстые
- инструменты для нетрадиционных техник рисования
- материалы для лепки и аппликации
- трафареты
В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение центров меняется, либо дополняется необходимыми материалами.
Таким образом в нашем детском саду в младшей группе предметно - развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
В нашем детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
Я считаю, что воспитатель в младшей группы справился с организацией предметно –развивающей среды. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.