Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Казанцевский детский сад
АНАЛИЗ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
воспитатель первой младшей группы
Суякина Оксана Михайловна
2018г
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), на основе примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно-ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, поэтому окружение для воспитанников должно быть ярким, эстетическим, интересным и мобильным.
Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики. На них написаны ласковые имена детей, которыми родители называют их дома. В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей, а также доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят.
Развивающую предметно-пространственную среду в группе стараюсь организовывать так, чтобы она была комфортной для малышей, эстетически привлекательной и соответствовала возрасту детей. Развивающая предметнопространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Наша развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию уголков. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, нужный детям материал, костюмы и атрибуты для игр.
Содержание детских игровых уголков
Уголок здоровья
Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать культурно-гигиенические умения. Развивать двигательную активность детей. В уголке двигательной активности имеется разный спортивный инвентарь для свободной деятельности мячи среднего и малого размеров, кольцеброс, кегли, скакалки, гимнастические палки, обручи, куб для гимнастики, обручи.
Уголок сюжетных игр
«Мы играем» Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; формировать у детей умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения. Здесь расположена детская мебель, куклы, коляски, легковые и грузовые автомобили, различные наборы конструкторов для построек, мягкий модуль, лошадка-качалка, пластмассовые игрушки-животные, набор посуды (кастрюльки, чашки, блюдца, подносы, вилки, ложки). Все игрушки размещены в свободном доступе для каждого ребѐнка нашей группы.
Я сделала переносной макет улиц, который включает в себя различного размера и назначения машины, светофор, здания, учреждения села Казанцево, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД и правилах поведения в общественных местах через организацию вариаций сюжетно-ролевой игры.
В своей группе создала уголок безопасности, чтобы дети, имея перед собой наглядные пособия, изучали и запоминали простые истины личной безопасности.
Наглядно-иллюстрационный материал (иллюстрации по ПДД и ОБЖ, плакаты, книжки-малышки, карточки с изображением опасных ситуаций, которых нужно избегать или знать способы. их ликвидации). Настольно – печатные игры. Наборы игрушек и машин. Персонажи: полицейский, врач, пожарный. Пособие по обучению детей ПДД и ОБЖ. Атрибуты к сюжетноролевым играм "Больница", "Смелые пожарные", "Полиция". Чехлы на стулья: пожарная машина, полицейская машина, скорая помощь.
Для дидактических и развивающих игр отдельно расположен шкаф, в котором находятся: материалы на развитие мелкой моторики кистей рук (пуговицы, шнуровки, предметные картинки (одежда, обувь, посуда и др., парные картинки, игрушки-забавы (неваляшка, набор грибочки-втулки (одинаковые по размеру, но разные по цвету, кубики с предметными картинками, рамки-вкладыши с геометрическим формами, цветные пластиковые крышки для дидактической игры и развития мелкой моторики. Уголок творчества «Умелые ручки»
Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; формирование умений и навыков в рисовании, лепке; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
В уголке для художественного творчества есть наборы карандашей, восковые мелки, бумага, гуашевые краски, кисти, доски для лепки, пластилин, стеки, губки, различные трафареты для рисования, непроливайки, раскраски. Также имеется светлая магнитная доска для демонстрации рисунков детей. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие.
Уголок музыкально-театральный
Задачи: Пробудить интерес детей к театру. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.
Музыка - не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. В этом уголке есть различные и уже любимые для детей музыкальные инструменты (погремушки, дудочки, барабан, бубен, саксафон); разные виды театров: пальчиковый вязанный, куклы Би-ба-бо, настольный театр, театр теней «Теремок», варежковый.
Уголок природы
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать элементарные трудовые умения по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе. Уголок природы расположен ближе к окну, здесь созданы условия для наблюдения и ухаживания за комнатными растениями. В уголке природы (экологическом уголке) находятся семена растений (фасоль, горох, гречки, шишки (еловые), наборы картинок из серии «Домашние и дикие животные», «Животные наших лесов», «Цветы», «Птицы», «Комнатные цветы». В уголке природы и на подоконниках расположены разнообразные цветы (с крупными и мелкими листьями) для наблюдения за ними.
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: освоение родного языка; воспитание духовной культуры детей, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книжками-малышками, потешками, пестушками, стишками и др.
В уголке размещено много книг с яркими иллюстрациями, наборы предметных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам. Малыши могут самостоятельно просматривать понравившуюся им литературу. Дети удобно и комфортно располагаются за столом для просматривания книжек (мебель соответствует росту детей).
Для детей изготавливаются новые пособия для дидактических, сюжетноролевых игр.
Так как наша группа называется «Подсолнушки» я оформила уголок дежурства в виде подсолнуха.
Задачи: формировать умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность у детей.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе, считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние каждого ребенка в детском саду.
Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.
Карта анализа оценки качества развивающей предметнопространственной среды в первой младшей группе
МБДОУ Казанцевский детский сад
(воспитатель Суякина О.М.) Оценочная шкала:
Полностью соответствует – 2 балла
Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов
№ | Показатели и индикаторы | баллы |
1. | Организация среды в группе обеспечивает реализацию основной образовательной программы | 2 |
2. | Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) в группе соответствует возрасту детей | 2 |
3. | РППС группы обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья | 2 |
4. | РППС в группе обеспечивает условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей (имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; оборудованы уголки уединения; экспонируются фотографии ребенка и его семьи; в групповых и других помещениях, в приемных, коридорах, холле организованы выставки с поделками детей и пр.) | 2 |
5. | РППС обеспечивает условия для развития игровой деятельности детей | 2 |
6. | РППС обеспечивает условия для познавательного развития детей (выделены зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, огород и др.) | 2 |
7. | РППС обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей (группа и участок оформлены с художественным вкусом; выделены зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей) | 2 |
8. | РППС является трансформируемой, т.е. может меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей | 2 |
9. | Развивающая предметно-пространственная среда является полифункциональной | 1 |
10. | Развивающая предметно-пространственная среда является вариативной | 1 |
11. | Созданы условия для информатизации образовательного процесса (для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; для поиска в информационной среде | 1 |