СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ речевого развития младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ речевого развития младших школьников, мониторинг

Просмотр содержимого документа
«Анализ речевого развития младших школьников»

Средняя школа – интернат 17 г. Верхняя Салда

Учитель – логопед Семенова Светлана Ивановна


Анализ речевого развития младших школьников


В результате проводимых диагностических исследований формируются сведения об обучающихся с нарушениями устной речи, письма и чтения. Это помогает скомплектовать группы для коррекционных занятий, наметить план работы, отследить динамику, дать консультации педагогам и родителям.

Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей помогает определить, в какой помощи они нуждаются и как эффективнее ее можно оказать.

Во время логопедического обследования особое внимание я обращаю на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения.

По данным входного логопедического обследования я провожу анализ речевых нарушений учащихся и комплектую коррекционные группы. Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1х - 2х классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Из числа учеников, зачисленных на логопедические занятия, я комплектую следующие группы:

– с элементами общего недоразвития речи, нарушениями письма и чтения, обусловленными ими;

– с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями письма и чтения, обусловленное им;

– с фонетическими нарушениями речи.


Рис.1. Результаты входного контроля учеников 1 класса






Цифровой отчёт по результатам диагностики

(на примере 2018 - 2019 учебного года):


ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ


Класс/ Речевое развитие

ФНР

ФФНР

НвОНР

Несф.реч.и яз.ср-в

Всего с

речевым недоразвитием

Норма

1А (чел.)

2

10

4

1

17

4

1Б (чел.)

0

8

12

1

21

0

Итого (чел.):

2

18

16

2

38

4



ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ПИСЬМА

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ


Класс/ Состояние письма

ВСЕГО ЧЕЛОВЕК

Норма

Приближенная норма

Элементы нарушения письма, дизорфографии

Нарушение письма, дизорфография

Несформированность письма

19

-

14

4

-

1

17

-

4

12

-

1

17

3

3

6

5

0

9

5

1

1

2

0

9

2

2

2

3

0

22

11

4

4

3

0

10

1

2

6

1

0

14

4

10

0

0

0

6

1

4

1

0

0

Итого:

123

27

44

36

12

2












ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКАЧТЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ


Класс/ Критерии

ВСЕГО ЧЕЛОВЕК

Способ чтения

Правильность

Беглость

Осознанность

Балл

Средний балл


п/б

слог

слог + слово

слово

более 2-х ошибок

до 2-х ошибок

без ошибок

ниже нормы

норма

выше нормы

не понимает

частично понимает

понимает

«2»

«3»

«4»

«5»



19

4

10

5

0

1

3

15

4

7

8

5

1

13

6

5

0

8

3,7


16

4

10

2

0

6

2

8

7

3

6

7

0

9

7

3

0

5

3,3


22

0

4

7

11

2

8

12

2

10

10

0

2

20

2

3

8

9

4,1


10

0

2

6

2

0

3

7

4

6

0

3

0

7

5

2

3

0

2,8


10

3

3

3

1

4

4

2

4

6

0

3

3

4

4

3

3

0

2,9


23

0

0

1

22

0

12

11

5

9

8

0

3

20

5

4

5

9

3,8


11

0

1

0

10

2

6

3

2

9

0

0

5

6

3

8

0

0

2,7


16

0

0

0

16

0

7

9

3

11

2

0

2

14

3

9

2

2

3,2


7

0

0

0

7

0

5

2

2

5

0

0

1

6

2

3

2

0

3,0


Итого:

134

11

20

24

69

15

50

69

33

66

34

18

17

99

37

40

23

33

3,3


ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Класс/ Состояние письма

ВСЕГО ЧЕЛОВЕК

Норма

Приближено к норме

Элементы нарушения письма и дизорфографии

Нарушение письма, дизорфография

Несформированность

письма

19

-

14

4

-

1

17

-

4

12

-

1

17

3

3

6

5

0

9

5

1

1

2

0

9

2

2

2

3

0

22

11

4

4

3

0

10

1

2

6

1

0

14

4

10

0

0

0

6

1

4

1

0

0

Итого:

123

27

44

36

12

2


В результате входного мониторинга получается цифровой отчет, где отражажено количество выявленных обучающихс с речевым недоразвитием, принятых для оказания логопедической помощи, поставленных на очередь, а также количество детей, не имеющих речевых нарушений.

Рис.2. Цифровой отчет результатов входного контроля 2019-2020уч.года




При изучении медицинских карт первоклассников обращается внимание на заключения специалистов: невролога, логопеда. Это помогает уточнить логопедическое заключение и спланировать работу с учетом нарушений механизмов нарушения речи.

Рис.3. Анализ медицинских карт учащихся 1 класса 2019-2020 уч. года






Целостное обследование первоклассников при приеме в школу помогает выявить нарушенные компоненты речи и спланировать коррекционную работу.

Рис.4. Анализ уровня развития компонентов речи учащихся 1 класса 2019-20 уч. года





Комплексное обследование первоклассников позволяет сделать выводы, спланировать коррекционную работу и дать соответствующие рекомендации педагогам и родителям.

Рис.5. Выводы по результатам анализа входного контроля учащихся 1 класса 2019-20 уч. года






Обследование по методике раннего выявления дислексии, проведённое в первом классе показало следующие результаты: 50% учащихся предрасположены к нарушению чтения.

Было принято решение совместно с учителем 1 класса спланировать направления коррекционной работы по устранению предрасположенности к дислексии:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

  2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.

  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

  4. Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания): толкование пословиц, метафор; игры и упражнения по типу: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, что делают?»; длительная сортировка и нанизывание бусинок, лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); для развития оперативной памяти можно воспользоваться методикой И.Т. Федоренко.

  5. Формирование связной речи.

  6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок: упражнения, способствующие развитию способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хеда на определение схемы собственного тела).

  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и т.д.

  8. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь и т.д.)

  9. Расширение поля зрения ребёнка (Корректурные пробы).

  10. Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек, реконструирование букв, складывание разрезанных картинок, пазлов.

  11. Развитие изобразительно-графических способностей: срисовывание фигур, дорисовывание фигур с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам, изографы.

  12. Развитие сукцессивных способностей: упражнения на последовательность действий и планирование: игры на выполнение многошаговых инструкций, по памяти, «Живые цепочки», «Живые слова», отстукивание ритмов, рядоговорение, физминутки.

Анализ первичной диагностики формирующегося навыка письма у учащихся 1 класса показал:

  • Уровень овладения навыком письма:

    Норма (приближено к норме)

    39%

    Элементы нарушения письма

    35%

    Несформированность письма

    26%

  • Уровень развития моторики руки:

    Развита достаточно

    9%

    Развита недостаточно

    91%

  • Характер преобладающих ошибок:

Перестановки букв

18 %

Пропуски букв, слогов

40 %

Замены букв

62%

Анализ диагностики позволил наметить коррекционные задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:

Количество детей, способных осваивать программу без специальной логопедической помощи

39%

Количество детей нуждающихся в специальной логопедической помощи

61%

Анализ диагностики формирующегося навыка чтения у учащихся 1 класса в 1 полугодии 2019/20 уч.г. позволил сделать следующие выводы:

  1. Анализ способа чтения учащимися показал, что:

-читают по слогам и целыми словами - 17%;

-читают по слогам – 21%;

-читают по слогам и побуквенно – 16%;

-читают побуквенно – 25%;

-называют отдельные буквы – 21%.

2. Анализ беглости чтения показал, что:

-читают более 20 слов в минуту – 29%;

-читают 10-20 слов в минуту – 16%;

-читают отдельные слова, 5 и менее слов в минуту – 25%;

-не читают – 29%.

3. Анализ правильности чтения показал, что

-без ошибок читают – 16%;

-читают, допуская 1-2 ошибки – 13%;

-читают, допуская более 3 ошибок – 16%;

-читают, допуская ошибки, затрудняющие восприятие слога и слова (системное воспроизведение ошибочных слогов) – 13%;

-преобладающие ошибки при чтении – замены и перестановки букв, слогов

4. Анализ выразительности чтения показал, что:

-низкий темп чтения, а также способ чтения по слогам не дают возможности читать выразительно, передавая голосом диалоги;

-из числа детей, читающих более 20 слов/мин. 50 % детей при чтении соблюдают границы предложений.

5. Анализ осознанности чтения у детей показал, что:

-самостоятельно пересказывают содержание прочитанного текста, раскрывая при этом его скрытый смысл – 8%;

-раскрывают содержание прочитанного и его скрытый смысл с помощью вопросов – 4%;

-отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, но затрудняются раскрыть скрытый смысл – 16%;

-отвечают на простые вопросы по содержанию прочитанного – 13%;

- понимают смысл прочитанных слов – 4%;

-не понимают прочитанные слова, предложения – 32%;

-оценить осознанность недоступно по причине не способности овладения способом чтения у 21%.

Анализ диагностических данных позволяет отследить качество проводимой коррекционной работы и отметить тех детей, которые попадают в группу риска неуспевающих детей и по объективным причинам нуждаются в индивидуальном подходе в последующем обучении, о чём я сообщаю администрации школы, а также даю рекомендации по работе с ними педагогам.

Рис. 6. Результаты итогового контроля учеников 4 классов





Результаты коррекционной работы с учащимися с использованием новых методов и технологий отражаются в ежегодных отчетах.

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики, которые ежегодно отражаются в цифровом отчёте. Организованная мной коррекционная работа с учащимися позволила достичь следующих результатов:

Таблица 1

Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции

Учебный год

Количество принятых учащихся


Количество выпущенных учащихся

Качество коррекции

%

2015/16

46

22

48

2016/17

58

28

48

2017/18

46

22

48

2018/19

51

22

43

2019/20

54

26

48



Рис. 7. Качество коррекции



Исходя из анализа статистических данных можно отметить, что результаты, достигнутые мной за пять последних лет стабильны: качество коррекции достигает в среднем 47%.

Но большинство детей, обучающихся в нашей школе, имеют не простое нарушение. Речевые нарушения, как правило, отягощены органическим поражением ЦНС, дети обучаются в классах с задержкой психического развития. Поэтому нуждаются в логопедическом сопровождении на протяжении всего обучения в начальных классах.

Поэтому специфика логопедической работы состоит в том, что учащиеся посещают группы:

  • кратковременные для коррекции, так называемых, косметических дефектов речи;

  • годичные для исправления нарушений письма и чтения средней степени тяжести;

  • функционирующие 2-4 года, для компенсации сложных дефектов устной речи, письма и чтения.

Чтобы определить качество коррекции, сравниваю результаты логопедического воздействия с оценками за контрольные работы по русскому языку и чтению, предоставленные учителем.

Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить речевые нарушения.

Анализ работы показал, что хотя часть детей имеет положительную динамику, не все дети справляются с диагностическими заданиями в конце года. Причинами этого являются: гиперактивность с дефицитом внимания, несформированность контролирующей функции мозга, слабость познавательных процессов (ЗПР), заторможенность мыслительных процессов.

Программа «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи» совместно с обучение детей позволила 70% учащихся улучшить результаты диктанта по русскому языку и повысить скорость чтения.

Стоит заметить, что в конце учебного года прогресс наметился в написании диктанта. Это явилось результатом планомерной и целенаправленной работы по:

  • развитию навыка распределения внимания - проверка орфограмм и запись слов;

  • развитию саморегуляции – проговаривание слогов, самопроверка;

  • снятию тревожности – знание технологии письма под диктовку позволяет справиться со стрессом.

Результатом систематической коррекционно-развивающей работы с учащимися является ежегодное уменьшение количества учащихся с речевым недоразвитием на 40%, преодолевается неуспеваемость по русскому языку и литературному чтению (за межаттестационный период среди младших школьников нет детей, имеющих неудовлетворительные отметки).

Ежегодно более чем у 80% обучающихся 4 классов состояние письменной речи приближено к норме, 75% выпускников начальной школы имеют высокий или средний уровни скорости чтения, 90% выпускников начальной школы читают без ошибок и осмысленно, 75% выпускников 4 класса читают выразительно.

У обучающихся на базовом уровне сформированы универсальные учебные действия:

  • осуществлять общение в разных видах деятельности на основе устной речи,

  • моделировать собственные высказывания, выражать собственные мысли и чувства в устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка,

  • участвовать в диалоге,

  • выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии информации,

  • говорить внятно и выразительно; воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию,

  • осуществлять прогнозирование речевой информации на основе воспринятых элементов речи;

  • принимать, сохранять и выполнять учебную задачу,

  • осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия;

  • способность к мотивации в овладении устной речью;

  • формирование речевого поведения,

  • готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи).

Учителя отмечают, что учащиеся, посещающие логопедические занятия, более осознанно и ответственно подходят к выполнению письменных и устных заданий, увереннее чувствуют себя на контрольных работах и при чтении вслух, и как результат – повышение качества образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!