Средняя школа – интернат 17 г. Верхняя Салда
Учитель – логопед Семенова Светлана Ивановна
Анализ речевого развития младших школьников
В результате проводимых диагностических исследований формируются сведения об обучающихся с нарушениями устной речи, письма и чтения. Это помогает скомплектовать группы для коррекционных занятий, наметить план работы, отследить динамику, дать консультации педагогам и родителям.
Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей помогает определить, в какой помощи они нуждаются и как эффективнее ее можно оказать.
Во время логопедического обследования особое внимание я обращаю на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения.
По данным входного логопедического обследования я провожу анализ речевых нарушений учащихся и комплектую коррекционные группы. Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1х - 2х классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.
Из числа учеников, зачисленных на логопедические занятия, я комплектую следующие группы:
– с элементами общего недоразвития речи, нарушениями письма и чтения, обусловленными ими;
– с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями письма и чтения, обусловленное им;
– с фонетическими нарушениями речи.
Рис.1. Результаты входного контроля учеников 1 класса
Цифровой отчёт по результатам диагностики
(на примере 2018 - 2019 учебного года):
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
Класс/ Речевое развитие | ФНР | ФФНР | НвОНР | Несф.реч.и яз.ср-в | Всего с речевым недоразвитием | Норма |
1А (чел.) | 2 | 10 | 4 | 1 | 17 | 4 |
1Б (чел.) | 0 | 8 | 12 | 1 | 21 | 0 |
Итого (чел.): | 2 | 18 | 16 | 2 | 38 | 4 |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ПИСЬМА
УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Класс/ Состояние письма | ВСЕГО ЧЕЛОВЕК | Норма | Приближенная норма | Элементы нарушения письма, дизорфографии | Нарушение письма, дизорфография | Несформированность письма |
1А | 19 | - | 14 | 4 | - | 1 |
1Б | 17 | - | 4 | 12 | - | 1 |
2А | 17 | 3 | 3 | 6 | 5 | 0 |
2Б | 9 | 5 | 1 | 1 | 2 | 0 |
2В | 9 | 2 | 2 | 2 | 3 | 0 |
3А | 22 | 11 | 4 | 4 | 3 | 0 |
3Б | 10 | 1 | 2 | 6 | 1 | 0 |
4А | 14 | 4 | 10 | 0 | 0 | 0 |
4Б | 6 | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 |
Итого: | 123 | 27 | 44 | 36 | 12 | 2 |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКАЧТЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Класс/ Критерии | ВСЕГО ЧЕЛОВЕК | Способ чтения | Правильность | Беглость | Осознанность | Балл | Средний балл | |
п/б | слог | слог + слово | слово | более 2-х ошибок | до 2-х ошибок | без ошибок | ниже нормы | норма | выше нормы | не понимает | частично понимает | понимает | «2» | «3» | «4» | «5» | | |
1А | 19 | 4 | 10 | 5 | 0 | 1 | 3 | 15 | 4 | 7 | 8 | 5 | 1 | 13 | 6 | 5 | 0 | 8 | 3,7 | |
1Б | 16 | 4 | 10 | 2 | 0 | 6 | 2 | 8 | 7 | 3 | 6 | 7 | 0 | 9 | 7 | 3 | 0 | 5 | 3,3 | |
2А | 22 | 0 | 4 | 7 | 11 | 2 | 8 | 12 | 2 | 10 | 10 | 0 | 2 | 20 | 2 | 3 | 8 | 9 | 4,1 | |
2Б | 10 | 0 | 2 | 6 | 2 | 0 | 3 | 7 | 4 | 6 | 0 | 3 | 0 | 7 | 5 | 2 | 3 | 0 | 2,8 | |
2В | 10 | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 4 | 2 | 4 | 6 | 0 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 0 | 2,9 | |
3А | 23 | 0 | 0 | 1 | 22 | 0 | 12 | 11 | 5 | 9 | 8 | 0 | 3 | 20 | 5 | 4 | 5 | 9 | 3,8 | |
3Б | 11 | 0 | 1 | 0 | 10 | 2 | 6 | 3 | 2 | 9 | 0 | 0 | 5 | 6 | 3 | 8 | 0 | 0 | 2,7 | |
4А | 16 | 0 | 0 | 0 | 16 | 0 | 7 | 9 | 3 | 11 | 2 | 0 | 2 | 14 | 3 | 9 | 2 | 2 | 3,2 | |
4Б | 7 | 0 | 0 | 0 | 7 | 0 | 5 | 2 | 2 | 5 | 0 | 0 | 1 | 6 | 2 | 3 | 2 | 0 | 3,0 | |
Итого: | 134 | 11 | 20 | 24 | 69 | 15 | 50 | 69 | 33 | 66 | 34 | 18 | 17 | 99 | 37 | 40 | 23 | 33 | 3,3 |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА
УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Класс/ Состояние письма | ВСЕГО ЧЕЛОВЕК | Норма | Приближено к норме | Элементы нарушения письма и дизорфографии | Нарушение письма, дизорфография | Несформированность письма |
1А | 19 | - | 14 | 4 | - | 1 |
1Б | 17 | - | 4 | 12 | - | 1 |
2А | 17 | 3 | 3 | 6 | 5 | 0 |
2Б | 9 | 5 | 1 | 1 | 2 | 0 |
2В | 9 | 2 | 2 | 2 | 3 | 0 |
3А | 22 | 11 | 4 | 4 | 3 | 0 |
3Б | 10 | 1 | 2 | 6 | 1 | 0 |
4А | 14 | 4 | 10 | 0 | 0 | 0 |
4Б | 6 | 1 | 4 | 1 | 0 | 0 |
Итого: | 123 | 27 | 44 | 36 | 12 | 2 |
В результате входного мониторинга получается цифровой отчет, где отражажено количество выявленных обучающихс с речевым недоразвитием, принятых для оказания логопедической помощи, поставленных на очередь, а также количество детей, не имеющих речевых нарушений.
Рис.2. Цифровой отчет результатов входного контроля 2019-2020уч.года
При изучении медицинских карт первоклассников обращается внимание на заключения специалистов: невролога, логопеда. Это помогает уточнить логопедическое заключение и спланировать работу с учетом нарушений механизмов нарушения речи.
Рис.3. Анализ медицинских карт учащихся 1 класса 2019-2020 уч. года
Целостное обследование первоклассников при приеме в школу помогает выявить нарушенные компоненты речи и спланировать коррекционную работу.
Рис.4. Анализ уровня развития компонентов речи учащихся 1 класса 2019-20 уч. года
Комплексное обследование первоклассников позволяет сделать выводы, спланировать коррекционную работу и дать соответствующие рекомендации педагогам и родителям.
Рис.5. Выводы по результатам анализа входного контроля учащихся 1 класса 2019-20 уч. года
Обследование по методике раннего выявления дислексии, проведённое в первом классе показало следующие результаты: 50% учащихся предрасположены к нарушению чтения.
Было принято решение совместно с учителем 1 класса спланировать направления коррекционной работы по устранению предрасположенности к дислексии:
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания): толкование пословиц, метафор; игры и упражнения по типу: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, что делают?»; длительная сортировка и нанизывание бусинок, лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); для развития оперативной памяти можно воспользоваться методикой И.Т. Федоренко.
Формирование связной речи.
Совершенствование пространственно-временных ориентировок: упражнения, способствующие развитию способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хеда на определение схемы собственного тела).
Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и т.д.
Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь и т.д.)
Расширение поля зрения ребёнка (Корректурные пробы).
Развитие конструктивного мышления путём моделирования букв из палочек, реконструирование букв, складывание разрезанных картинок, пазлов.
Развитие изобразительно-графических способностей: срисовывание фигур, дорисовывание фигур с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам, изографы.
Развитие сукцессивных способностей: упражнения на последовательность действий и планирование: игры на выполнение многошаговых инструкций, по памяти, «Живые цепочки», «Живые слова», отстукивание ритмов, рядоговорение, физминутки.
Анализ первичной диагностики формирующегося навыка письма у учащихся 1 класса показал:
Уровень овладения навыком письма:
Норма (приближено к норме) | 39% |
Элементы нарушения письма | 35% |
Несформированность письма | 26% |
Уровень развития моторики руки:
Развита достаточно | 9% |
Развита недостаточно | 91% |
Характер преобладающих ошибок:
Перестановки букв | 18 % |
Пропуски букв, слогов | 40 % |
Замены букв | 62% |
Анализ диагностики позволил наметить коррекционные задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:
Количество детей, способных осваивать программу без специальной логопедической помощи | 39% |
Количество детей нуждающихся в специальной логопедической помощи | 61% |
Анализ диагностики формирующегося навыка чтения у учащихся 1 класса в 1 полугодии 2019/20 уч.г. позволил сделать следующие выводы:
Анализ способа чтения учащимися показал, что:
-читают по слогам и целыми словами - 17%;
-читают по слогам – 21%;
-читают по слогам и побуквенно – 16%;
-читают побуквенно – 25%;
-называют отдельные буквы – 21%.
2. Анализ беглости чтения показал, что:
-читают более 20 слов в минуту – 29%;
-читают 10-20 слов в минуту – 16%;
-читают отдельные слова, 5 и менее слов в минуту – 25%;
-не читают – 29%.
3. Анализ правильности чтения показал, что
-без ошибок читают – 16%;
-читают, допуская 1-2 ошибки – 13%;
-читают, допуская более 3 ошибок – 16%;
-читают, допуская ошибки, затрудняющие восприятие слога и слова (системное воспроизведение ошибочных слогов) – 13%;
-преобладающие ошибки при чтении – замены и перестановки букв, слогов
4. Анализ выразительности чтения показал, что:
-низкий темп чтения, а также способ чтения по слогам не дают возможности читать выразительно, передавая голосом диалоги;
-из числа детей, читающих более 20 слов/мин. 50 % детей при чтении соблюдают границы предложений.
5. Анализ осознанности чтения у детей показал, что:
-самостоятельно пересказывают содержание прочитанного текста, раскрывая при этом его скрытый смысл – 8%;
-раскрывают содержание прочитанного и его скрытый смысл с помощью вопросов – 4%;
-отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, но затрудняются раскрыть скрытый смысл – 16%;
-отвечают на простые вопросы по содержанию прочитанного – 13%;
- понимают смысл прочитанных слов – 4%;
-не понимают прочитанные слова, предложения – 32%;
-оценить осознанность недоступно по причине не способности овладения способом чтения у 21%.
Анализ диагностических данных позволяет отследить качество проводимой коррекционной работы и отметить тех детей, которые попадают в группу риска неуспевающих детей и по объективным причинам нуждаются в индивидуальном подходе в последующем обучении, о чём я сообщаю администрации школы, а также даю рекомендации по работе с ними педагогам.
Рис. 6. Результаты итогового контроля учеников 4 классов
Результаты коррекционной работы с учащимися с использованием новых методов и технологий отражаются в ежегодных отчетах.
Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики, которые ежегодно отражаются в цифровом отчёте. Организованная мной коррекционная работа с учащимися позволила достичь следующих результатов:
Таблица 1 Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции |
Учебный год | Количество принятых учащихся | Количество выпущенных учащихся | Качество коррекции % |
2015/16 | 46 | 22 | 48 |
2016/17 | 58 | 28 | 48 |
2017/18 | 46 | 22 | 48 |
2018/19 | 51 | 22 | 43 |
2019/20 | 54 | 26 | 48 |
Рис. 7. Качество коррекции
Исходя из анализа статистических данных можно отметить, что результаты, достигнутые мной за пять последних лет стабильны: качество коррекции достигает в среднем 47%.
Но большинство детей, обучающихся в нашей школе, имеют не простое нарушение. Речевые нарушения, как правило, отягощены органическим поражением ЦНС, дети обучаются в классах с задержкой психического развития. Поэтому нуждаются в логопедическом сопровождении на протяжении всего обучения в начальных классах.
Поэтому специфика логопедической работы состоит в том, что учащиеся посещают группы:
кратковременные для коррекции, так называемых, косметических дефектов речи;
годичные для исправления нарушений письма и чтения средней степени тяжести;
функционирующие 2-4 года, для компенсации сложных дефектов устной речи, письма и чтения.
Чтобы определить качество коррекции, сравниваю результаты логопедического воздействия с оценками за контрольные работы по русскому языку и чтению, предоставленные учителем.
Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить речевые нарушения.
Анализ работы показал, что хотя часть детей имеет положительную динамику, не все дети справляются с диагностическими заданиями в конце года. Причинами этого являются: гиперактивность с дефицитом внимания, несформированность контролирующей функции мозга, слабость познавательных процессов (ЗПР), заторможенность мыслительных процессов.
Программа «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи» совместно с обучение детей позволила 70% учащихся улучшить результаты диктанта по русскому языку и повысить скорость чтения.
Стоит заметить, что в конце учебного года прогресс наметился в написании диктанта. Это явилось результатом планомерной и целенаправленной работы по:
развитию навыка распределения внимания - проверка орфограмм и запись слов;
развитию саморегуляции – проговаривание слогов, самопроверка;
снятию тревожности – знание технологии письма под диктовку позволяет справиться со стрессом.
Результатом систематической коррекционно-развивающей работы с учащимися является ежегодное уменьшение количества учащихся с речевым недоразвитием на 40%, преодолевается неуспеваемость по русскому языку и литературному чтению (за межаттестационный период среди младших школьников нет детей, имеющих неудовлетворительные отметки).
Ежегодно более чем у 80% обучающихся 4 классов состояние письменной речи приближено к норме, 75% выпускников начальной школы имеют высокий или средний уровни скорости чтения, 90% выпускников начальной школы читают без ошибок и осмысленно, 75% выпускников 4 класса читают выразительно.
У обучающихся на базовом уровне сформированы универсальные учебные действия:
осуществлять общение в разных видах деятельности на основе устной речи,
моделировать собственные высказывания, выражать собственные мысли и чувства в устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка,
участвовать в диалоге,
выражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии информации,
говорить внятно и выразительно; воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию,
осуществлять прогнозирование речевой информации на основе воспринятых элементов речи;
принимать, сохранять и выполнять учебную задачу,
осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия;
способность к мотивации в овладении устной речью;
формирование речевого поведения,
готовности применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи).
Учителя отмечают, что учащиеся, посещающие логопедические занятия, более осознанно и ответственно подходят к выполнению письменных и устных заданий, увереннее чувствуют себя на контрольных работах и при чтении вслух, и как результат – повышение качества образования.