Анализ практического опыта развития речи младших школьников с использованием игры
Анализ литературы показывает, что кроме методов: языкового анализа, наглядных, рассказа и др., существуют специальные методы развития речи учащихся.
Игра и учеба – это два разных вида деятельности. К сожалению, школа отводит не так много места развивающим играм, сразу пытается навязать младшему школьнику подход к любой деятельности с точки зрения взрослого человека.
На мой взгляд, школа несколько недооценивает большую организационную роль игровой деятельности. Перескакивания с игр к каким-то серьезным занятиям очень резок – необходимо заполнять этот разрыв переходными формами, подготавливающими к уроку или приготовлению домашнего задания. И важная задача учителя в школе и родителей дома – сделать этот переход наиболее плавным.
Результаты исследований Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконин, и наш практический опыт показывает, что в образовании активно используется метод игры как средство развития речевых функций младших школьников.
Учёные сходятся во мнении, что с учетом возрастных особенностей, младший школьник нуждается в игровой речевой деятельности.
Также, необходима речевая активность, самого субъекта, учащегося.
В начальном образовании в учебной деятельности многие учёные – дидакты обращаются к методу игры, как средству развития речи младших школьников.
Психологи А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.И. Селиверстов указывает на ведущую деятельность игры в дошкольном возрасте.
По мнению ученого в игре ребёнок развивается как личность, активно познаёт мир.
В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельностью становится учебная. Однако игровая деятельность по-прежнему значима для учеников, особенно 1-х и 2-х классов.
Мой практический опыт показывает, что младшие школьники любят игру, однако, учебные задания по русскому языку не всегда удобен для игровой формы проведения.
В последнее время, новые издания учебников выходят в сказочном оформлении. Сказочная аллегория, метафоризация учебного материала способствуют усвоению сложных грамматических конструкций, но они несколько препятствуют усвоению детьми точных научных понятий.
Необходимым является то, что игры в школе должны быть дидактическими, обуславливающими школьников познание и развитие младших школьников.
В этой связи, рассмотрим функции игры, выявленные В.В. Давыдовым.
– облегчение учебного процесса, эмоционально окрасить его (использование сказочных элементов, занимательных картинок, подбор занимательного речевого материала, текстов и др.)
– «театрализация» учебного процесса: введение вымышленных персонажей (Самоделкин, Буратино и т.д.). Приёмы театрализации используются в ролевых играх, чтении по ролям, инсценировании диалогов, басен, сказок и т.д..
– соревновательная функция, использование соревнования, конкурса, что способствует проявлению активности, стремлению к лидерству. Для этого используют следующие установки: «кто первый решит задачу, проверит орфограмму», «придумать предложение: чьё предложение лучше?» и т.п. С опытом простых соревновательных форм игры школьник к участию олимпиадах, литературному творчеству и т.д..
Согласно взглядам В.В. Давыдова, заявленные выше функции игры способствуют переходу от игры к познанию, творчеству, научной логике.
Исследование учёных убеждают, что в настоящее время существует большое многообразие дидактических игр, способствующих развитию речевых функций младших школьников.
Анализ литературы показал, что в образовании используется разнообразный речевой материал в виде игр и занимательных упражнений, способствующих развитию всех компонентов речи учащегося (лексического, грамматического, фонетического) предлагаемый Р.И. Лалаевой, Л.Я. Гадасиной, О.Г. Ивановской и др.
Также в своей работе я пользую дидактический игровой материал для развития устной и письменной речи учащихся, предложенный Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.
Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
Например, слеующие пары слов:
Чашка и стакан
Дыня и арбуз
Свекла и морковь
Блюдце и миска
Сарафан и платье
Самолет и легковая машина
Береза и дуб
Дерево и куст
Разложите картинки но сходству
На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колос
Школьникам раздаются следующие картинки:
- свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф (к картинке «овца»);
- стол, табурет, шкаф, стул (к картинке «дерево»); сыр, масло, кефир, творог (к картинке корова»);
- хлеб, булочка, баранка, пирожок (к картинке «колосья»).
Школьникам предлагают по 1-й, 2-е картинки.
Учитель предлагает положить к одной из 4 картинок на доске свою картинку и объяснить, почему он положил именно так.
Для решения проблемы способствующих развитию речевых функций младших школьников моё внимание привлекла оригинальная система дидактических игр по развитию и коррекции речи учащихся младших классов, предложенная Р.Л. Лалаевой. Приведу примеры этих игр:
Развитие ассоциаций
Инструкция:
«Я буду называть одно слово, а вы называете первое слово, какое припомните (или придёт в голову)».
Примерный перечень слов: Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два, летящий.
Классификация предметов по картинкам
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы по какому–либо признаку (признак не называется).
Также предлагают серии картинок, включающие две группы предметов. Например:
а) транспорт наземный и воздушный;
б) цветы полевые и садовые;
в) ягоды и фрукты;
б) морские и лесные животные.
в) домашние и дикие птицы.
г) посуда и мебель.
д) Одежда и головные уборы.
е) птицы и насекомые.
Игра «Какой предмет не подходит?»
Школьникам предлагают картинки, среди которых есть одна, с изображением предмета (из другой тематической группы). Учащемся необходимо показать «неподходящую» картинку (объяснить, почему она не подходит).
Игра «Какое слово не подходит?»
Школьникам называют слова и предлагают назвать слово, которое «не подходит» (объяснить, почему оно не подходит).
Игра «Назови слово, которое не подходит»:
- юла, земля, лего, кубики, мяч;
- кровать, комод, тарелка, диван, стул;
- юбка, шапка, свитер, туфли, брюки;
- банан, персик, огурец, апельсин, ананас;
- лось, свинья, лев, барсук, пантера;
- астра, тюльпан, горох, георгин, мак;
- ракета, самолет, поезд, аэропла;
- лето, май, осень, весна зима.
Для формирования умения операций анализа, синтеза, сравнения, умения образовывать и использовать грамматические конструкции, составлять рассказ Р.И. Лалаева [26] рекомендует следующие виды игровых заданий по формированию связной речи младших школьников:
1. Работа по развитию речи с использованием стимульного материала - сюжетные картинки, (способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу, формированию операции сравнения).
2. Работа с сюжетной и предметными картинками.
Автор предлагает следующие задания:
- подобрать к сюжетной картинке серию предметных изображений;
- найти лишние картинки с предметными изображениями, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
- на основе анализа сюжетной картинки определить какие предметы отсутствуют на предметных картинках; г
- к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать пары картинок с изображением предметов, по которым в дальнейшем дети придумывают предложения.
3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
- восстановить последовательность картинок по памяти;
- отобрать среди других те картинки которые имеют отношение к рассказу на определенную тему; в) определить место выпавшей картинки среди других картинок;
- расположить картинки в определенной последовательности;
- найти лишнюю картинку;
- определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом.
Таким образом, анализ литературы показал, что в образовании используется разнообразный речевой материал в виде игр и занимательных упражнений, способствующих развитию всех компонентов речи учащегося (лексического, грамматического, фонетического) предлагаемый Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой и др. С младшими школьниками проводятся игры: «Какой предмет не подходит?», «Какое слово не подходит?», используется стимульный материал - сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.