СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графо-моторная коррекция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться -сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное - эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Графико-моторная коррекция» для учащихся начальных классов.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи - слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников второй год я провожу курс «Графико-моторная коррекция». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка - это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Общая характеристика КК «Графо-моторная коррекция» для 1 и 3 класса.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка - это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты - наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их. бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

 

Описание места КК  «Графо-моторная  коррекция» в учебном плане.

Направленность курса практическая, развивающая.

Программа курса рассчитана на 1 год. 1 класс - на 33 учебных недели в год - 1 час в неделю, 3 класс- на 34 учебные недели в год-1 час в неделю.

Уровень образования школьников: 1 и 3 классы.

Форма учебной работы: коррекционный курс.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа КК «Графико-моторная коррекция» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

 

Личностные и предметные результаты освоения КК «Графо­-моторная коррекция».

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятие на слух сказок и рассказов;

-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.

Личностные результаты:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4)   овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  2. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  3. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  5. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

11) формирование готовности к самостоятельной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание КК «Графо-моторная коррекция».

1-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение рифмованных строк, стихотворений.

3-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотном) оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

 

Календарно-тематическое планирование КК «Графо-моторная коррекция» 1 класс (1 час в неделю, 33 часа за год).

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Формы организации и вида   деятельности

Дата проведения

План

Факт.

1.

Для чего нужна речь.

1

Узнают, для чего нужна речь.

 

 

2.

Волшебница речь.

1

Получают представление о художественной речи.

 

 

3.

Устная речь.

1

Узнают о главных требованиях речи.

 

 

4.

Устная речь или письменная.

1

Узнают об особенностях устной и письменной речи.

 

 

5.

Не говорим и не пишем.

1

Учатся отличать устную речь от письменной.

-

 

6.

Какой окраски ваш голос.

1

Учатся определять соответствие темпа и громкости речи.

 

 

 

 

7.

 Знакомство со скороговоркой.

1

Знакомятся со скороговоркой.

 

 

8.

 Учись считалки сочинять.

1

Учатся сочинять считалки.

 

 

9.

Помощники устного слова.

I

Знакомятся с использованием мимики и жестов.

 

 

10.

Тихо и громко.

1

Учатся говорить громко, тихо и нормально.

 

 

11.

Загадаю я загадку.

1

Знакомятся с жанром «Загадка».

 

 

12.

Работа с пословицами.

1

Знакомятся с жанром «Пословица».

 

 

13.

Сказки.

1

Знакомятся с жанром «Сказка».

 

 

14.

Сколько слов вы знаете?

1

Обогащают словарный запас.

 

 

15.

Чудесные превращения слов.

1

Учатся играть со словом.

 

 

16.

Тематические группы слов.

1

Знакомятся с тематическими группами слов.

 

 

17.

Знакомые незнакомцы.

1

Учатся употреблять слова в соответствии с их значением.

 

 

18.

Об одном и том же по-разному.

1

Знакомятся со стилистическим многообразием речи.

 

 

19.

Вы и ваш собеседник.

1

Учатся вести беседу, дискуссию.

-

 

20.

Весело и грустно.

1

Знакомятся с тоном высказывания.

 

 

21.

Что вы знаете о пересказе? Учитесь пересказывать кратко.

1

Закрепляют умения пересказывать текст.

 

 

22.

Словосочетание и предложение.

1

Знакомятся со словосочетанием и предложением.

 

 

23.

Текст. Что это такое?

1

Познакомились с понятием текст.

 

 

24.

О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова.

1

Знакомятся с понятием заглавие.

 

 

25.

Какие бывают тексты.

1

Узнают, какие бывают тексты.

 

 

26.

Как строится текст.

1

Узнают, как строится текст.

 

 

27.

Что такое план?

1

Узнают, что такое план.

 

 

28.

Сочинение стихов по заданной рифме.

1

Написание сочинения.

 

 

29.

Объясняем и доказываем.

1

Знакомятся с рассуждением.

 

 

30.

Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание.

1

Знакомятся с описанием предмета.

 

 

31.

Невыдуманный рассказ.

1

Узнают, как строится рассказ.

 

 

32.

Составление рассказов по серии картинок.

1

Учатся составлять рассказы по серии картинок.

 

 

33.

Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

1

Проверка техники чтения.

 

 

             

 

Календарно-тематическое планирование КК «Графо-моторная коррекция» 3 класс (1 час в неделю, 34 часа за год).

п/п

Тема занятий

Формы организации и вида деятельности

Кол-во

часов

Дата

 план

Дата

 факт.

1.

Для  чего  нужна речь?

Раскрывают значение звуков в языке. Знакомятся с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

1

 

 

2

Играем в загадки. Сочинение загадок.

Знакомятся с приемами конструирования загадки.

1

 

 

3.

Сочинение скороговорки.

Учатся сочинять скороговорку.

1

 

 

4.

Сочиняем считалку. Два секрета считалки.

Знакомятся с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1

 

 

5.

Сколько слов вы знаете? Рассказ - беседа о  богатстве русского языка.

Обогащают словарный запас учащихся.

1

 

 

6.

Происхождение слов. Как нужно говорить.

Узнают о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

1

 

 

7.

Крылатые слова и выражения.

Знакомятся с крылатыми словами и выражениями.

1

 

 

8.

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

Знакомятся с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учатся иллюстрировать их.

1

 

 

9.

Сочинение стихов по заданной рифме.

Учатся сочинять стихи по заданной рифме.

1

 

 

10.

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

Знакомятся с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

1

 

 

11.

Сочинение сказки по серии картинок.

Учатся сочинять сказку по серии картинок.

1

 

 

12.

Что такое речь? Речь устная и письменная.

Знакомятся с понятием «речь», определяют главные требования к речи. Узнают об отличиях устной речи от письменной.

1

 

 

13.

Составление предложений из отдельных слов.

Учатся составлять предложения из отдельных слов.

1

 

 

 

 

14.

Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.

Учатся выделять признаки предложения.

1

 

 

15.

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

Знакомятся с признаками текста. Учится находить опорные слова в тексте.

1

 

 

16.

Текст. Тема текста.

Знакомятся с понятием «текст». Учатся находить разницу между отдельными предложениями и текстом.

1

 

 

17.

Сочинение по плану «Моя бабушка».

Учатся писать сочинение на заданную тему.

1

 

 

18.

Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.

Учатся составлять рассказ по заданной теме.

1

 

 

19.

Сочинение «Мой друг. Моя подруга».

Учатся писать сочинение на заданную тему.

1

 

 

20.

Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

Учатся составлять рассказ по заданной теме.

1

 

 

21.

Деление сплошного текста на предложения.

Учатся делить сплошной текст на предложения.

1

 

 

22.

Восстановление деформированного текста.

Учатся восстанавливать деформированный текст.

1

 

 

23.

Редактирование текста.

Учатся редактировать текст.

1

 

 

24.

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

Учатся писать сочинение на заданную тему.

Просмотр содержимого документа
«Графо-моторная коррекция»

Пояснительная записка.

Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.

С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться -сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное - эффективно действующего подхода к развитию речи.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Графико-моторная коррекция» для учащихся начальных классов.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи - слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников второй год я провожу курс «Графико-моторная коррекция». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка - это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Общая характеристика КК «Графо-моторная коррекция» для 1 и 3 класса.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка - это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты - наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их. бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Описание места КК «Графо-моторная коррекция» в учебном плане.

Направленность курса практическая, развивающая.

Программа курса рассчитана на 1 год. 1 класс - на 33 учебных недели в год - 1 час в неделю, 3 класс- на 34 учебные недели в год-1 час в неделю.

Уровень образования школьников: 1 и 3 классы.

Форма учебной работы: коррекционный курс.

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа КК «Графико-моторная коррекция» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Личностные и предметные результаты освоения КК «Графо­-моторная коррекция».

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятие на слух сказок и рассказов;

-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; -понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения.

Личностные результаты:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  2. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  3. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  5. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

11) формирование готовности к самостоятельной жизни.






















Содержание КК «Графо-моторная коррекция».

1-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение рифмованных строк, стихотворений.

3-й класс

Развитие речевых компетенций (устная форма)

Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)

Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотном) оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.

Календарно-тематическое планирование КК «Графо-моторная коррекция» 1 класс (1 час в неделю, 33 часа за год).

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Формы организации и вида деятельности

Дата проведения

План

Факт.

1.

Для чего нужна речь.

1

Узнают, для чего нужна речь.



2.

Волшебница речь.

1

Получают представление о художественной речи.



3.

Устная речь.

1

Узнают о главных требованиях речи.



4.

Устная речь или письменная.

1

Узнают об особенностях устной и письменной речи.



5.

Не говорим и не пишем.

1

Учатся отличать устную речь от письменной.

-


6.

Какой окраски ваш голос.

1

Учатся определять соответствие темпа и громкости речи.





7.

Знакомство со скороговоркой.

1

Знакомятся со скороговоркой.



8.

Учись считалки сочинять.

1

Учатся сочинять считалки.



9.

Помощники устного слова.

I

Знакомятся с использованием мимики и жестов.



10.

Тихо и громко.

1

Учатся говорить громко, тихо и нормально.



11.

Загадаю я загадку.

1

Знакомятся с жанром «Загадка».



12.

Работа с пословицами.

1

Знакомятся с жанром «Пословица».



13.

Сказки.

1

Знакомятся с жанром «Сказка».



14.

Сколько слов вы знаете?

1

Обогащают словарный запас.



15.

Чудесные превращения слов.

1

Учатся играть со словом.



16.

Тематические группы слов.

1

Знакомятся с тематическими группами слов.



17.

Знакомые незнакомцы.

1

Учатся употреблять слова в соответствии с их значением.



18.

Об одном и том же по-разному.

1

Знакомятся со стилистическим многообразием речи.



19.

Вы и ваш собеседник.

1

Учатся вести беседу, дискуссию.

-


20.

Весело и грустно.

1

Знакомятся с тоном высказывания.



21.

Что вы знаете о пересказе? Учитесь пересказывать кратко.

1

Закрепляют умения пересказывать текст.



22.

Словосочетание и предложение.

1

Знакомятся со словосочетанием и предложением.



23.

Текст. Что это такое?

1

Познакомились с понятием текст.



24.

О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова.

1

Знакомятся с понятием заглавие.



25.

Какие бывают тексты.

1

Узнают, какие бывают тексты.



26.

Как строится текст.

1

Узнают, как строится текст.



27.

Что такое план?

1

Узнают, что такое план.



28.

Сочинение стихов по заданной рифме.

1

Написание сочинения.



29.

Объясняем и доказываем.

1

Знакомятся с рассуждением.



30.

Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание.

1

Знакомятся с описанием предмета.



31.

Невыдуманный рассказ.

1

Узнают, как строится рассказ.



32.

Составление рассказов по серии картинок.

1

Учатся составлять рассказы по серии картинок.



33.

Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

1

Проверка техники чтения.



Календарно-тематическое планирование КК «Графо-моторная коррекция» 3 класс (1 час в неделю, 34 часа за год).

п/п

Тема занятий

Формы организации и вида деятельности

Кол-во

часов

Дата

план

Дата

факт.

1.

Для чего нужна речь?

Раскрывают значение звуков в языке. Знакомятся с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.

1



2

Играем в загадки. Сочинение загадок.

Знакомятся с приемами конструирования загадки.

1



3.

Сочинение скороговорки.

Учатся сочинять скороговорку.

1



4.

Сочиняем считалку. Два секрета считалки.

Знакомятся с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.

1



5.

Сколько слов вы знаете? Рассказ - беседа о богатстве русского языка.

Обогащают словарный запас учащихся.

1



6.

Происхождение слов. Как нужно говорить.

Узнают о происхождении слов и о том, как нужно говорить.

1



7.

Крылатые слова и выражения.

Знакомятся с крылатыми словами и выражениями.

1



8.

Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.

Знакомятся с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учатся иллюстрировать их.

1



9.

Сочинение стихов по заданной рифме.

Учатся сочинять стихи по заданной рифме.

1



10.

Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

Знакомятся с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.

1



11.

Сочинение сказки по серии картинок.

Учатся сочинять сказку по серии картинок.

1



12.

Что такое речь? Речь устная и письменная.

Знакомятся с понятием «речь», определяют главные требования к речи. Узнают об отличиях устной речи от письменной.

1



13.

Составление предложений из отдельных слов.

Учатся составлять предложения из отдельных слов.

1





14.

Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.

Учатся выделять признаки предложения.

1



15.

Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.

Знакомятся с признаками текста. Учится находить опорные слова в тексте.

1



16.

Текст. Тема текста.

Знакомятся с понятием «текст». Учатся находить разницу между отдельными предложениями и текстом.

1



17.

Сочинение по плану «Моя бабушка».

Учатся писать сочинение на заданную тему.

1



18.

Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.

Учатся составлять рассказ по заданной теме.

1



19.

Сочинение «Мой друг. Моя подруга».

Учатся писать сочинение на заданную тему.

1



20.

Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.

Учатся составлять рассказ по заданной теме.

1



21.

Деление сплошного текста на предложения.

Учатся делить сплошной текст на предложения.

1



22.

Восстановление деформированного текста.

Учатся восстанавливать деформированный текст.

1



23.

Редактирование текста.

Учатся редактировать текст.

1



24.

Сочинение «Мое любимое домашнее животное».

Учатся писать сочинение на заданную тему.

1



25.

Слова - близнецы (омонимы).

Знакомятся с группой таких слов.

1


'

26.

Слова - друзья - (синонимы).

Знакомятся с синонимами.

1



27.

Антонимы.

Расширяют представление об антонимах.

1



28.

Работа со словом и словарями.

Учатся работать со словарями.

1



29.

Ознакомление с понятием «изложение».

Знакомятся с понятием «изложение». Учатся писать изложение.

1



30.

Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.

Учатся написанию изложения по вопросам и опорным словам.

1






31.

Обучающее изложение.

Учатся писать изложения.

1



32.

Творческое изложение.

Учатся писать творческое изложение.

1



33.

Устное составление рассказа по картине «Лето».

Учатся составлять рассказ по картине.

1



34.

Подведение итогов.

Подведение итогов работы за год.

1






Ресурсное обеспечение программы.

1. Пособие «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей». Автор: О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков.

Автор: Г. Г. Мисаренко, 2004 г.

3. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Авторы: Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.

3. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий,- Л.: Просвещение.

4. Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. -М.: Просвещение.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л.Ф. Беловинского - М. ОЛМА - ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .

6. Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. - М.: АО «Столетие», 1994.

7. Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!