СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Коррекционно-развивающие занятия с детьми ТМНР»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Коррекционно-развивающие занятия с детьми ТМНР»

Являясь тьютором класса для детей с ТМНР, в своей работе ставлю перед собой коррекционно-развивающие, коррекционно-обучающие и коррекционно-воспитательные цели для реализации, которых ставлю следующие задачи:

1. Повышать свое профессиональное мастерство и опыт работы с детьми с нарушением в развитии.

2. Использовать наиболее эффективные методы, приемы и формы работы, приемлемые для коррекционно-развивающего образования.

3. Создание доброжелательной, благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

4. Использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

 

Считаю, что каждый тьютор коррекционной школы должен в учебном процессе учитывать клиническое состояние учащихся, владеть навыками коррекции развития в обучении и четко знать, с чем он имеет дело.

«Коррекционно-развивающее занятие» включает в себя следующие разделы:

-развитие крупной и мелкой моторики графо моторных навыков;

-тактильно-двигательное восприятие;

-кинестетическое и кинетическое развитие;

-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

-развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

-развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-восприятие пространства, времени.

 

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей). Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Тактильно-двигательное восприятие.

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Восприятие пространства.

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Восприятие времени.

 Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии

В своей работе использую различные методы обучения и развития.

Методы обучения:

Методы учебной и воспитательной работы реализуются за счет конкретных учебных мероприятий, форм обучения и воспитания, различных видов деятельности учащихся, а также с помощью средств обучения, которые используются в процессе реализации того или иного метода.

 

Дидактическая игра является эффективным средством, с помощью которого можно вызвать интерес ребенка к уроку, а также помогает улучшить качество обучения. Дидактические игры в обучении умственно отсталых школьников применяются для привлечения внимания каждого школьника, вызывание у него интереса к процессу обучения. Учитывая то, что умственно отсталые дети неэмоциональны, пассивны и не проявляют активное желание действовать с предметами, игрушками, педагогу необходимо создать такое отношение к игре, которое способствует положительному эмоциональному фону к предлагаемой деятельности.

Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. При выборе дидактической игры необходимо основываться на тему урока, ее цели и содержание. Для того, чтобы игра не стала утомительной или даже недоступной, необходимо правильно распределить мыслительные операции, которые выполняют умственно отсталые школьники. В начале занятия можно провести такие игры, которые смогут повысить активность детей, заинтересуют их. Такие игры, как «Отгадайте, кто к нам пришел?», «Что в мешочке?» и так далее. В середине урока следует проводить игры, которые соответствуют теме урока. По возможности нужно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре. Важно, чтобы школьники чувствовали свою равноценность их участия, а также, чтобы у них появилось желание играть и выигрывать.

Если игровые правила не понятны детям, учитель может помочь им, упростить материал игры, а также сократить количество заданий. Ошибки, которые допускались учениками, во время игры следует проанализировать после завершения игры. Поощрения и подбадривания - необходимый эмоциональный момент. После завершения дидактической игры выявляются победители, подводятся итоги.

Игра помогает повысить эмоциональный фон школьников, вносит разрядку, если для выполнения какого-то задания необходимо большое интеллектуальное напряжение. Помогает игра и в закреплении и повторении темы.

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области обучения детей с умственной отсталостью является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями высших психических функций посредством коррекционно-развивающего обучения.

Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Коррекция развития умственно-отсталых детей должна осуществляться преимущественно в различных видах деятельности. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно-практической деятельности детей на всех уроках. В этой деятельности дети могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Коррекционно-развивающее занятие» (Приложение1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочие программы для 3 класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

Игры и игровые упражнения по развитию альтернативной коммуникации.

«Водичка, водичка»

Цель: Стимуляция тактильных ощущений при знакомстве с разной температурой воды

Знакомим ребенка с разной температурой воды. Это тоже очень важно. Это можно сделать с пластиковыми бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Можно попробовать погружать пальчик в воду, налитую в стаканчик или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Алексееву Никите эти игры помогают расслабиться, снять напряжение.

«Игра с фасолью».

Цель: Стимуляция тактильных ощущений, развитие мелкой моторики

В глубокой миске, наполненными: фасолью, кусочками поролона, рисом, камушками и т.д.  Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения — координированными,

«Шишка»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Различные манипуляции с сосновыми шишками: катание шишки в ладонях, на столе, сжимание шишки в ладонях, перекладывание шишки из одной емкости в другую.

«Кулак- ребро- ладонь»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь)

Жили (кулак) да были (ребро) зайчики (ладонь)

В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).

Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь).

Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь).

Наряжались зайчики (кулак)-

Надевали (ребро) тапочки (ладонь).

«Рубим капусту»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Постучать по столу кистью правой, а затем левой рукой.

 «Барабан»

Цели: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности. Постучать каждым пальцем руки.

«Здравствуйте»

Цели: формирование умения приветствовать собеседника жестом, звуком, словом.

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

«Паровозик»

Цели: формирование умения находить контакт друг с другом

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук.  Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

«Зеркало»

Цели: формирование умения считывать телесные и мимические движения

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

«Держи мяч»

Цели: формирование умения считывать телесные и мимические движения

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

«Любимая игрушка»

Цели: формирование умения находить контакт друг с другом

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный», «У тебя такие красивые и мягкие ушки».

Примерный комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами:

- изменение положения тела с помощью поворотов;

- обведение контура тела массажным мячиком;

- обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге;

- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

- рисование на спине тактильными ладошками;

- прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры;

- раскачивание на качелях или в гамаке;

- перекатывание со спины на живот;

- заворачивание в ковер, одеяло, тяжелые ткани, рулон бумаги;

- пролезание в ограниченное пространство;

- толкание тяжелых предметов;

- растягивание эластичных лент;

- балансирование на гимнастических мячах;

- катание на животе на роликовой доске;

- ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности;

- прохождение лабиринтов, преодоление препятствий; лазание по тренажерным стенкам;

- прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку;

перетягивание каната;

- движения под музыку, пение песен с движениями; подражание позам и очередности движений;

- работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс).

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции.

- втирание крема;

- примерка шапок, перчаток, носков;

- обведение контура тела массажным мячиком;

- обведение контура тела ладони, стопы на бумаге;

- растирание поверхности тела тканями различной текстуры;

- рисование на спине тактильными ладошками;

- поглаживание различных частей тела с их называнием;

- постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками;

- ощупывание тела ребёнка его руками;

- опутывание тела ребёнка ленточками;

- прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры;

- обрызгивание жидкостью различных температур;

- контакт с игрушками различных температур;

- посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.;

- заворачивание ребёнка в плотную ткань;

- оставление цветных отпечатков;

- вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры;

- удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша;

- держание вибрирующих игрушек.