СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ репетиции итогового сочинения. 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ репетиции итогового сочинения. 11 класс»

Анализ итогового сочинения (изложения) от 20.11.2021г.

В соответствии с приказом отдела образования администрации Петровского городского округа от 15.11.2021 № 491 в МБОУЛ № 3 проведено репетиционное итоговое сочинение (изложение) в 11-х классах.

Цель: проверить степень и качество подготовки обучающихся 11 А класса к итоговому сочинению

Выполняли работу – 24 обучающихся

Всего в классе – 25 обучающихся

«Зачет» по всем требованиям и критериям получили 19 обучающихся. Среди них 3 обучающихся, получивших в 10 классе годовую отметку «3» по русскому языку.

«Незачет» по 1 критерию получили 7 обучающихся.

«Незачет» по 2 критериям никто не получил.

При проверке не выявлены недочеты при заполнении бланков итогового сочинения (изложения).

Выбор тем итогового сочинения:

Номер

Тема

Писали (кол-во обучающихся)

106

Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

3

214

Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?

16

318

Герой романа «Преступление и наказание» размышляет о том, «не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Как вы могли бы ответить на этот вопрос?

4

462

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

1

561

Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

-

В сочинениях для аргументации чаще всего привлекались следующие авторы и произведения:

106

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

214

М. Булгаков «Собачье сердце», Е. Замятин «Мы», В. Распутин «Прощание с Матёрой», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вельд», В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

318

Ф. Достоевский «Преступление и наказание», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

462

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», А. Платонов «Юшка»



Результаты выполнения работы

 

11 Б

Т1

Т2

К1

К2

К3

К4

К5

Итог

№ темы

Литература 10 класс

Русский язык

10 класс

1

Быхалова М.С.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

2

Головченко С.В.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

3

3

3

Демченко Е.Р.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

318

4

4

4

Десятникова Е.Д.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

106

5

3

5

Евсик С.С.

х

х

х

х

х

х


зачёт

214

5

4

6

Зайцев И.Г.

х

х

х

х


х

х

зачёт

214

4

3

7

Зубенко Е.В.

х

х

х

х


х

х

зачёт

214

5

5

8

Иванов Д.Р.

х

х

х

х


х

х

зачёт

214

4

3

9

Косенко В.В.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

10

Матвиенко Е.А.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

318

5

5

11

Мирошниченко М.Д.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

462

5

5

12

Муренький А.В.

х

х

х

х


х

х

зачёт

214

5

4

13

Нехаенко М.С.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

14

Никифорова К.Ю.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

4

15

Николаенко И.М.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

4

16

Павленко А.С.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

17

Пащенко П.С.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

4

3

18

Пуля А.Ю.

х

х

х

х

х

х

 х

зачёт

214

4

3

19

Светличная Д.А.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

20

Симонова С.В.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

106

5

3

21

Титов М.Г.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

106

4

3

22

Чеботарев И.И.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

318

4

3

23

Черевко А.Г.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

106

5

4

24

Чечелев С.А.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

318

4

3



24

24

24

24

20

24

23

















К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.



Требование № 1. «Объем итогового сочинения».

«Незачет» по 1 требованию не получил ни один обучающийся: все работы соответствовали заявленным требованиям.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

«Незачет» по 2 требованию не получил ни один обучающийся: все работы соответствовали заявленным требованиям.

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

«Незачет» по критерию № 2 получил один обучающийся – приведен только один пример произведения в качестве аргумента; все остальные работы соответствовали заявленным требованиям – во всех представленных работах обучающимися раскрыта выбранная тема сочинения, она же аргументирована 2 примерами из отечественной и зарубежной литературы (смотри таблицу выше).

Критерии № 3 «Композиция и логика рассуждения», № 4 «Качество письменной речи», № 5 «Грамотность»)

«Незачет» по критерию 3 получили 4 обучающихся.

«Незачет» по критерию 5 получил 1 обучающихся.

Типичные ошибки:

  1. Фактические ошибки: неправильно указана фамилия автора - 1

Фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, что иногда приводят к существенному искажению литературного материала.

  1. Речевые ошибки: речевые повторы

Речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста, неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы, употребление лишнего слова (плеоназм); повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); необоснованный пропуск слова; бедность и однообразие синтаксических конструкций; порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

  1. Орфографические ошибки: правописание Н и -НН- в суффиксах различных частей речи, правописание НЕ и НИ, правописание проверяемых безударных гласных, правописание производных предлогов

  2. Пунктуационные ошибки: знаки препинания в сложном (союзном - СПП и ССП - и бессоюзном) предложении, знаки препинания в, знаки препинания при обособленных членах предложения

  3. Грамматические ошибки: построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений

  4. Логические ошибки:связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой

Выводы:

Для 66 % участников репетиционного итогового сочинения интересной оказалась тема «Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?», а для 17 % - «Герой романа «Преступление и наказание» размышляет о том, «не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Как вы могли бы ответить на этот вопрос?» и 13 % - «Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?»

Выполняя письменную работу (тема 214), обучающиеся показали не только знание литературных произведений, но и пытались осмыслить, какое влияние оказывают цивилизация и технологии на отношения человека к людям и к миру, являются ли они спасением, вызовом или трагедией (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В работах был привлечен материал русской и зарубежной литературы.

В то же время тема 106 по направлению «Человек путешествующий» для участников, выбравших ее, оказалась сложной дляраскрытия: не все обучающиеся смогли сделать правильные логические выводы по представленной теме.

В целом учащиеся продемонстрировали речевые умения, необходимые для написания итогового сочинения:

- в преобладающем большинстве работ участники пробного итогового сочинения правильно определили и реализовали коммуникативный замысел в соответствии с выбранной темой сочинения,

- в большинстве работ четко определён ведущий тезис в соответствии с темой сочинения и выбранным вариантом её раскрытия,

- большинство участников пробного итогового сочинения продемонстрировали знание литературных произведений, уместно приводили цитаты, подтверждающие тезис сочинения

По результатам сочинения следует обратить внимание на повторение вопросов, которые вызвали у учащихся затруднение при написании работ.

Анализ результата репетиционного итогового сочинения показал, что обучающиеся 11А класса справились хорошо с этой работой. Трудность для обучающихся представляют логика рассуждения (критерий 3) и грамотность (критерий 5), каллиграфия.

Рекомендации:

  1. Провести подробный анализ сочинений, обозначая сильные и слабые стороны работ, рассмотреть вопрос о путях исправления типичных ошибок, допускаемых участниками итогового сочинения. При анализе сочинений необходимо цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.).

  2. Провести индивидуальное собеседование с обучающимися, допустившими ошибки при построении текста сочинения, по конкретным замечаниям к их сочинению.

  3. Организовать для обучающихся, дополнительные занятия (выработать индивидуальный график), на которых продолжить работу с Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования), изучить (повторно)Правила заполнения бланков итогового сочинения. Перед итоговым сочинением выпускники должны быть знакомы с инструкцией для участника итогового сочинения (см. Приложение 1) и критериями оценивания (см Приложения 2 и 3).

  4. На уроках включать отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.

  5. На уроках литературы анализировать возможные темы сочинения по всем направлениям 2021 года, тренировать учащихся в постановке проблемы к сочинению и разработке системы вопросов к теме.

  6. Учить отбирать материал, необходимый и достаточный для раскрытия темы сочинения; учить включению в сочинение литературного материала, рассмотрению проблемы с опорой на выбранный материал.

  7. Правильно применять критерии при написании творческих работ.

  8. Работать над композицией сочинения, над вступительной и заключительной частью сочинения, способах аргументации.

  9. Работать над речевым оформлением текста.


Рекомендации учителю: на уроках литературы больше внимания уделять следующим вопросам

  1. Умению давать прямой связный ответ на вопрос

  2. Способности учитывать авторскую позицию

  3. Формулированию собственной обоснованной позиции

  4. Регулярно проводить проверочные работы на умение анализировать художественные произведения

  5. Создать таблицу с указанием названия произведений, авторов, героев


Эксперт _________________________(Постникова Е.А.)

23.11.2021





































Анализ итогового сочинения (изложения) от 20.11.2021г.

В соответствии с приказом отдела образования администрации Петровского городского округа 15.11.2021 № 491 в МБОУЛ № 3 проведено репетиционное итоговое сочинение (изложение) в 11-х классах.

Цель: проверить степень и качество подготовки обучающихся 11 Б класса к итоговому сочинению

Выполняли работу – 19 обучающихся

Всего в классе – 20 обучающихся

«Зачет» по всем требованиям и критериям получили 15 обучающихся. Среди них нет обучающихся, получивших в 10 классе годовую отметку «3» по русскому языку и литературе.

«Незачет»по 1 критерию получили 4 обучающихся.

«Незачет»по 2 критериям не получил никто из обучающийся.

При проверке не выявлены недочеты при заполнении бланков итогового сочинения (изложения):

Выбор тем итогового сочинения:

Номер

Тема

Писали (кол-во обучающихся)

106

Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?

3

214

Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?

13

318

Герой романа «Преступление и наказание» размышляет о том, «не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Как вы могли бы ответить на этот вопрос?

3

462

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

-

561

Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

-

В сочинениях для аргументации чаще всего привлекались следующие авторы и произведения:

106

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

214

М. Булгаков «Собачье сердце», Е. Замятин «Мы», В. Распутин «Прощание с Матёрой», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вельд», В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

318

Ф. Достоевский «Преступление и наказание», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Результаты выполнения работы


 

11 Б

Т1

Т2

К1

К2

К3

К4

К5

Итог

№ темы

Литература 10 класс

Русский язык

10 класс

1

Аникеев А.А.

х

х

х

х


х

х

зачёт

214

5

4

2

Балабанова К.А.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

106

5

5

3

Бессонова Е.А.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

4

Годко К.А.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

318

5

4

5

Горлачев Н.А.

х

х

х

х

 

х

 х

зачёт

106

4

3

6

Кацило Я.Д.

х

х

х

х

 х

х

х

зачёт

214

5

4

7

Крутоярова М.П.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

8

Лежебоков В.М.

х 

х 

х 

х 

х 

х 

х 

зачёт 

214

4

3

9

Марина Г.В.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

4

10

Митрошин Б.А.

х

х

х

х

х

х

 

зачёт

214

5

4

11

Михайлова П.Д.

х

х

х

х

х

х


зачёт

318

5

4

12

Писаренко Я.В.

х

х

х

х


х

х

зачёт

214

5

4

13

Ротарь М.А.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

318

4

4

14

Сидненко Д.Ю.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт 

214

5

5

15

Солгалова М.В.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5

16

Сторчак Е.С.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

4

17

Ткачева П.К.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

106

5

5

18

Хожаниязова А.И.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

4

19

Черноволенко П.В.

х

х

х

х

х

х

х

зачёт

214

5

5



19

19

19

19

17

19

17



















К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.


Требование № 1. «Объем итогового сочинения».

«Незачет» по 1 требованию не получил ни один обучающийся: все работы соответствовали заявленным требованиям.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.

«Незачет» по 2 требованию не получил ни один обучающийся: все работы соответствовали заявленным требованиям.

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

«Незачет» по критериям 1 и 2 не получил ни один обучающийся: все работы соответствовали заявленным требованиям – во всех представленных работах обучающимися раскрыта выбранная тема сочинения, она же аргументирована 2 примерами из отечественной и зарубежной литературы (смотри таблицу выше).

Критерии № 3 «Композиция и логика рассуждения», № 4 «Качество письменной речи», № 5 «Грамотность»)

«Незачет» по критерию 3 получили 2 обучающихся.

«Незачет» по критерию 5 получил 2 обучающийся.

Типичные ошибки:

  1. Фактические ошибки: нет

Фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текста художественных произведений, что иногда приводят к существенному искажению литературного материала.

  1. Речевые ошибки: речевые повторы

Речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста, неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы, употребление лишнего слова (плеоназм); повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); необоснованный пропуск слова; бедность и однообразие синтаксических конструкций; порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

  1. Орфографические ошибки: правописание Н и -НН- в суффиксах различных частей речи, правописание НЕ и НИ, правописание проверяемых безударных гласных

  2. Пунктуационные ошибки: знаки препинания в сложном (союзном - СПП и ССП - и бессоюзном) предложении, знаки препинания в, знаки препинания при обособленных членах предложения

  3. Грамматические ошибки: построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений

  4. Логические ошибки:связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису

Выводы:

Для 68% участников репетиционного итогового сочинения интересной оказалась тема «Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?», и по 16 % - «Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?», «Герой романа «Преступление и наказание» размышляет о том, «не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Как вы могли бы ответить на этот вопрос?»

Выполняя письменную работу (тема 214), обучающиеся показали не только знание литературных произведений, но и пытались осмыслить, какое влияние оказывают цивилизация и технологии на отношения человека к людям и к миру, являются ли они спасением, вызовом или трагедией (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В работах был привлечен материал русской и зарубежной литературы.

В то же время тема 106 по направлению «Человек путешествующий» для участников, выбравших ее, оказалась сложной дляраскрытия: не все обучающиеся смогли сделать правильные логические выводы по представленной теме.

В целом учащиеся продемонстрировали речевые умения, необходимые для написания итогового сочинения:

- в преобладающем большинстве работ участники пробного итогового сочинения правильно определили и реализовали коммуникативный замысел в соответствии с выбранной темой сочинения,

- в большинстве работ четко определён ведущий тезис в соответствии с темой сочинения и выбранным вариантом её раскрытия,

- большинство участников пробного итогового сочинения продемонстрировали знание литературных произведений, уместно приводили цитаты, подтверждающие тезис сочинения

По результатам сочинения следует обратить внимание на повторение вопросов, которые вызвали у учащихся затруднение при написании работ.

Анализ результата репетиционного итогового сочинения показал, что обучающиеся 11 Б класса справились хорошо с этой работой. Трудность для обучающихся представляют логика рассуждения (критерий 3) и грамотность (критерий 5), каллиграфия.

Рекомендации:

  1. Провести подробный анализ сочинений, обозначая сильные и слабые стороны работ, рассмотреть вопрос о путях исправления типичных ошибок, допускаемых участниками итогового сочинения. При анализе сочинений необходимо цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.).

  2. Провести индивидуальное собеседование с обучающимися, допустившими ошибки при построении текста сочинения, по конкретным замечаниям к их сочинению.

  3. Организовать для обучающихся, дополнительные занятия (выработать индивидуальный график), на которых продолжить работу с Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования), изучить (повторно)Правила заполнения бланков итогового сочинения. Перед итоговым сочинением выпускники должны быть знакомы с инструкцией для участника итогового сочинения (см. Приложение 1) и критериями оценивания (см Приложения 2 и 3).

  4. На уроках включать отдельные практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.

  5. На уроках литературы анализировать возможные темы сочинения по всем направлениям 2021 года, тренировать учащихся в постановке проблемы к сочинению и разработке системы вопросов к теме.

  6. Учить отбирать материал, необходимый и достаточный для раскрытия темы сочинения; учить включению в сочинение литературного материала, рассмотрению проблемы с опорой на выбранный материал.

  7. Правильно применять критерии при написании творческих работ.

  8. Работать над композицией сочинения, над вступительной и заключительной частью сочинения, способах аргументации.

  9. Работать над речевым оформлением текста.


Рекомендации учителю: на уроках литературы больше внимания уделять следующим вопросам

  1. Умению давать прямой связный ответ на вопрос

  2. Способности учитывать авторскую позицию

  3. Формулированию собственной обоснованной позиции

  4. Регулярно проводить проверочные работы на умение анализировать художественные произведения

  5. Создать таблицу с указанием названия произведений, авторов, героев



Эксперт _________________________(Постникова Е.А.)

23.11.2021



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!