Анализ
результатов контрольной работы по истории в форме единого государственного экзамена (предмет по выбору ЕГЭ) обучающихся 11-х классов общеобразовательных организаций г. Оренбурга
Содержание предмета «История» в средней школе включает в себя изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе, и всеобщей истории. В экзаменационной работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением общемирового исторического контекста и проверяется во 2 и 19 заданиях. Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время. Общее количество заданий - 19. Работа состоит из двух частей. Всего в бланках 19 заданий, за которые можно получить максимум 38 баллов. В заданиях встречаются:
Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания).
Часть 2 содержит 8 заданий с развернутым ответом.
В КИМах отражен материал от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов, разделенного на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век.
Более глубокие знания потребуются вам в задании 19, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком.
В заданиях 7, 14 и 15 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе.
В ЕГЭ задание 7 есть иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие.
В заданиях 8-11 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, поработать с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе.
История Великой Отечественной войны, ей посвящено отдельное задание 16 из второй части экзамена (два текста + три вопроса по ним).
В 2022 году в ЕГЭ есть события «лихие 90-е» и 2000-е, правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.
Тренировочный экзамен по истории в форме ЕГЭ в 2022 г. сдавали 224 обучающихся из них 2020 обучающихся общеобразовательных школ (78 ОО). Тренировочный экзамен по истории в форме ЕГЭ в 2021 г. сдавали 316 обучающихся из 2096 человек (69 ОО).
Основные результаты пробного ЕГЭ по истории
| 2021 г. | 2022 г. |
Всего выпускников | 2096 | 100% | 2020 | 100% |
Принимали участие | 316 | 15% | 224 | 12% |
Не преодолели минимального порога | 5 | 1,6% | 24 | 11 % |
Средний первичный балл | 27 | 54 | 22 | 58 |
Выше среднего балла | 135 | 42,7 | 103 | 46 |
Количество первичных баллов | Количество выпускников | Процент выпускников, получивших определенное количество баллов | Количество первичных баллов | Количество выполнивших задание | Процент выпускников, получивших определенное количество баллов |
0 -8 | 5 | 2% | 0 -14 | 24 | 11 |
9-11 | 16 | 5% | 15- 22 | 97 | 43 |
12-23 | 115 | 36% | 23-30 | 80 | 36 |
24-38 | 126 | 40% | 31-38 | 23 | 10 |
39-46 | 33 | 10% | | | |
47-56 | 21 | 7% | | | |
Выделение типичных ошибок обучающихся
1) в заданиях базового уровня сложности
К базовому уровню сложности относятся здания, в которых экзаменуемым предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К базовому уровню относятся задания № 1.2,3,5,7,8,9,11,13.
В целом выпускники справились с заданиями базового уровня сложности. Одним из наиболее проблемных стало, задание № 1,3.13 На задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами). Задания 12 и13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации)
С данным заданием справились только 48 (21%), 53(24%), 46(20%) в 2022г., а предыдущих годах, выполнили 197 человек (62%) в 2021 г. и 226 человек (63%) в 2020 г., успешно – это 14 задание аналог 13 задания.
Учителям предметникам, надо больше уделять работы с историческими источниками, обучать анализировать тексты и проблематику этих текстов.
К уровню повышенной сложности относятся задания № 4,6, 10,12,14,15,16,18.
С заданиями повышенной сложности лучше всех справились с заданием № 12 109 чел., что составляет 48 %, №10 один из периодов, изучаемых в курсе истории России (VIII – начало XXI в.) В данном тесте это было задание по Семилетней войне 1656-1563г. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название страны, о короле которой идет речь в пропусках текст - справились 156 человек (69%) из 224 писавших работу.
Хуже всего справились с заданиями № 4 - 30 человек (13%), № 14- 41 человек, (18%), заработав только один балл из 2-х, № 15 -44 человека (20%), соответственно тоже заработав, один балл из 2-х.
К уровню высокой сложности относятся задания № 17, 19.
Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинно - следственные связи. Соотношение такое: 58 человек (26%), причем на 3 балла, это задание из 224 обучающихся никто не написал,58 написали на 2 балла, а 50 (22%) на 1 балл.
Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.
С этим заданием еще хуже: 19 человек (8%), приступили к нему и выполнили его на 1 балл, а
58 человек (26%), получили за это задание 0 баллов, а 91 человек. (41%) не приступили к этому заданию.
Учителям предметникам следует больше уделять внимание умению формулировать аргументы в доказательство указанной точки зрения.
Результаты ЕГЭ прошлых лет и этого года показывают, что это сложное умение и многие выпускники не в полной мере им овладели. Сложность также может представлять то, что для выполнения задания 19 требуется провести параллели между событиями российской и зарубежной истории, продемонстрировать хорошее знание как отечественной, так и мировой истории.
Общие выводы
-
Таким образом, при выполнении заданий базового уровня сложности затруднение вызвало задания № 1,3. 13 на знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия VIII-началах века). Историки стали больше уделять внимание работе с контурными картами и картографическими справочниками.
-
К повышенному уровню сложности относятся задания № 4,6, 10,12,14,15,16,18.
Наиболее сложными оказались задания № 4,12,14. 15. Хуже всего справились с заданиями № 4 30 человек (13%), № 14- 41 человек, (18%), заработав только один балл из 2-х, № 15 -44 человека (20%), соответственно тоже заработав. Один балл из 2-х.
Учителям надо организовывать исторические диктанты по знанию дат, учить обучающихся составлять синквейн. Изучать документы, учить самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы. Научить осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); выполнять работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
-
К уровню высокой сложности относятся задания № 17, 19.
Задание № 17 новое в демоверсии 2022 года. Но обучающиеся прошлых лет, писали историческое сочинение, где одним из критериев было установление причинно- следственных связей, соответственно в2022 году, на 1 балл было выполнено 63работы, что составляет 28 % от всех выполнения работ 17 задания.
Задание № 25, историческое сочинение, в 2021 году его выполнили: по К1- 154 (49%), К2-78 (25%), К-3 всего 82 (26%), К4- 112(35%), К5- 52(16%), К6-118 (37%). В 2020 году выполнили: К4- 168 обучающихся (47%), К7- (форма изложения) - 222 обучающихся (63%), К5- (использование исторической терминологии) выполнили 246 обучающейся (69%), К3- (причинно-следственные связи - 260 человек (73%), К6-(наличие/ отсутствие фактических ошибок - 229 человек (65%). Анализируя, это задание можно сказать, что сочинение обучающиеся писали, а устанавливать причинно- следственные связи не умеют.
Задание№ 19; ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы. Чтобы ответ соответствовал критериям, экзаменующимся в большинстве случаев недостаточно привести только факты - необходимо сформулировать полноценные аргументы, что означает, привести объяснение, каким образом с помощью приведённого факта можно аргументировать данное теоретическое положение. Именно это требование чаще всего и вызывает затруднение у выпускников, т.к. у многих нет чёткого понимания отличия понятий «аргумент» и «факт». Как и прежде, наиболее часто встречающимися ошибками в выполнении данного задания было неумение формулировать аргументы.
Успешно справились с заданием №8 работа с картой,183 человека (81%) в 2022 году. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков.
Задание № 14 перенесено из первой части во вторую, и если в 2021 году (анализ иллюстративного материала VIII-начала XXI века)147 (47%), а в 2020 году 172 обучающихся (46%), задание 18, то с заданием № 14 справилось, всего 41 обучающийся (18%)в 2022. При этом 81 человек (36%), вообще к нему не приступили.
Таким образом, при выполнении заданий повышенного уровня традиционно затруднения учащихся вызывает систематизация исторической информации периода VIII-начала XXI века, работа с текстовым историческим источником VIII- начало XXI века, характеристика авторства времени обстоятельств и целей создания источников VIII-начала XXI века.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы, что, при выполнении заданий высокого уровня сложности самым трудным оказалось задание №17и №219 (анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса).
Не преодолели минимальный порог обучающихся из общеобразовательных организаций: (МОАУ «СОШ №№ 1 11,15,16, 18,25,31,56,63,71, гимназии №1, 8, 6, лицеи №5,6.)
Количество обучающихся, не преодолевших минимальный порог.
2021 г. | 2022 г. |
ОО | Количество выпускников | ОО | Количество выпускников |
| | МОАУ «СОШ № 1» | 1 |
МОАУ «СОШ № 5» | 1 | МОАУ «СОШ № 11» | 1 |
МОАУ «СОШ №25» | 2 | МОАУ «СОШ №15» | 5 |
МОАУ «СОШ № 87» | 2 | МОАУ «СОШ № 16» | 1 |
| | МОАУ «СОШ №18» | 1 |
| | МОАУ «СОШ №25» | 3 |
| | МОАУ «СОШ № 31» | 2 |
| | МОАУ «СОШ № 56» | 1 |
| | МОАУ «СОШ №63» | 2 |
| | МОАУ «СОШ №71» | 1 |
| | МОАУ «Гимназия № 1» | 1 |
| | МОАУ «Гимназия № 6 » | 1 |
| | МОАУ «Гимназия № 8 » | 1 |
| | МОАУ «Лицей № 5» | 2 |
| | МОАУ «Лицей № 6 » | 1 |
Всего | 5 | Всего | 24 |
Высокие баллы (81-100) показал 19 обучающийся. Гимназия 1,6, 8 лицей 1, 2, 4.5, школы 1, 35 62,72,76,86,88.).
Количество обучающихся, набравших максимальные баллы
2021 г. | 2022 г. |
ОО | Количество выпускников | ОО | Количество выпускников |
Гимназия №1 | 1 | Гимназия №1 | 1 |
Гимназия №6 | 1 | Гимназия №6 | 2 |
Гимназия №3 | 4 | Гимназия № 8 | 1 |
Гимназия № 8 | 1 | Лицей № 1 | 1 |
Лицей № 1 | 1 | Лицей № 2 | 1 |
Лицей № 5 | 2 | Лицей № 4 | 2 |
Лицей № 9 | 1 | Лицей № 5 | 2 |
МОАУ «СОШ № 51» | 1 | МОАУ «СОШ № 1» | 1 |
МОАУ «СОШ № 56» | 1 | МОАУ «СОШ № 35» | 1 |
МОАУ «СОШ № 62» | 1 | МОАУ «СОШ № 62» | 1 |
МОАУ «СОШ № 76» | 1 | МОАУ «СОШ № 72» | 1 |
МОАУ «СОШ № 83» | 1 | МОАУ «СОШ № 76» | 2 |
МОАУ «СОШ № 85» | 3 | МОАУ «СОШ № 86» | 6 |
МОАУ «СОШ № 86» | 1 | МОАУ «СОШ № 88» | 1 |
ОЛИМП | 1 | | |
всего | 21 | всего | 23 |
Рекомендации по улучшению качества образования для образовательных организаций.
Администрации образовательных организаций
1. Проанализировать результаты тренировочных работ по истории в 11 классах.
2.Совершенствовать контроль преподавания истории, используя:
- занятия по повышению квалификации педагогов в межкурсовой период по актуальным вопросам преподавания истории (особенно по темам, связанным с современным развитием РФ);
- передовой педагогический опыт учителей;
- активное применение дистанционных форм обучения с использованием сети Интернет.
Учителям – предметникам необходимо:
-
Провести анализ тем 2-х частей пробного ЕГЭ по истории, с целью ликвидации пробелов знаний по отдельным историческим периодам.
-
С учетом результатов тренировочного экзамена по истории рекомендовать учителям истории изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание экзамена, обращая внимание не только на демонстрационный вариант, но и на содержание спецификации и кодификатора демоверсии 2022
-
Недостатки исторической подготовки за курс средней школы требуют корректировки преподавания истории на всех этапах образовательного процесса: планирования, отработки и закрепления знаний, проверки и оценки знаний. Необходимо четко представлять, какие умения должны быть сформированы.
-
Необходимо пересмотреть структуру урока, в части:
а) сокращения времени, отведенного на проверку домашнего задания и объяснения нового материала в устной форме;
б) предварительного знакомства учащихся с текстом учебника с целью создания первичного представления о курсе, использование его, как книги для чтения в период летних каникул;
в) организации самостоятельной учебной деятельности по выполнению конкретных заданий с письменной фиксацией результатов;
г) использования интерактивных форм организации деятельности учащихся (дискуссия, круглый стол и др.), требующих предварительной подготовки.
д) обеспечить реализацию компетентностного подхода в обучении истории, формировать предметные и метапредметные компетенции.
е) учить устному и письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов исторического жанра.
-
Преподавание осуществлять на основе осмысления исторического опыта своей страны, человечества в целом, осознания на этой основе своей идентичности и ценностных приоритетов в современном мире, т.е. реализацию личностно-ориентированного подхода, на мировоззренческое и духовное развитие, на проверку овладения обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации.
-
Подготовку школьников по истории осуществлять с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». На занятиях использовать задания, нацеленные на выявление уровня овладения ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности; умения - применять их для решения практических задач.
-
Использовать многообразные формы организации учебной деятельности обучающихся, особенно таких, которые способствуют созданию атмосферы обсуждения материалов, дискуссионных вопросов истории, выявлению собственных мнений, применению умений рассматривать альтернативы исторического развития, аргументировать свои суждения
-
Подготовку к экзамену по истории следует начинать с 5 класса и проводить по нескольким направлениям:
а) при изучении исторического материала регулярно анализировать события, понятия, термины;
б) на уроках истории чаще давать задания, направленные на сопоставление понятий и характерных признаков, дат и событий;
в) в процессе обучения истории постоянно выделять время на обучение составлению плана;
г) обратить внимание при изучении хронологии на определение века, изучаемого события, восстановление хронологической последовательности событий;
д) больше внимания уделять контекстному анализу источников, разумно привлекать текст для аргументации своих выводов.
-
Учителям следует обратить внимание на изучение следующих тем истории России : «Русская культура XVI, XVII, XIX, XX века: сравнительная характеристика»; «Великая Российская революция»; «Восстания под предводительством С. Разина и Е.Пугачева: сравнение»; « Большевики и меньшевики: различия»; Причины победы «красных» в гражданской войне «Декабристы: сравнение программных документов»; «Коллективизация»; « Великая Отечественная война»; «Холодная война»; « Внешняя политика Хрущева Н.С.»; « Реформа А. Косыгина 1965 года»; «Перестройка» , разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга, это те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения.
-
Скорректировать планирование занятий, включив повторение тем, низкий уровень усвоения которых показали обучающиеся при выполнении пробного ЕГЭ по истории, особое внимание, уделив таким направлениям, как: «Культура с древнейших времен до XX века», «Архитектурные сооружения в различных эпохах с их описанием».
-
Продолжить работу с историческими текстами, документами, использовать различные тренировочные задания по историческому тексту
-
Подробнее ознакомиться с методическими рекомендациями, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по истории «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ – 2022 года по истории и обществознанию. Изменения КИМ ОГЭ по обществознанию»; «Анализ кодификатора ЕГЭ по истории и содержания Историко-культурного стандарта в контексте подготовки к итоговой аттестации обучающихся» ФГБПУ «ФИПИ», Москва; 2022.
Справку подготовила: Нестерова Г.В. учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ № 79» г Оренбурга