Анализ результатов работы киноклуба
Через просмотр и обсуждение фильмов учащиеся вырабатывают свои собственные критерии аналитического и критического взаимодействия с кино. Подростки учатся анализировать, рефлексировать, сравнивать различные события и факты, точки зрения и мысли героев. Дети и подростки учатся формулировать свое мнение о произведении, опираясь на его элементы и место в кинематографической культуре, и передавать свое личное эмоциональное впечатление.
Формирующиеся благодаря киноклубу черты характера как любопытство, эмпатия, доброта, отзывчивость, устремленность, толерантность и радость, являются ключевыми для личного развития, гражданской ответственности – эти области находятся за пределами прямой и формальной среды образования.
Согласно ФГОС ООО воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов — получение школьниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у подростков социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Результаты нравственного развития сложнее, чем результаты учебной работы, так как не разработаны единые критерии оценки для анализа данной деятельности. Для оценки первого и второго уровней результативности данного направления мы используем метод наблюдения, который позволяет нам в реальной ситуации оценить приобретённые социальные знания и первичный опыт личного позитивного отношения к базовым ценностям каждого школьника.
Для выявления результатов нравственного развития и воспитания используются следующие методы: тестирования, опросы, психолого-педагогическое наблюдение.
Мы исследовали проблему на эмпирическом уровне. Исследование проводилось на базе МКОУ Федосихинская СОШ имени Героя Советского Союза А. Я. Анцупова. Формой занятия мы выбрали киноклуб. Он носит название «Воскресный вечер».
Цель киноклуба – повысить уровень нравственной воспитанности подростков. Целевая аудитория – учащиеся 8-9 классов. Всего 15 человек. Занятия киноклуба проводились с сентября по декабрь 2019 года. Всего прошло 10 сборов киноклуба «Воскресный вечер». Занятия проводились в свободное от занятий время. Показано было 10 фильмов: полнометражных, короткометражных, российских и зарубежных.
Программа киноклуба:
1. «Алладин» (США, 2019 г., режиссер Гай Ричи);
2. «Ночевала тучка золотая» (СССР, 1989 г., режиссер Суламбек Мамилов);
3. «Гарвардский бомж» (США, 2003 г., режиссер Питер Ливайн);
4. «Лимонадный рот» (США, 2011 г., режиссер Патрисия Ригген);
5. «Пылкая любовь» (США, 2009 г., режиссер Крисальдо Пабло);
6. «Чучело» (СССР, 1983 г., режиссер Ролан Быков);
7. «Кави» (США, Индия, 2009 г., режиссер Грегг Хелви);
8. «Лёд» (Россия, 2018 г., режиссер Олег Трофим);
9. «Шепот сердца» (Япония, 1995 г., режиссер Кондо Ёсифуми);
10. «Невидимые дети» (Франция, Италия, 2005 г., режиссеры: Джон Вy, Спайк Ли, Эмир Кустурица, Ридли и Джордан Скотт, Стефано Венерузо, Мехди Шариф, Катя Лунд).
Фильмы были показаны разноплановые. Они затрагивали разные сферы жизни общества не только России, но и других стран. Были рассмотрены разные остросоциальные проблемы Российской Федерации и мира в целом. Кинокартины мы выбирали исходя из цели исследования, подбирались фильмы, которые могли быть интересны подростку, актуальны для него.
Ученики сначала очень скептично подошли к идее организации киноклуба в школе, но после первого занятия заинтересовались. Сначала школьники были тихими, боялись отвечать на вопросы, не рассуждали, не спорили друг с другом, воспринимали меня как учителя. После нескольких занятий нам удалось найти контакт друг с другом, школьники стали мне больше доверять, завязывались интересные дискуссии на темы самореализации человека, справедливости, добре и зле, самовыражения и другие.
Сами занятия начинались с небольшой справки по теме фильма. В ней говорилось об актерах, снимавшихся в этом произведении, его режиссере. Рассказывались интересные факты о съемках фильма, его наградах, давалась определенная установка для просмотра.
Короткометражные фильмы мы смотрели полностью, но если фильм очень длинный, например, 2 часа, то мною выбирались наиболее важные для занятия фрагменты. Также в определенные моменты делались стоп-кадры, где мы обсуждали дальнейшее развитие событий.
После просмотра фильма, проводились дискуссии, каждый мог высказать свое мнение. Ребята рассуждали после просмотра фильма «Гарвардский бомж» над следующими вопросами:
Почему главную героиню дразнили? Ответы подростков таковы: «она не мылась», «девочке негде было жить, поэтому она не могла мыться», «она ходила в грязной и старой одежде», «воняла».
Правильно ли было со стороны учителя запретить девочке ходить в школу? Ответы были следующие: «нет, он мог бы ей помочь», «да, она была вонючей и грязной, и некрасивой», «этот учитель очень плохой, он мог бы сообщить в специальные органы об этой проблеме».
Почему девочка добилась успеха, несмотря на проблемы? Ответы были такие: «сила воли», «усердие», «желание быть не похожей на своих родителей», «желание учиться».
В конце занятия ребятам предлагалось оставить анонимный отзыв. Как пример можно привести отзыв на фильм «Гарвардский бомж» одного из подростков: «Этот фильм дал мне понять, что все зависит от самого себя потому, что даже из самого ужасного положения можно найти выход и добиться больших высот». Благодаря такому отзыву, мы можем увидеть положительное влияние от занятия киноклуба.
Для выявления уровня нравственной воспитанности учеников 8-9 классов нами использовалась методика отношения к жизненным ценностям Т. А. Фалькович (см. Приложение 1). Подросткам давалась такая инструкция:
«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5».
Диагностика отношения к жизненным ценностям проводилась на первом и на последнем занятии киноклуба «Воскресный вечер». Итоги диагностики можно увидеть на диаграммах.
При первичной диагностики мы можем увидеть, что 54% (100% : 15 уч. на 8 уч. = 54%) подростков имеют средний уровень отношения к жизненным ценностям. Высокий уровень – 13 % (2 уч.), ниже среднего – 20 % (3 уч.), низкий – 13 % (2 уч.). Одними из часто повторяющихся желаний были: «иметь много денег», «хороший компьютер», а также здоровье родителей и верный друг. У девушек чаще всего было желание «быть человеком, которого любят».
Эту же диагностику мы провели на 10 занятии киноклуба. Мы увидели положительную динамику. 67% (100% : 15 уч. на 10 уч. = 54%) подростков имеют средний уровень отношения к жизненным ценностям. Высокий уровень – 20 % (3 уч.), ниже среднего – 13 % (2 уч.), низкий – 0 %. Конечно, не все подростки достигли среднего уровня отношения к жизненным ценностям, но 2 ученика с низким уровнем перешли на уровень выше среднего. На данном этапе исследования преобладают такие желания, как «здоровье родителей», «иметь верного друга», а также в лидирующие позиции выходит «уметь сочувствовать и помогать другим людям».
Итогом работы киноклуба «Воскресный вечер» может стать тот факт, что уровень нравственной воспитанности и коммуникативной культуры учеников 8-9 классов заметно повысился.