Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку
в 9-Б классах от 08.03.2023.
Общие результаты
Количество участников: 28 чел.
Получили « ЗАЧЕТ» - 100%
Максимальный балл- 19 б. (1 %)
Минимальный балл 11 б. (6 %)
Средний балл – 15 б. (20%)
От 14-16 баллов - 60%
Результаты собеседования. Распределение баллов.
Баллы | % | |
10б -4 чел | 6 % |
11б- 5 чел. | 7 % |
12б- 6 чел | 9% |
13б- 5 чел. | 7% |
14б- 5 чел. | 7% |
15б- 14 чел. | 20% |
16б – 11 чел | 16% |
17б- 9 чел. | 13% |
18б- 5 чел. | 7% |
19б- 3 чел | 4% |
20б- 1 чел | 1% |
ОВЗ 5б-8 б – 1 чел | 1% |
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с включением высказывания.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Задание | Содержание задания | Время на подготов-ку (max) | Время на выполнение (max) |
Задание 1 Чтение текста | Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками. Текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме в косвенном падеже. | 2 мин. | 2 мин. |
Задание 2 Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации | Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание. Во время подготовки (до 2 мин.) карточка с текстом находится у участника. Экзаменуемый имеет право делать графические пометы, вести краткие записи, используя «Поле для заметок» в КИМе. По истечении времени на подготовку карточка передается экзаменатору-собеседнику. Участник отвечает, используя сделанные записи в «Поле для заметок» и напечатанную в КИМе цитату. | 2 мин. | 3 мин. |
Задание 3 Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы (1-3) в объеме не менее 10 фраз | 1. Описать фотографию, раскрыв тему в полном объёме (описание); 2. Рассказать о своём личном жизненном опыте, раскрыв тему в полном объёме (повествование); 3. Дать полный ответ на поставленный проблемный вопрос, аргументировав свою точку зрения; дать полные ответы на вопросы плана (рассуждение). | 1 мин. | 3 мин. |
Задание 4 Участие в диалоге с экзаменатором-собеседником | Дать полные ответы на поставленные вопросы, изложить мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря. | - | 3 мин. |
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 20. Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов. |
Уровень сложности заданий базовый. Тексты для чтения и пересказа были посвящены выдающимся людям России. Темы для монологического высказывания отличались разнообразием.
На выполнение работы каждому участнику отводилось 15 минут (обучающиеся с ОВЗ получили дополнительное время на выполнение всех заданий). В процессе проведения собеседования велась аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом-экзаменатором непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям.
Ответы оценивались по системе «зачет»/«незачет».
Результаты собеседования: из 69 участников 69 (100 %) получили «зачёт
Критерии оценивания заданий (указан максимум баллов по критерию)
Задание 1. Чтение текста (max – 2 б.)
- Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста (1 б.)
- Темп чтения соответствует коммуникативной задаче (1 б.)
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (max – 5 б.)
- Все основные микротемы исходного текста сохранены (2 б.), упущена одна микротема или пересказ сжатый –1 б.
- Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет (1 б.)
- Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично (1 б.) - Нет ошибок в способах цитирования (1 б.)
Задание 3. Монологическое высказывание (max – 3 б.)
- Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют (1 б.)
- Учтены условия речевой ситуации (1 б.)
- Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (1 б.).
Задание 4. Диалог (max – 2 б.)
- Учащийся справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге (1 б.)
- Учтены условия речевой ситуации (1 б.)
Правильность речи (max – 8 б.)
За богатство речи и точность словоупотребления при отсутствии грамматических, орфоэпических, речевых ошибок и искажений слов в заданиях 1 и 2 (оцениваются суммарно) и в заданиях 3 и 4 (оцениваются суммарно) можно получить по 4 балла (за задания 1-4 в целом – 8 баллов).
Протокол результатов устного собеседования (общий, прилагается )
Результаты собеседования
Пятков Андрей Александрович | 1 1 1 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 13 + |
Путилов Георгий Анатольевич | 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 14 + |
Пасхин Владислав Алексеевич | 1 1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 12 + |
Осминина Екатерина Петровна | 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 16 + |
Оболенская Екатерина Алексеевна | 1 1 2 0 1 1 0 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 15 + |
Мирсаитова Дарья Маратовна | 1 1 2 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 16 + |
Марюхин Георгий Сергеевич | 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 14 + |
Сабурова Вероника Викторовна | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 + |
Серебренникова Лолита Саидовна | 1 1 2 0 1 0 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 15 + |
Шишкина Елизавета Дмитриевна | 1 1 2 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 + |
Ширяева Елена Игоревна | 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 15 + |
Черепанов Андрей Владиславович | 1 1 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 0 12 + |
Черемнов Лев Антонович | 1 1 2 1 1 1 1 0 1 1 1 1 0 1 1 0 1 0 0 15 + |
Хасанов Александр Александрович | 1 1 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 15 + |
Тютина Софья Андреевна | 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 0 16 + |
Лобова Екатерина Андреевна | 1 1 2 0 1 0 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 1 1 15 + |
Власов Алексей Александрович | 1 1 2 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 + |
Гашкова Виктория Владимировна | 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 0 11 + |
Блохин Владимир Иванович | 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 14 + |
Артёмов Егор Александрович | 1 1 2 1 0 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 0 15 + |
Аристов Степан Денисович | 1 1 2 1 1 1 0 1 0 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 15 + |
Булатов Сергей Васильевич | 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 17 + |
Краюхин Роман Данилович | 1 1 2 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 13 + |
Крашенинникова Софья Михайловна | 1 1 0 0 1 1 1 1 0 0 1 1 0 1 1 1 1 0 0 12 + |
Колесникова Владислава Игоревна | 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 19 + |
Ильин Вадим Леонидович | 1 1 2 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 1 15 + |
Голдырев Андрей Анатольевич | 1 1 2 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 16 + |
Давыдов Артём Сергеевич | 1 1 1 1 1 1 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0 1 1 14 + |
критерии | ИЧ | ТЧ | П1 | П2 | П3 | П4 | Г | О | Р | Иск. | М1 | М2 | М3 | Д1 | Д2 | Г | О | Р | РО |
Набрали балл по критерию (участников) | 69 | 68 | 21 чел. по 2б. 39 чел. по 1б 9 чел.-по 0 б | 51 | 41 | 49 | 28 | 39 | 58 | 31 | 64 | 68 | 59 | 69 | 69 | 31 | 68 | 53 | 45 |
% | 100% | 100% | 97% | 57% | 89% | 68% | 41% | 57% | 84% | 45% | 93% | 97% | 85% | 100% | 100% | 47% | 97% | 71% | 40% |
Можно сделать выводы: лучше всего участники справились с заданиями 3 и 4: построили монолог, вступили в диалог с собеседником – 100%. Чуть хуже справились с заданием 1: выбрали правильный темп чтения – 100 %; соблюдали интонацию, соответствующую пунктуационному оформлению в текста, -97%. По грамотности речи: учли речевую ситуацию во время монолога и диалога – 100 и 97%., не допустили (или допустили не более 2-х ) орфоэпических и речевых ошибок при пересказе и монологе.
Участники хуже справились с заданием 2 –подробный пересказ: только 30% участников сохранили все микротемы и набрали по 2б., а 57% - упустили 1 микротему и набрали по 1б., но сохранили остальные микротемы, а 13%, не смогли сделать подробный пересказ. Не допустили фактических ошибок при пересказе 74% обучающихся и лишь 59% уместно и логично включили цитату в пересказ. Лишь 41% и 45% участников не допустили грамматические ошибки при пересказе и в монологе / диалоге – соответственно. К сожалению, только 45% участников не допустили искажений слов.
Анализ типичных ошибок
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины .
Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять
Анализ результатов выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:
-неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
-искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики ;
-наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Наиболее устойчивые умениявыпускников: умение передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Интонация передаёт пунктуацию текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Анализ результатов показал, что подробный пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался самым сложным для участников. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
-искажения в произношении имён собственных и терминов;
-фактические ошибки при пересказе;
-неумение логично включать высказывание в пересказ
Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
Участники справились с коммуникативной задачей.
К числу типичных ошибок при выполнении задания 3 можно отнести:
- отсутствие последовательного логичного высказывания; повторы мыслей
- однообразие грамматических конструкций, повторы слов.
Задание 4. Участие в диалоге.
Взаимодействие с экспертом-собеседником было достигнуто: экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе. К числу типичных ошибок при выполнении задания 4 можно отнести однотипные неразвернутые ответы на вопросы собеседника (единичные случаи).
Ключевыми способами подготовки обучающихся для подготовки к устному итоговому собеседованию являлись систематические упражнения на уроках русского, родного (русского) языка, литературы:
- Техника выразительного чтения (с листа, наизусть). Анализ текста для подготовки к подробному пересказу. Тренинги.
- Способы передачи чужой речи. Приемы введения чужого текста (цитаты) в пересказ.
- Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).Особенности типа текста, построение текста заданного типа.
- Правила построения монолога и диалога. Тренинги.
- Речевые нормы. Склонение имен числительных. Орфоэпические и грамматические нормы. Практикумы (устные и письменные)
- Практическая работа с алгоритмами и заданиями вариантами КИМов.
Выводы:
1. Уровень организации проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9-м классе в 2022 году - высокий.
2. Уровень результатов устного собеседования по русскому языку в 9-м классе в 2023 году - удовлетворительный.
Селиверстова В.В.