Белик И.В.
Анализ результатов воспитания, социализации и обучения младших школьников в адаптивной школе
(выступление ШМО)
Цель анализа: эффективность создания условий для развития личности с интеллектуальными нарушениями, усвоения социально значимых знаний основных норм и традиций российского общества.
Основные факторы данных условий являются: урок, внеурочная деятельность, дополнительное образование, клуб функциональной грамотности «Нескучайки», классное руководство.
Все эти факторы объединяют наши основные педагогические формы работы: работа с родителями, экскурсии, организация предметно-эстетической среды.
В 2024 – 2025 учебном году контингент школы насчитывал ____ обучающихся, из них 1 – 4 классов -50 чел. Обучаются на домашнем обучении в начальных классах 8 человек, в том числе обучающихся со статусом дети – инвалиды (18 чел.)
Слайд № 2
| Количество обучающихся | Количество инвалидов | Количество обучающихся на дом.обучении |
1 класс | 9 | 3 | 2 |
2 класс | 16 | 7 | 4 |
3 класс | 14 | 4 | 2 |
4 класс | 11 | 3 | - |
Итого: | 50 | 17 | 8 |
Начальная школа внедряет образовательные программы, реализующие требования к образованию, предъявляемые ФГОС:
-Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства просвещения Р Ф № 1026.от 24 ноября 2022 г.
-Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
– предметные рабочие программы с учетом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся, их образовательных потребностей,
–организация урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность организована в соответствии с федеральным учебным планом, федеральным календарным учебным графиком, расписанием занятий, уроков и санитарными требованиями.
В процессе обучения именно урок является основной формой обучения, воспитания и социализации. Каждый урок, независимо от предмета и темы рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на решение воспитательных задач и развитие способностей обучающихся, придающий смысл знаниям.
Внеурочная деятельность расширяет круг воспитательных возможностей в направлениях приобретения коммуникационного опыта,организуется с учетом интересов учащихся и возможностей школы
Слайд № 3
Класс | Внеурочная деятельность |
1 | «Азбука безопасности» | Разговоры о важном |
2 | «Любознатели» |
3 | «Безопасный мир» |
4 | «Уроки добра» |
Внеурочная деятельность позволяет более активно использовать творческий потенциал обучающихся и предполагает мотивацию 100% -ого вовлечения в различного рода и уровня мероприятий. В мероприятиях задействованы и обучающиеся домашнего обучения
Слайд 4
Класс | школьные конкурсы (соревнования) | муниципальные конкурсы (соревнования) | региональные конкурсы (соревнования) | всероссийские конкурсы (соревнования) |
Спортивные | Творческие | Олимпиады (викторины) | Спортивные | Творческие | Спортивные | Творческие | олимпиада | Спорт. | Творческие |
Количество участников |
1 | 3 | 22 | 25 | - | - | - | - | - | - | - |
2 | 10 | 33+3д | 15+5д | - | - | - | - | - | - | - |
3 | 8 | 31+5д | 18+2д | 2 | - | 1 | 1 | 3+1 | - | - |
4 | 14 | 35 | 18 | 5 | - | 3 | - | 2 | - | - |
Итого | 35 | 129 | 83 | 7 | - | 4 | 1 | 6 | - | - |
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительное образование в начальной школе представлено следующими кружками и секциями:
Слайд 5
Название кружка (секции) | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
Лепка | 6 | 9 | 10 | 5 | 30 |
Танцевальный | 1 | 3 | 6 | 6 | 16 |
Рисование | 4 | 7 | 2 | 3 | 16 |
Театральный | 4 | 5 | 8 | 5 | 22 |
Минифутбол | - | 1 | 4 | 5 | 10 |
Баскетбол | - | 3 | 4 | 5 | 12 |
Легкая атлеттика | - | - | - | 1 | 1 |
Лыжные гонки | - | - | - | 1 | 1 |
Итого | 15 | 28 | 34 | 31 | |
В условиях внедрения стандартов особое место отводится классному руководству, которое непосредственно осуществляется через модули воспитательной работы в контексте реализации ФГОС":
Слайд 6
Название модуля | Мероприятия |
модуль «Экскурсии и целевые прогулки» модуль «Формирование социально бытовых навыков» | Экскурсии в ПЧ, библиотеку, музей |
модуль классных руководителей | «В ногу со временем» «Общение-важное умение» Общешкольные и классные родительские собрания «Осенний букет»- выставка поделок |
модуль «События – традиции – праздники» | Мастерская Деда Мороза Флешмоб оформление окон «Морозные узоры» |
модуль «Работа с родителями» | «Семья – дом счастья» Конкурс рисунков «Лето–это маленькая жизнь» |
модуль «Профилактическая работа» | «Безопасность детства» «Здорово быть здоровым» |
Модуль внеурочной деятельности | «Из тысячи планет – Земли прекрасней нет» «Всё моё богатство – это мои сказки» к 220-летию Г.-Х. Андерсена |
модуль «Формирование социально бытовых навыков» | «Уроки информационной грамотности» «Юные финансисты» |
В этом году мы выработали систему работы по функциональной грамотности через организацию клуба «Нескучайки». Работу нашего клуба можно рассматриваться как элементы и образовательной и внеучебной воспитательной работы, создание которой способствует расширению условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников. Имеет фронтальную, групповую и индивидуальную деятельность.
Наше клубное объединение эффективно реализует свои воспитательные функции, и деятельность его становится органична с деятельностью воспитательной работы школы
Слайд 7
№ | Названия модуля | Название мероприятия |
1 | грамотность поведения | «Безопасность детства» |
2 | грамотность семейных традиций | «Семья – дом счастья» |
3 | экологическая грамотность | «Из тысячи планет – Земли прекрасней нет» |
4 | общественно-политическая грамотность | «В ногу со временем» |
5 | информационная грамотность | «Уроки информационной грамотности» |
6 | финансовая грамотность | «Юные финансисты» |
7 | грамотность при овладении родным языком | «Всё моё богатство – это мои сказки» к 220-летию Г.-Х. Андерсена |
8 | коммуникативная грамотность | «Общение-важное умение» |
9 | грамотность здорового образа жизни | «Здорово быть здоровым» |
На сегодняшний день мы имеем 60% обхват дополнительным образованием, 100% обхват внеурочной деятельностью, 100 % вовлечение детей в деятельность клуба функциональной грамотности «Нескучайки», 84 % из полного количества обучающихся начальных классов участников в школьных мероприятиях: в спортивных соревнованиях 70%, в школьных творческих конкурсах - 100% , муниципальных - 14%, региональных - 22%.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда условий, способствующих развитию воспитания, социализации и обученияобучающихся с интеллектуальными нарушениями:
1. создание условий и способствование усвоению обучающимися знаний норм поведения, духовно-нравственных ценностей, традиций;
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
2. создание условий по приобретению соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения (межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний);
3. создание индивидуальных условий для достижения личностных результатов освоения АОП в соответствии с ФГОС:
- формирование таких коммуникативных умений, как общение и совместная деятельность;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлечение обучающихся в дополнительное образование (кружки, секции, клубы), работающие по школьным
программам внеурочной деятельности, реализация их воспитательных возможностей;
- поддержание деятельности функционирования на базе начальной школы детского объединения (клуб «Нескучайки»);
- организация для обучающихся экскурсий в целях реализации их воспитательного потенциала;
- организация планомерной профориентационной работы с обучающимися;
- развитие предметно-эстетической среды школы;
- организация работы с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем
Все эти условия очень тесно переплетаются, дополняют друг друга и решают главную задачу: личностное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
На каждом остановимся более подробно чуть позже (выступающие)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Согласно сведениям о социальном составе учащихся школы составлен социальный паспорт начальной школы и определены учащиеся из разных категорий (социально-незащищенных, находящихся под опекой, детей инвалидов, детей группы риска):
Слайд 8
Категория | классы | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 |
Многодетные | 6 | 3 | 6 | 9 | 24 |
Опека | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Дети-инвалиды | 3 | 7 | 4 | 3 | 17 |
Родители Инвалиды/Пенсионеры | 0 | 2 | 3 | 1 | 6 |
Потеря кормильца | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Малообеспеченные | 1 | 2 | 3 | 11 | 17 |
На протяжении учебного года классными руководителями проводились профилактические беседы как с учащимися, так и с законными представителями, выявляя причины пропусков учебных занятий, неуспеваемости и определение пути решения проблем.
В органы профилактики нашего и района и других районов в течение учебного года направлено более ___ обращений с просьбой установить наличие или отсутствие социального неблагополучия семей учащихся имеющих проблемы в обучении и посещении.
Непосредственный контроль по посещению и успеваемости ежедневно осуществляли классные руководители.
По результатам наблюдений, педагог-психолог школы определял дефициты посредством диагностических консультаций и при необходимости продолжали мотивационные занятия или выявляли проблемы психофизического характера с последующими рекомендациями обратиться в медицинское учреждение для получения консультации, на основании которой определялся индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
Регулярно проводились методические консультации педагогами по вопросам работы с детьми группы риска и их родителями.
Решение ШМО
1 Продолжить работу по созданию благоприятных условий для развития личности, усвоения социально значимых знаний основных норм и традиций российского общества, формированию чувства патриотизма, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среды.
2. Продолжать создавать условия для формирования таких коммуникативных умений, как общение и совместная деятельность путем подготовки и реализации общешкольных мероприятий, деятельности детских объединений школы;
3. Повысить вовлечение обучающихся школы в мероприятия муниципального и регионального уровня
4. Продолжить деятельность по организации работы с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;