Анализ школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
МБОУ СОШ №5 г. Гусиноозерска.
(2019-2020 уч.г.)
С целью развития интеллектуальных, познавательных способностей и готовности школьников к коммуникации на иностранном языке 02.10.2019г. проводился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников среди учащихся 5-11классов, проявляющих интерес к иностранным языкам.
Процедуру проверки и оценивания заданий осуществляло предметное жюри из числа учителей английского языка: Битухеева С.С., Сергейчева Е.Л. и Яндакова Т.Ш.
Все необходимые условия для проведения олимпиады были созданы.
Основные задачи и цели проведения олимпиады:
повышение интереса школьников к изучению английского языка;
активизация внеклассной и внешкольной работы с учащимися по иностранному языку;
создание оптимальных условий для одаренных школьников, имеющих высокий уровень знаний по иностранному языку и способных творчески их использовать;
развитие сотрудничества и расширение взаимодействия между учащимися и учителями.
В школьном этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку принимали участие ученики 5-11 классов.
Всего в олимпиаде приняло участие – 22 человека: 5 кл – 5 человека, 6 кл. – 3 человек, 7 кл. – 2 человек, 8 кл. – 3 человека, 9 кл. – 3 человека; 10 кл. – 2 человек; 11 кл. – 4 человека
При подготовке олимпиадных заданий было подготовлено 3 пакета заданий по английскому языку разного уровня сложности:
для 5-6 классов
для 7-8 классов;
для 9-11 классов
Задания были разного типа и уровня сложности (т.е. сочетались более сложные и менее сложные задания, чтобы участники могли выполнить хотя бы одно олимпиадное задание), а также носили комплексный характер проверки коммуникативной компетенции участников (т.е. по возможности обеспечить проведение всех четырех разделов олимпиады).
Олимпиадные задания представляли собой задания на проверку навыков аудирования, чтения, письменной речи и лексико-грамматической стороны английского языка.
Структура заданий
5-6 классы
Максимальное- количество за все конкурсы- 75 баллов.
Аудирование. Задание направлено на прослушивание текста и выбор верных или неверных утверждений по содержанию прослушанного. (5 баллов)
Раздел Чтение состоит из одного задания: прочитать текст и соотнести подзаголовки частями текста. Цель задания – выявление навыков понимания основного содержания текста. (6 баллов)
Лексико-грамматический тест включает три задания. Первое задание направлено на проверку умения использовать правильно видовременную форму глагола. Второе задание включает в себя выявление логической догадки и знание лексического материала по теме «Одежда». Третье задание показывает знание лексического материала и умения сопоставить английское слово с русским эквивалентом. (44 балла)
Письменная речь. Написать письмо английскому другу, ответив на все вопросы, заданные в предыдущем письме. Необходимо учитывать структуру написания письма. Цель задания — показать владение письменным английским языком на уровне общения, умение задавать и отвечать на вопросы в письменной форме. (20 баллов)
7-8 классы
Максимальное- количество за все конкурсы- 85 баллов.
Аудирование Задание представляет собой прослушивание шести коротких монологов. Участникам предлагается из шести предложенных вариантов выбрать пять, которые передают основную мысль прозвучавших отрывков и соотнести их с соответствующими говорящими (задание на перекрестный выбор). (5 баллов)
Чтение. Задания по чтению состоят из двух заданий.
Первое задание представляет собой чтение текста познавательного характера. Понимание текста в первом задании проверяется с помощью шести вопросов путем выбора четырех заголовков и соотнесения их с соответствующими параграфами. Второе задание основано на том же тексте. Оно нацелено на проверку умений детализированного чтения с полным пониманием прочитанного. Это задание на упорядочение: участники должны заполнить пропуски в тексте представленными в таблице словами. (24 баллов)
Лексико-грамматический тест включает три задания. Первое задание. Текст, содержащий двадцать пропусков, необходимо заполнить глаголом в соответствующей грамматической форме. Задание направлено на проверку умения использовать правильно видовременную форму глагола. Второе задание - это текст, содержащий десять пропусков, которые необходимо заполнить, выбрав единственно правильный вариант из четырех предложенных. Целью задания является определение уровня интегрированного владения лексикой. В ряде случаев выбор правильного варианта может быть результатом языковой догадки учащихся, основанной на лингвистической памяти. Третье задание направлено на знание лексического материала и умения подобрать соответствующий синоним. (36 баллов)
Письменная речь. Написание статьи о Дне Победы по плану. Цель – выявить умение продуктивного письма (статья/письменное высказывание описание события). (20 баллов)
9-11 классы
Максимальное- количество за все конкурсы- 60 баллов.
Аудирование. Задание направлено на прослушивание текста и выбор верных или неверных утверждений по содержанию прослушанного. (10 баллов)
Чтение состояло из двух заданий. Первое задание: прочитать текст и отметить какие из утверждений соответствуют содержанию, а какие нет. Цель задания – выявление навыков понимания основного содержания текста. Второе задание – поиск и выбор нужной информации в тексте из предложенных вариантов (изучающее чтение). (15 баллов)
Лексико-грамматический тест. Первое задание направлено на проверку умения преобразовать заданное слово, используя правила словообразования. Второе задание выявляет умение перефразировать предложения с использованием заданного слова. (20 баллов)
Письменная речь. В этом задании стоит задача описать памятник, посвященный героям Второй мировой войны и порекомендовать посмотреть его. Целью является выявление умения писать статьи - описание опыта, события или места. (15 баллов)
Предметная комиссия по английскому языку при анализе решений олимпиадных задач отметила, что ученики 5-6 классов испытывали трудности при выполнении задания на аудирование. Трое учащихся из 5 получили «ноль» баллов, а двое – по одному баллу. Ни один из ребят не набрал максимального количества баллов «5» за данный вид задания. Наибольшие затруднения вызвали задания лексико- грамматического теста. Только один шестиклассник (Дандаров Владислав) получил «17» баллов из «44» возможных за три задания. К заданию письменная речь приступил только один из учащихся 5-6 классов.
Ученики 7-8 классов также испытывали трудности в задании на аудирование. Только двое участников (Штейнфельд Ирина, Водоскова Софья) набрали максимальное количество баллов в этом задании. В работах учащихся отмечалось множество ошибок в лексическо-грамматическом тесте: из максимально возможных 36 баллов учащиеся набрали 30, 11 и 1 баллов. В заданиях на чтение пять учащихся набрали от 12 до 3 баллов из 24 максимально возможных. Из 5 учащихся 4 получили «ноль» баллов за письмо.
По проведенному анализу олимпиадных работ среди 9-11, следует отметить что задание на аудирование и чтение выполнено на 50% у большинства участников. Наибольшее затруднение вызвало задание на умение перефразировать, передать смысл предложения, используя заданное слово и указанное количество слов. С этим заданием частично справились 4 человека, ученики 11 класса. Слабо выполнили задание на словообразование учащиеся 9 и 10 класса. С описанием памятника (письменная речь) справились 5 человек.
В целом, коммуникативная задача в описаниях была решена, соблюдались правила оформления и структура письма, хотя встречались незначительные грамматические и лексические ошибки.
По результатам выполненных заданий и набранному количеству баллов места среди учащихся 5-11 классов распределились следующим образом:
Ф.И. участника | Класс | Сумма баллов | Рейтинг |
5-6 классы |
Матвиевский Захар | 5А | 29 | призер |
Дыбина Арина | 5А | 7 | участник |
Данзанова Даша | 5Б | 3 | участник |
Дугарова Арина | 5Б | 7 | участник |
Андриевский Алексей | 5В | 11 | участник |
Дандаров Владислав | 6А | 21 | призер |
Хлебников Михаил | 6А | 9 | участник |
Федорова Дарья | 6А | 11 | участник |
7-8 классы |
Сиденов Валерий | 7А | 26 | призер |
Раднаева Сарюна | 7Б | 4 | участник |
Красикова Майя | 8А | 34 | призер |
Штейнфельд Ирина | 8Б | 20 | участник |
Водоскова Софья | 8Б | 9 | участник |
9-11 классы |
Буянтуева Эржена | 9А | 11 | участник |
Буянтуева Дарья | 9А | 31 | призер |
Поспелова Ангелина | 9Б | 18 | участник |
Баруткина Виктория | 10А | 9 | участник |
Калмынина Ксения | 10А | 16 | участник |
Ефимова Александра | 11А | 41 | призер |
Логвиненко Анастасия | 11А | 32 | призер |
Кузьмина Евгения | 11А | 25 | участник |
К типичным ошибкам учащихся относятся:
употребление неправильных временных форм;
недостаточная сформированность грамматических умений и навыков;
скудный словарный запас;
неумение догадываться о значении слов по контексту и словообразующим элементам (приставки, суффиксы);
неумение использовать свои знания в интересующей области при выполнении задания;
неумение не обращать внимания на незнакомые слова, которые не препятствуют пониманию запрашиваемой информации.
Среди типичных ошибок общего характера, допущенных учащимися, можно назвать следующие:
ошибки, вызванные неумением четко следовать инструкциям;
ошибки, связанные с невнимательным прочтением вопросов в задании;
ошибки, допущенные в результате отсутствия умения работать в ограниченных временных рамках и распределять усилия в соответствии с оставшимся временем.
Проведённый анализ даёт основание сделать вывод о необходимости усилить работу над грамматической стороной английского языка, над развитием устной и письменной речи, больше выполнять заданий на разные виды чтения. Также систематически работать над стратегиями работы по материалам ОГЭ и ЕГЭ.
При обучении письменной речи необходимо изучить критерии оценивания этого этапа олимпиады, в котором раскрываются требования к содержанию, к композиции, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации. Больше давать учащимся творческих заданий по этому виду речи, оценивая работы именно по олимпиадным критериям.
Успешное выполнение задания зависит во многом от умения внимательно читать инструкции и вопросы к заданию. Отдельные участники испытывали сложности, вызванные неумением строго следовать инструкции к заданию. Скорость выполнения задания - главный показатель степени владения этими умениями, поэтому на уроках следует ограничивать время выполнения различных заданий, обучая учащихся работать в различном временном режиме.
Направить для участия в муниципальном этапе следующих учащихся:
№ | Фамилия Имя Отчество | Дата рождения | Класс | Учитель |
1 | Матвиевский Захар Витальевич | 23.09.2008 | 5 | Сергейчева Елена Леонидовна |
2 | Дандаров Владислав Саянович | 09.10.2007 | 6 | Яндакова Татьяна Ширниновна |
3 | Сиденов Валерий Эрдэмович | 25.10.2006 | 7 | Битухеева Саяна Сергеевна |
4 | Красикова Майя Алексеевна | 30.05.2005 | 8 | Сергейчева Елена Леонидовна |
5 | Буянтуева Дарья Цыреновна | 07.03.2004 | 9 | Битухеева Саяна Сергеевна |
6 | Калмынина Ксения Андреевна | 11.06.2003 | 10 | Яндакова Татьяна Ширниновна |
7 | Ефимова Александра Сергеевна | 30.11.2002 | 11 | Яндакова Татьяна Ширниновна |
05.10.2019 Учитель англ. яз._________/ Сергейчева Е.Л./