Анализ ШМО учителей математики и информатики за 2023 2024 учебный год.
Перед ШМО в 2023-2024 уч. году были поставлены следующие цели и задачи:
Тема работы МО:
«Совершенствование уровня педагогического мастерства, информационной культуры, компетентности учителей как средство обеспечения нового качества образования в условиях обновленного ФГОС-22»
Цель работы методического объединения над данной методической темой:
Непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для повышения эффективности и качества образовательного процесса в условиях обновленного ФГОС.
Задачи:
Повышение качества образования (совершенствование системы подготовки учащихся к итоговой аттестации, формирование функциональной грамотности-математической, естественно-научной, информационной.
Продолжение изучения новых педагогических технологий и приемов, возможности использования их в преподавании математики и информатики.
Овладение технологиями работы с интерактивным технологиями и активизация его использования в учебном процессе.
Совершенствование технологии и методики работы с одаренными детьми.
Повышение профессионального мастерства педагогов в условиях обновленного ФГО через самообразование, участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах, семинарах.
Основные направления деятельности работы МО учителей математики и информатики.
Повышение методического уровня учителей математики и информатики.
Работать над повышением профессионального, методического уровня учителей по следующему плану:
Изучение инновационных технологий в образовании.
Участие в работе педагогических советов, научно-практических конференций, семинаров учителей математики, информатики.
Повышение квалификации, обучаясь в очных и дистанционных курсах по повышению квалификации учителей.
Повышение успеваемости и качества знаний по предмету
Добиваться усвоения знаний и навыков по предмету в соответствии с требованиями обновленного ФГОС.
Применять современные инновационные методы обучения.
Вести целенаправленную работу по ликвидации пробелов знаний обучающихся.
Обращать особое внимание на мотивацию деятельности обучающегося на уроке.
Дополнительные занятия, проектная деятельность использовать для расширенного изучения отдельных вопросов математики и информатики.
Практиковать разноуровневые контрольные работы, тесты с учетом уровня подготовленности учащихся.
Вести качественную работу по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Работа с одаренными детьми
Выявление одаренных детей по результатам творческих заданий по предмету, олимпиадам.
Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми, привлечение их к участию в научно-практических конференциях.
Обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету; использованию Интернета для получения дополнительного материала.
Подготовка и участие в конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предмету
Внеклассная работа
Подготовка и проведение Недели математики, физики, информатики
Проведение школьной олимпиады по математике, физике, информатике
Подготовить учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету в течение учебного года.
Совершенствование работы учителя:
Продолжить работу над пополнением методической и дидактической копилки, делиться методическими находками, осуществлять помощь и поддержку обучающимся и коллегам, находиться в постоянном творческом поиске оптимальных методов, приемов, средств обучения в условиях обновленного ФГОС.
Для овладения знаниями включать в полном объеме в процессе обучения не только восприятие, осмысление, запоминание, но и аналогию, обобщение и систематизацию с применением знаний на практике (функциональная грамотность).
В условиях форм итоговой аттестации в виде ОГЭ и ЕГЭ, сдачи экзамена независимым экспертам, готовить детей к таким испытаниям более тщательно, в том числе и психологически.
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
Обмен опытом планирования по самообразованию.
Обмен опытом по методике обучения обучающихся решению задач.
Проведение «нестандартных» уроков.
Публикация в сети Интернет
Ожидаемый результат:
Повышение мотивации к изучению математики, физики и информатики за счет расширения пространства учебных предметов.
Развитие творческой активности обучающихся.
Формирование представлений о точных дисциплинах как части общечеловеческой культуры, понимания их значимости
Общие сведения о МО:
| ФИО учителя | Предмет | Квалификационная категория | Педагогический стаж |
1 | Евстифеева И.И. | Математика | высшая | 34 |
2 | Галичина Н.В. | Информатика, математика и физика | высшая | 20 |
3 | Квитченко Т.П. | Математика | высшая | 33 |
4 | Белова С.И. | Математика | высшая | 29 |
ПРОВЕДЕНЫ ВСЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ШМО, НА КОТОРЫХ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ:
1. Рассмотрение плана работы школьного методического объединения на 2023-2024 учебный год;
2. Рассмотрение рабочих программ по предметам, предметным курсам и консультациям на 2023-2024 учебный год;
3. Рассмотрение и утверждение оценочных и методических материалов по предметам;
4. Планирование работы по повышению математической грамотности на 2023-2024 учебный год.
5. Применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся математической, читательской, естественнонаучной грамотности школьников;
6. Анализ результатов стартовых и входных диагностических работ
7. Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по математике за 2023-2024 учебный год с планированием мероприятий по улучшению качества образования в рамках ГИА, ВПР.
8. Система работы по подготовке к ВПР для достижения наилучших результатов.
9. Итоги мероприятий в рамках недели математики.
10. Итоги административных контрольных работ и тренировочных экзаменов.
11. Анализ результатов тренировочных экзаменов в 9-ых, 11-ых классах;
12. Рассмотрение материалов к контрольным работам в рамках промежуточной аттестации.
13. Анализ результатов ВПР, промежуточной аттестации;
14. Итоги работы школьного методического объединения в 2023-2024 учебном году и др.
Для успешного овладения учебным материалом большое значение имеет заинтересованность учащихся. Развитие интереса к предмету – одна из основных задач, стоящих перед учителем. Это и небольшие отступления на уроке, в которых учащимся сообщаются исторические сведения, ребусы, загадки, задачи практического содержания. Но наряду с этим просто необходима внеклассная работа по предмету, проводимая во внеурочное время. Формы проведения могут быть достаточно разнообразными: это и кружки, викторины, конкурсы на лучшую математическую сказку, задачу, выпуск газет, математические вечера и многое другое.
Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходила в декабре с 11.12.2023 по 15.12.2023 года.
Цель проведения недели:
повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;
воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.
развитие у учащихся познавательной активности учащихся в области точных наук.
Задачи предметной недели:
совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения внеклассных мероприятий;
вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность при выполнении заданий;
выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению точных наук;
развитие коммуникативных умений учащихся;
Неделя проводилась согласно составленному плану.
При планировании предметной недели выбрали темы, идею, продумали оформление и составили план мероприятий. Мы старались учитывать разную математическую подготовку учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. В подготовке участвуют все учителя математики, а также ученики 5-11 классов. Задолго до начала недели педагогами продумывается тема, план проведения мероприятий, степень заинтересованности учеников школы. При составлении плана мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников.
План недели составляется так, чтобы участие в ней учащихся было массовым. Каждому классу было дано задание подготовить газету.
Газеты были красочными, содержательными. В них содержались интересные факты из биографии и жизни математиков, а также удивительные открытия.
Учащиеся на переменах решали задачи, отгадывали ребусы, спорили друг с другом в ходе решения задач, ознакомились с высказываниями великих ученых о математических науках, их биографическими данными, занимательными фактами из жизни ученых.
Тематическая подборка материалов на информационном стенде «Великие женщины-математики России», «Интересные факты из жизни великих математиков», «Развитие математики в России» ознакомила школьников со значением математики в жизни каждого человека, о ее влиянии на развитие логического мышления и развитие интеллектуальных способностей.
Ежедневно ребят ждали разнообразные мероприятия, конкурсы, турниры, игры.
По количеству участников конкурсов и предметных мероприятий можно сказать, что многие учащиеся школы проявляют действительно живой интерес к математике. Им свойственна природная наблюдательность, изобретательность и творческая активность. И именно эти способности получают большой импульс развития в ходе подготовки и проведения недели.
Все намеченные мероприятия проводились в хорошем темпе, укладывались в отведённое время, поддерживалась хорошая дисциплина за счёт интересного содержания конкурсов и контроля со стороны учителей-организаторов.
Анализируя мероприятия, следует отметить, что проведение предметной недели способствует не только углубленному изучению математики и физики в пределах школьного курса, но и развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у учащихся внутренних мотивов к обучению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способствует сближению учителя и ученика.
Наиболее активное участие в «Неделе математики» приняли учащиеся 5-ых, 6-ых и 9-ых классов.
Все учителя МО естественно-научного цикла в начале учебного года выбрали темы для самообразования:
№ | Ф.И.О. | Тема самообразования | Выход планируемый результат |
1 | Белова С.А. | Уроки математики в концепции ФГОС | Выступление на МО Публикация на образовательных сайтах. Создание банка методических материалов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике |
2 | Евстифеева И.И. | Применение инновационных технологий на урочной и внеурочной деятельности учащихся по математике | Выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах. Публикация на образовательных сайтах. Создание банка методических материалов по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. |
3 | Квитченко Т.П. | Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний. | Выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах. Публикация на образовательных сайтах. Создание банка методических материалов по математике. |
4 | Галичина Н.В. | Активные формы обучения на уроках математики и информатики | Выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах. Публикация на образовательных сайтах. |
В школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике приняло 48 учащихся 4-11 классов. На муниципальный этап прошло 3 человека: Котляров М. (8 кл.), Вовченко А. (9 кл.) и Сумейманова М. (9 кл.). К сожалению, результаты олимпиад по предмету невысокие. Поэтому при подготовке школьников к олимпиаде необходимо значительно глубже рассматривать изучаемый в школе материал, выходить на повышенный уровень в изучении предметов, знакомиться с терминологией, учиться применять знания для решения практических задач. Обратить внимание на вопросы интегративного характера. Развивать логические операции и процессы теоретического мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизации, умение делать умозаключение на основе имеющихся суждений, использовать процессы индукции и дедукции при определении правильности суждений. Больше внимания обратить на практическую подготовку учащихся, на применение знаний в практической деятельности.
Работа со слабоуспевающими детьми
В течение учебного года учителя МО вели работу со слабоуспевающими детьми. Были составлены индивидуальные планы работ с неуспевающими и их родителями. Вся работа отражена в индивидуальных папках детей. Данная работа дала положительные результаты: все учащиеся средних классов были переведены в следующий класс с положительными отметками.
Все учителя МО имеют темы по самообразованию, которые соответствуют методической теме школы и МО. Учителя в своей работе обращают внимание на:
- создание психологической комфортности в классе;
- деятельностностный подход при обучении математике;
- работу по схеме “учитель-ученик”;
- привлечение как можно большего количества учащихся к активной демонстрации своих достижений по предметам;
- использование демонстраций умений учащихся по предметам.
В течение учебного года проводилась работа, направленная на повышение качества урока, его практической направленности. Уделялось внимание работе педагогов над темами самообразования, обеспечению межпредметных связей в процессе обучения, анализировался результат труда педагогов, изучались пояснительные записки и нормативные документы. На МО неоднократно уделялось особое внимание решению трудных задач, системному повторению, анализу административных контрольных работ, пути предупреждения перегрузки в классах. Однако не налажена работа по взаимопосещению уроков и обобщению актуального педагогического опыта, преемственности в обучении учащихся при переходе из младших классов в средние.
В 2024-2025 учебном году, педагогический коллектив МО учителей естественно-математического цикла считает необходимым решение и реализацию следующих задач и направлений деятельности:
Повысить работу по ИКТ-компетенциям учителей МО.
Наладить работу по взаимопосещению уроков и обобщению актуального педагогического опыта.
Реализовать программу преемственности в обучении учащихся при переходе из младших классов в средние.
Поиск новых подходов к внедрению передовых методов и приёмов в преподавании предметов естественно-математического цикла.
Усовершенствование индивидуализации, дифференциации учебно-воспитательного процесса.
Создание атмосферы доверия, доброжелательности, совместного творчества (учитель-ученик).
Развитие творческих способностей учащихся для участия в олимпиадах и НПК.
Главные направления работы на новый учебный год:
1.Повышение научно-теоретической подготовки учителей МО.
2. Повышение ИКТ-компетенций учителей МО и обучающихся, освоение новых дистанционных платформ и сервисов.
3.Усовершенствование методической подготовки.
--учебно-методическое обеспечение уроков с использованием компьютерных технологий;
--межпредметные связи на уроках;
--развитие творческих способностей учащихся путём личностно-ориентированного подхода с использованием нетрадиционных форм проведения уроков;
--развитие творческих способностей и мотивация обучения обучающихся;
- организация и проведение предметной недели.
3. Организация самообразования учителей МО.
4. Организация систематического курсового повышения квалификации учителей.
Руководитель ШМО Квитченко Т.П.