СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ симфонии №103 Й. Гайдна

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ,аннотация, работа над музыкальным произведением "Симфония №103" Й. Гайдна

Просмотр содержимого документа
«Анализ симфонии №103 Й. Гайдна»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С. С. ПРОКОФЬЕВА»

Факультет высшего образования

Кафедра хорового дирижирования

Образовательная программа – специалитет




Зачетная работа по предмету:

Работа над музыкальным произведением

Тема: Й. Гайдн Симфония №103



Выполнила: студентка 2 курса

Специальность 53.05.02

«Художественное руководство

оперно-симфоническим оркестром

и академическим хором»

Специализация: «Художественное

руководство академическим

хором»

Попова Ольга Вячеславовна







Донецк – 2022

Симфоническое творчество Франца Йозефа Гайдна.


Франц Йозеф Гайдн (31.03.1732 – 31.05.1809) – австрийский композитор,   представитель венской классической школы, создатель классических образцов жанра симфонии и струнного квартета.

Симфоническая музыкаГайдна включает 104 симфонии, в том числе:
  • «Прощальная симфония»

  • «Оксфордская симфония»

  • «Траурная симфония»

  • 6 Парижских симфоний (1785—1786)

  • 12 Лондонских симфоний (1791—1792, 1794—1795), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»

  • 66 дивертисментов и кассаций

Свои симфонии Гайдн создавал на протяжении трети века (от конца 50 до 90-х годов XVIII века). В академическом издании насчитывается 104 симфонии, хотя на самом деле их было больше. Первые симфонии Гайдна относятся еще к тому периоду, когда усилиями различных национальных школ формировался европейский классический симфонизм,— и ранние симфонии Гайдна наряду с симфониями мангеймских мастеров явились важным звеном в процессе формирования стилистических основ зрелого симфонизма венской классической школы.

Оркестровый стиль Й. Гайдна

Оркестр в симфониях Гайдна обычного парного состава: 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, пара литавр, струнный квинтет; «тяжелая» медь (тромбоны, туба) полностью отсутствует[4, c.128].

Тромбоны, как известно, впервые в симфонической музыке будут использованы лишь в финалах некоторых симфоний Бетховена. Из деревянных духовых инструментов далеко не во всех симфониях Гайдна употребляются кларнеты (кларнет, изобретенный в XVII веке, практически начали вводить в симфонии композиторы Мангеймской школы.) В соль-мажорной («Военной») симфонии кларнет участвует только во второй части. Лишь в партитурах двух последних «Лондонских» симфоний Гайдна (Ми-бемоль мажор и Ре мажор) имеются 2 кларнета наряду с парами флейт, гобоев и фаготов.

Ведущую роль играют первые скрипки, которым поручается изложение основного тематического материала. Но и флейты с гобоями активно участвуют в его изложении и разработке, то удваивая скрипки, то чередуясь с ними в проведении темы или ее отрывков. Виолончели и контрабасы играют одну и ту же басовую партию — контрабасы лишь октавой ниже виолончелей. Поэтому в партитурах Гайдна их партии выписаны на одной строке.

Валторны и трубы, как правило, исполняют весьма скромную функцию, кое-где подчеркивая гармонию и ритм. Лишь в тех случаях, когда все инструменты оркестра (tutti) играют в унисон тему forte, валторны и трубы участвуют на равных правах с другими инструментами.

Разница между менее звучной басовой партией, исполняемой одними виолончелями, и более грузным басом для виолончелей и контрабаса вместе ярче заметен в поздних симфониях. Временами виолончелям дозволялось играть и независимо от контрабасов в целях обеспечения более полной конфигурации в среднем регистре, хотя для чисто мелодических целей употреблялась одна виолончель соло.

Перераспределение партий, исправления в целях равновесия, добавочная орнаментика и контрапункт придают новый интерес уже знакомым темам[1, c.154].

Йозеф Гайдн в 1791 году предпринимает поездку в Лондон, так как получил контракт на работу. Позже он много работает в Австрии и Великобритании. Вторая поездка в Лондон в 1794 состоялась по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача и импресарио И. П. Саломона. Гайдн пишет для его концертов свои лучшие симфонии - 12 Лондонских симфоний № 92 — 104 по названию места пребывания в момент написания.

Количество сочиненного им за эти годы поразительно. Сводный список включает около двухсот восьмидесяти произведений, написанных на почти семистах семидесяти страницах. «Лондоновские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Основы этого симфонизма сложились ранее, нл именно в них выступают особенно ярко разными своими показателями (будь то характер и круг образов, структура форм, состав оркестра, принципы инструментовки и т.д.)[ 3, c.207].


Симфония № 103, Ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр»


Симфония № 103 ми-бемоль мажор «С тремоло литавр» — одиннадцатая из двенадцати лондонских симфоний Йозефа Гайдна и предпоследняя в его творчестве. Премьера 103 симфонии Гайдна состоялась 2 марта 1795года в Лондоне под управлением автора и имела шумный успех [2, c.45]. Произведение было исполнено в рамках лондонского (последнего) сезона в Королевском театре. Состав оркестра уже приближается по численности к современному (около 60 исполнителей).

С момента премьеры симфония «С тремоло литавр» стала одной из самых популярных среди симфоний Гайдна. В 1831 году Рихард Вагнер аранжировал её для фортепиано.

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

Музыкальная драматургия

Первая часть 103 симфонии (ми-бемоль мажор, 1795 год, №8) начинается дробью литавр(откуда и название симфонии: «с тремоло литавр»). Тематический состав Allegroconspiritоочень ясно расчленен, но темы не слишком ярки – в них преобладают кадансовые обороты и довольно нейтрален мелодический рельеф. Любопытна особенность структуры – вторичное появление музыки вступления перед кодой [3, с.232].

Вторая часть (Andante) написана в форме двойных вариаций, основная тема которой заимствована Гайдном из хорватской народной песни. Другая тема, интонационно связанная с первой, но контрастирующая с ней в ладовом отношении (одноименный мажор), имеет маршеобразный характер [4, c.124].

Обе темы очень рельефны, а вариации их изобретательны. Но, может быть, особенно любопытно небольшое «отступление» перед самым концом части, начинающееся тихим staccato первой скрипки в ми-бемоль мажоре. Это – прототип подобных же «отступлений» у Бетховена. Гайдн и раньше прибегал к сходным переносам музыки из сферы действия в сферу «размышления», но тут он, пожалуй, более всего приближается к «раздумьям» симфонической музыки Бетховена.

В третьей части (менуэте) мелодия соль-бемоль-мажорного фрагмента уже в духе Шуберта. Менуэт носит характер деревенских танцев с их несколько тяжеловатой поступью, с размашистой мелодией , с неожиданными акцентами и ритмическими сдвигами, часто создающими юмористический эффект. Трехдольный размер традиционного менуэта сохраняется, но образно смысловое содержание музыки становится иным: менуэт утрачивает аристократическую изысканность и превращается в демократический, деревенский, крестьянский танец [4, c.125].

Финал – образец фугированного стиля Гайдна в более ранних симфониях. Написан он в форме рондо-сонаты. Рондовые повторения главной темы и обширные фугированные разработки этого финала несколько однообразны[3,c. 233]. В финале привлекает жанровые образы, также восходящие к народно-танцевальной музыке. Быстрый финал завершает жизнерадостную симфонию [4,c. 127].



Выводы:

Высшим достижением гайдновского симфонизма являются 12 Лондонских симфоний[4,c.118]. В целом, симфонии композитора, как ни один другой жанр, представляются наиболее значимыми в творчестве композитора. Эти сочинения, написанные Гайдном почти на протяжении всей жизни, смогли аккумулировать то многое, что было найдено композитором в других инструментальных жанрах, а именно в квартетах, камерных ансамблях, дивертисментах и др.























Литература:

1. Карс А. История оркестровки/А. Карс.- Москва: Музыка, 1990 – 301с.

2. Кенигсберг А., Михеева Л. 111 симфоний: справочник-путеводитель / А. Кенигсберг, Л. Михеева. –СПб : КультИнформПресс, 2000 – 651 с.

3. Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества./ Ю. Кремлев. – Москва: «Музыка», 1972-312с.
4. Левик Б. История зарубежной музыки. Вып. 2/Б.Левик. - Москва: Музыка,1974 – 274с.

5. Новак Л. Йозеф Гайдн. Монография/Москва: Музыка, 1973 – 390с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя