СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ситуации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура исследования ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Анализ ситуации»

Анализ ситуации

У вас есть класс из 30 учеников, 5 из них не регулярно готовились к дисциплине, которую вы преподаете. У них нет ни учебника, они не слушают уроки. Игнорируют любые замечания. На самом деле они способные ученики, имеют большой словарный запас, необходимый для того, чтобы дать ответ и оценка говорит, что им это не интересно. Как мотивировать учеников?

Задачи

Какие могут быть последствия данной ситуации?

Что можно сделать для решения проблемы?

Какие рекомендуются действия для решения проблемы?

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАЦИИ.

  1. Типология проблемы.

По участникам - ученик-учитель;

По месту возникновения и протекания – в школе, на уроке;

По содержанию – проблемная (отсутствие мотивации у учеников);

По степени проективности – стихийная, преднамеренно созданная;

По степени оригинальности – нестандартная;

По степени управляемости – управляемая;

По заложенным противоречиям – бесконфликтная;

По характеру – дисциплинарная;

По коммуникабельному характеру – ситуация общения.

  1. Участники:

«Главные герои»: пятеро учеников;

Прямые участники: ученики, учитель;

Косвенные участники: другие ученики класса, староста класса, классный руководитель, администрация учебного заведения, совет по этике, родители.

  1. Причины возникновения ситуации.

- затруднение в работе из-за отсутствия тех или иных умений, навыков у 5 учеников;

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно, данный вид задания слишком скучный для 5 учеников;

- отрицательное физическое или моральное состояние учеников на момент выполнения задания;

- отрицательное отношение к предмету, учителю;

- возможен конфликт с учителем;

- отказ выполнения работы на уроке;

- сложные обстоятельства в семье;

- отрицательное отношение учеников к школе, к предмету;

- последствие неправильного воспитания в семье;

- родители не посещали учебные занятия и не знакомы с успешностью учеников;

- большое количество учеников в классе;

- отсутствие контроля со стороны родителей;

- классный руководитель вовремя не информировал родителей учеников;

- учитель-предметник не проводит индивидуальную работу с этими учениками.

4. Описания ситуации.

Со стороны учеников есть проблемы с выполнением домашнего задания, с поведением на уроке, реагирование на замечания учителя-предметника, выполнение заданий на уроке.

Ученики дезорганизуют класс, нарушается благосостояние других учеников в классе, что создает недоверие между учителем и учениками. Ученики отказываются от работы на уроке.

Каковы причины, по которым ситуация считается проблемной?

- незнание норм поведения;

- отсутствие интереса к предмету, учителю;

- возрастные особенности;

- отсутствие мотивации у учеников;

- негативное отношение к процессу обучения;

- общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе;

- учителем не использовался на уроке индивидуальный подход к ученикам.

1. Возможные риски.

- изменение общего микроклимата в классе;

- возникновение подобных ситуаций и с другими учащимися;

- возникнет проблема с адаптацией учеников в социуме;

- учебная мотивация снизится;

- поведение и других учеников ухудшится;

- снизится оценка деятельности всего педагогического коллектива и учебного заведения;

- профессионализм учителя может быть поставлен под сомнение.

2. Степень вмешательства.

Необходимо:

- выслушать все стороны проблемной ситуации, включая учителя и 5 учеников;

- сохранить доброжелательный стиль общения с учениками;

- включить учеников в урок, т.е. сделать так, чтобы они выполняли задания;

- выяснить у учеников индивидуально, почему они не выполнили домашнее задание;

- увеличить количество видов деятельности на уроке, обеспечить более частую переключаемость учащихся.

3.Решение.

Какие действия рекомендуются для решения проблемы?

- Для того, чтобы быстро успокоить учеников и вернуть рабочую обстановку в классе, можно предложить ученикам альтернативное задание для индивидуальной работы, например сказать: найти в VİKİPEDİİ слова (Dobruca, Bucak, Besarabiya, gagauz, ortodoks hristiannarı, gagauz dili). Можно также предложить им словарную , выступить экспертом по данному заданию. Также нужно объяснить ученикам для чего надо выполнить это задание и где можно применить. Надо также объяснить ученикам после уроков, что они поступают неправильно, и к чему это может привести.

Если в таком поведении учеников виновата усталость или плохое самочувствие, то нужно обратиться к медсестре.

Чтобы на уроке учащиеся не уставали, следует разнообразить учебный процесс, вносить в урок игровые приемы, разнообразить виды деятельности, чередовать устные и письменные задания, добавлять интерактивные упражнения, использовать физминутки.

Необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Если обучающийся не захочет рассказать причину, по которой он себя так повел, то следует обратиться к его родителям, рассказать им о случившемся и вместе продумать дальнейшие действия.

Для поддержания педагогического авторитета, на уроках я бы использовала задания для сплочения коллектива, различные игры.

Учителю рекомендовать:

- изучить Кодекс об образовании РМ;

- стандарты качества для начальных и средних общеобразовательных учреждений с точки зрения школы дружественного отношения к ребенку;

- инструкции по менеджменту тем для домашнего задания в начальном, гимназическом и лицейском образовании.

- провести просветительскую работу с родителями с целью повышения уровня компетентности в сфере воспитания.

Родителям рекомендовать:

- прочитать вместе с детьми Кодекс об образовании РМ.

Статью 136 «Права учащихся и студентов».

Статью 137 «Обязанности учащихся и студентов».

Статью 138 «Права и обязанности родителей или других законных представителей детей и учащихся».

Как мотивировать учеников?

1. Поощряйте.

Приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям. Награждайте учеников за успехи, даже начните вести учительскую колонку в школьном сайте, где сможете рассказывать о работе класса и достижениях учеников.

2. Стремитесь к высокому качеству.

Установите высокие, но реалистичные планки для учеников. Обязательно озвучьте свои ожидания. Ставьте краткосрочные цели и отмечайте их достижение.

3. Заражайте учеников своим азартом.

Покажите свой энтузиазм и помогите ученикам проникнуться им.

4. Чётко организуйте учебный день.

Это очевидная идея, но нужно её ещё раз озвучить: используйте разные методы обучения. Все дети разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. Чтобы всем было комфортнее учиться, составьте чёткий распорядок дня — это позволит поддерживать порядок в классе.

5. Распределяйте работу в классе.

Вместе с учениками составьте список заданий на неделю.

6. Прислушайтесь к идеям учеников.

Если ученики берут на себя ответственность за то, что происходит в классе, у них остаётся меньше поводов для жалоб (конечно, избежать этого полностью не удастся). Спросите, что им нравится делать во время занятий, что помогает в работе, что волнует после них.

Проанализировав ответы, интегрируйте их в свои уроки или проведите мозговой штурм, чтобы понять, как эти идеи могут быть перенесены на занятия.

8. Свяжите уроки с реальной жизнью.

Будь то составление бюджета для подарков на семейный праздник, рассказы о вашем городе или разбор последних новинок поп-культуры — ученики будут любить школу больше, если смогут ассоциировать учебный процесс с повседневной жизнью.

9. Отмечайте успехи.

В сложных классах каждый день может казаться битвой не на жизнь, а на смерть, поэтому старайтесь напоминать ученикам, что они прошли долгий путь. Ставьте достижимые, краткосрочные цели, делайте акцент на улучшении результатов, позвольте ученикам самостоятельно оценивать самих себя и меняйте то, с чем им трудно справляться.

10. Хвалите их за достижения вне класса.

12. Покажите, что знания обеспечивают будущее.

Покажите перспективы хорошей учёбы и уверенных знаний. Пусть ученик понимает, что при хороших навыках и оценках он может попасть в университет мечты гораздо легче и быстрее. Или же найти применение знаниям на крутой стажировке или учёбе за границей.

Иногда кажется, что урок построен идеально. Но ученики сидят со скучающим видом, а на самостоятельной работе показывают на удивление низкие результаты. Все дело в том, что у них отсутствует мотивация к изучению данной темы. Может быть, им не ясно, как эти знания могут пригодиться в жизни. Или же просто не хватает интереса. Проверенные приемы мотивации помогут учителю настроить учеников на работу, создать для каждого ситуацию успеха и внести в традиционный урок элементы игры.

Учеба будет протекать гладко и без принуждения, если ученики будут достаточно замотивированы на изучение предмета. Сейчас мотивация – это одна из самых основных задач учителя.

Немаловажную роль играет сама личность педагога. Если ученик испытывает к нему симпатию и уважение, восхищается им, то чаще всего у ребенка возникает естественное желание успевать в предмете, который преподает такой учитель. Но бывает, что некоторые ребята просто чувствуют себя неспособными к предмету. Они могут не проявлять склонностей к русскому языку и считать, что все равно не удастся получить высокий балл. А значит, нечего и стараться. Мотивировать таких детей на обучение бывает сложнее всего. Я предлагаю простой проверенный набор средств, который может помочь заинтересовать всех учеников, включить их в процесс и побудить прикладывать больше усилий в изучении предмета.

Создание ситуации успеха. Надо стараться, чтобы ситуация успеха возникала у всех ребят. Ведь часто те, кто не силен в предмете, заранее опускают руки. Используйте простые психологические приемы:

1. Пусть во время фронтального опроса ученики начинают ответ со слов «Я знаю, что…». На уровне подсознания это создает ощущение, что ты уверен в ответе.

2. Заменяйте, когда это возможно, обычные оценки системой самооценивания.

3. Введите систему дополнительных поощрений. Ее можно использовать для личных результатов каждого ученика. Можно вклеивать в тетрадки карточки с пожеланиями, добрыми шуточными предсказаниями, маленькие подарки типа набора наклеек, открытки и так далее. Можно посылать ученикам что-то в мессенджерах и соцсетях, если у вас развит такой тип общения. В начальной школе я выясняла, какой мультик у каждого ребенка самый любимый. И при достижении определенного личного результата клеила им на тетрадки распечатанные изображения с цитатами – каждому свое. Критерии составляла такие, чтобы в итоге каждый учащийся получил вознаграждение. Ставьте оценки «в кредит» некоторым учащимся, чтобы пробудить у них желание двигаться дальше. Пусть ребенок знает, что в нем есть все для того, чтобы иметь такую отметку, и вы верите в него. Отмечайте вслух любой успех каждого ученика. Если он не силен в предмете, пусть получает похвалу за аккуратность, вежливость, креативный подход, красивое оформление работы и так далее. Используйте любой шанс, чтобы подчеркнуть личные достоинства каждого ученика. Мотивационные игры-минутки на уроке. Такие игры не отнимают много времени, но помогают учащимся увидеть, как полученные знания можно использовать в жизни. А это является хорошей мотивацией для изучения предмета.

«Данетка» Вы загадываете какое-то слово. Возможно, то, которое присутствовало в одном из предыдущих упражнений или на конкретную узкую тематику. Далее ученики начинают задавать вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Вас могут спрашивать, женский ли у слова род, единственное ли число, на первый ли слог падает ударение. И задавать любые другие вопросы, которые характеризуют слово с точки зрения русского языка. Чтобы играть было интереснее, можно ставить таймер, песочные часы или лимитировать количество вопросов. «Оратор» Эту игру можно проводить в парах, группах или же вызывать желающих к доске. Задача – за одну минуту убедить оппонента, что изучение этой темы или раздела русского языка ему просто необходимо. «Фантазер» Это упражнение похоже на предыдущее, но его можно выполнять и письменно. Дается тема, а задача учеников – найти 5 способов применения этих знаний в повседневной жизни. «Профессионал» Поговорите с ребятами о модных сейчас профессиях, где точно необходимы знания того или иного раздела русского языка. При общении с детьми я выяснила, что многие хотят быть блогерами и авторами компьютерных игр. Или же жить в теплых странах и иметь удаленные профессии – писать продающие тексты, сценарии фильмов, заниматься продвижением в соцсетях. Ребята сами говорили о том, что не все ошибки можно проверить в программах, особенно это касается синтаксиса. А если ты ведешь блог или делаешь бизнес-предложение с ошибками, то уважение клиента к тебе резко падает. Пусть все расскажут, кем еще они хотят стать, и подумают, как новые знания будут помогать им в профессии. Помимо мотивации, все эти приемы параллельно создают особую доверительную атмосферу в классе. Ребята перестают бояться высказывать свое мнение, больше раскрываются. Они общаются на интересные темы и обсуждают вопросы русского языка за пределами класса, что не может не радовать. Пусть все расскажут, кем еще они хотят стать, и подумают, как новые знания будут помогать им в профессии. Помимо мотивации, все эти приемы параллельно создают особую доверительную атмосферу в классе. Ребята перестают бояться высказывать свое мнение, больше раскрываются. Они общаются на интересные темы и обсуждают вопросы русского языка за пределами класса, что не может не радовать.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников 1. Предоставление частичной свободы выбора . 2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения 3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей. 4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. 5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации. 6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. 7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию. 8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается). 9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно. 10. Изменять методы и приемы обучения. 11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. 12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла. 13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета. 14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. 15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину. 16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. 17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания. 18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. 19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.). 20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки. 21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу. 22. Необычная форма преподнесения материала. 23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование. 24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий. 25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами. 26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. 27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. 28. Применяйте новые информационные технологии. 29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. 30. Уважайте личность каждого ребенка.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!