СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ «Сказание о Кише»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ рассказа "Сказание о Кише" Джек Лондон

Просмотр содержимого документа
«Анализ «Сказание о Кише»»

Джек Лондон

Сведения о творческом пути и значимых фактах биографии Дж.Лондона.

Дата рождения:

12 января 1876, Сан-Франциско, Калифорния, США

Дата смерти:

22 ноября 1916 (40 лет), Глен-Эллен, Калифорния, США

Род деятельности:

прозаик, журналист, военный корреспондент

Наиболее значительные произведения:

«Белый клык», «Зов предков», «Морской волк», «Алая чума»

1. Путь к славе - Джек Лондон или история писателя

Джек Лондон знаменитый американский писатель, вся его жизнь череда взлетов и падений, в его истории интересно все, начиная от родителей со странностями до многочисленных путешествий. На пути к славе ему пришлось пройти долгий и трудный путь, после того как писатель стал популярен, за ним толпами бегали девушки, все издания хотели заполучить его рукописи, но так было не всегда.

2. Родители

Настоящее имя Джека Лондона (Джон Гриффит Чейни), среди литераторов ходила шутка, что писатель получил известность задолго до своего рождения. А все благодаря своей эпатажной матери Флоры Веллман из Огайо. В молодости она переехала в Калифорнию и занималась преподаванием, но помимо работы увлекалась спиритизмом. Также девушка страдала постоянными перепадами настроения и депрессиями из-за тифа, перенесенного в 12 лет.

В Сан-Франциско Флора знакомится с экстравагантным человеком – Уильямом Чейни, литератором и математиком, основная страсть которого была астрология и магия. Уильям любил морские путешествия и посвящал астрологии большую часть времени.

Влюбленные не были женаты, спустя какое-то время Флора забеременела. Чейни не хотел ребенка и требовал аборта, ситуация накалилась до предела, Веллман даже пыталась покончить жизнь самоубийством, но у нее не вышло. Желтая пресса нажилась на этом скандале, честное имя Уильяма было опорочено, и он навсегда уехал из города летом 1875 года. Джек Лондон позже пытался найти отца, но безрезультатно.

3. Детство

Родился писатель в Сан-Франциско 12 января 1876 г.

После рождения воспитанием мальчика занималась няня-негритянка Дженни Принстер, она стала для него второй мамой. В то время как родная мать была занята посещением светских мероприятий и зарабатыванием денег на спиритических сеансах. Именно на нем она познакомилась с будущим мужем Джоном Лондоном, вдовцом, который обратился за помощью.

У Джона сложились теплые отношения с отчимом, он заменил ему родного отца.

В 1873 году Америку настиг кризис, и многие семьи остались без работы. Семье Лондонов пришлось скитаться по стране в поисках заработка и пропитания. Джек не знал что такое собственная игрушка, а первая вещь купленная в магазине у него появилась только в 8 лет.

4. Школьные годы

После долгих скитаний семья поселилась в Окленде, и мальчик пошел в первый класс. Одним из любимых мест писателя была библиотека, он читал одну книгу за другой. Джон ни когда не пел в хоре, вместо этого писал тысячу слов, чтобы его освободили от этого скучного урока.

Помимо учебы мальчику приходилось много работать, чтобы помочь семье, он разносил газеты, убирал павильоны. В 14 лет окончив начальную школу, Лондону пришлось уйти, так как не было денег платить за обучение.

В 1891 году отчим Джека попадает под поезд, становиться инвалидом и не имеет больше возможности зарабатывать деньги. Мальчику приходится устроиться на консервную фабрику, где он работал по 12 часов, при этом зарабатывал всего 1 доллар. Работа была адской и по рассказам автора, однажды в голову ему пришла мысль, что он не хочет быть «рабочей скотиной» и он ушел с фабрики.

5. Юношеские годы

Любовь к путешествиям, Джеку досталась от его мамы. В 15 лет он решает выбраться из нищеты, берет в долг у своей няни 300 долларов, покупает небольшую лодку и с приятелями отправляется на дело, воровать моллюсков на частной бухте.

Улов продавали в рестораны и зарабатывали большие деньги, но бизнес пришлось прикрыть, когда в Калифорнии стали жестко бороться с пиратами. Деньги испортили Джека, практически все сбережения он спускал на гулянки и выпивку.

Привязанность к морю привела юношу в морской патруль по борьбе с браконьерами, и в 1893 году он уплывает в Японию. Позже морские истории стали основой его сборника «Рассказы рыбацкого патруля».

В 1894 году молодой человек выходит на митинг вместе с безработными, и в это же время юношу арестовывают за бродяжничество, благодаря этому периоду в будущем появится рассказ «Смирительная рубашка».

В 19 лет юноша самостоятельно поступает в Калифорнийский институт, но позже из-за нехватки денег бросает учебу и идет работать.

6. Литература

Способность к написанию у Джека наблюдалась с ранних лет. Однажды Флора настояла на участие сына в конкурсе на лучший рассказ, который организовало местное издание. Юноша три дня писал новеллу, темой которого был «Тайфун у берегов Японии». По результатам Джек побеждает и всерьез решает начать писать. Лондон отправляет два рассказа в издательство, где стал победителем и получает отказ.

Отчаявшись, в 1897 году Джек уезжает на Аляску в поисках золота, но кроме как заболеть цингой, больше успехов это мероприятие ему не приносит.

Вернувшись, домой в 1899 году, писатель всерьез берется за работу и появляется первый рассказ «Белое безмолвие». В 1900 году выходит первая книга «Сын волка».

В 1902 году Джек уезжает в Лондон, где пишет свои известные произведения.

Лучшим произведением писатель называет «Маленькую хозяйку большого дома», который был издан в 1916 году и написан в последний год жизни писателя.

7. Личная жизнь

В 1900 году писатель женился на девушке погибшего друга Бэсси Маддерн. В этом браке у него родились прелестные дочки Бэсс и Джоан. Через 4 года брак распался, так как Лондон влюбился в Чармиан Киттредж и в ноябре 1905 женился. Девушка была глупа и некрасива, но любовные письма, которые она ему писала, а также страсть к путешествиям и авантюрам завладели сердцем Джека.

8. Последние годы жизни

За несколько лет до смерти писатель практически перестал писать, литература потеряла для него всякий смысл. Он начинает много пить, что впоследствии серьезно скажется на его здоровье.

Скончался писатель 22 ноября 1916 года, отравившись морфием, который применял в качестве обезболивающего средства. На тот момент писателю исполнилось всего 41 год. Многие считают, что писатель сам решил уйти из жизни, но это не доказано.

9. Интересные факты

  • Джек Лондон ловил кошек и продавал китайцам на мясо.

  • В 1907 году Джек хотел уплыть в кругосветное путешествие на корабле, который сам спроектировал и построил.

  • После того как Джек обрел популярность, его заработок за одну книгу составлял 50.000 долларов.



Анализ «Сказание о Кише»

История создания произведения
Джек Лондон с большим уважением относился к отважным и честным людям. Потому что он сам был именно таким. Его современники описывали его, как человека доброго и смелого. С довольно юного возраста ему пришлось работать, чтобы помогать нуждающейся семье. Джек вспоминал, что, будучи еще мальчишкой, он был равным среди равных мужчин. Поэтому не удивительно, что писатель с особой теплотой создавал образы своих маленьких, но достойных героев. Одним из таких стал Киш – тринадцатилетний представитель племени эскимосов. Автор интересовался жизнью коренного населения Америки, восхищался их традициями, образом жизни.

    1. Тема - взросление подростка, вынужденного добывать         ищу, заботиться о старших.

Идея – отважные и справедливые люди запоминаются на века благодаря благородным делам.

Главная мысль – Смелость, мужество,         изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных         жизненных обстоятельствах; в жизни всегда есть место подвигу и неважно, сколько тебе лет; нужно бороться с несправедливостью;

Проблемы – совести, справедливости, суеверности, родоплеменных отношений.

Пафос, с которым произведение написано -

2. Взаимосвязь сюжета и композиции.

Сюжет – столкновение личности и общества (взгляды Киша и несправедливое отношение соплеменников-мужчин к слабым представителям племени) События показаны в хронологическом порядке, наблюдаются отступления в прошлое (рассказ об отце Киша, его подвигах)

У самого Полярного моря живет племя канадских эскимосов. Главный герой Киш и его мать ютятся в нищей хижине и получают худшее мясо, потому что охотники распределяют мясо несправедливо. Мальчик возмущен несправедливостью и выступает на совете. Он говорит о том, что все должны получать равные куски мяса, как сильные, так и слабые, потому что все они – одно племя, одна семья. Слово Киша старейшины не воспринимают всерьез, насмехаются над его смелостью. Мальчик же заявляет тогда. Что не будет больше говорить ни слова им. Пока они сами не попросят, и охотиться он будет сам. И это была не просто гордая речь, он подтвердил ее делом. Он становится самым успешным охотником благодаря смекалке. И охотники правда просят его рассказать свой секрет.

Экспозиция – рассказчик говорит о том, что это будет сказание о благородном человеке, знаменитом Кише.

Завязка – выступление Киша на совете и принятие им решения охотиться самостоятельно.

Развитие действия – успешная охота Киша.

Кульминация – раскрытие секрета успешной охоты.

Развязка – Киш становится вождем племени.

3. Субъектная организация произведения /художественный образ

человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей

Повествование ведётся от третьего лица, от рассказчика, потому что сказания было принято слушать из уст рассказчика.

Киш – имя главного героя рассказа; мальчик-подросток, которому пришлось бороться за выживание своей небольшой семьи.

На внешности главного героя автор подробно не останавливается, мы узнаем, что он «видел тринадцать солнц» (13 лет), он был здоровым и сильным.

Основополагающими чертами главного героя являются:

  1. Слова соотносятся с делом.

  2. Слова не бросаются на ветер.

  3. Идёт на тяжелый труд, на труд не соотносимый с возрастом.

  4. Труд должен быть не только физическим, но и умственным.

  5. «Справедливость» является ключевым понятием в словах.

Основной прием раскрытия образа Киша - через его действия и поступки.

Поступки героя:

Первый: Смело выражает свою точку зрения на совете.

Второй: Решается пойти на трудное дело – охоту.

Третий: Начинает приносить пользу племени, принося хорошую добычу с охоты.

Четвёртый: Осознание того, что ему по статусу положено соответствующее жильё. Он не может построить его сам, так как постоянно занят охотой, его ему должны построить соплеменники, которые питаются за его счет.

Пятый: Легко раскрывает тайну своей удачной охоты, тем самым помогая другим охотникам приносить больше мяса племени.

Шестой: Становится первым человеком племени, а в последствии и вождём.

Считаю, что в рассказе также использована портретная характеристика главного героя как прием создания образа персонажа

Об этом свидетельствуют фразы - «первым человеком в своем поселке», «умер, окруженный почетом», «имя его было у всех на устах», с помощью которых мы понимаем, что речь идет об уважаемом человеке.

Вид данного образа-персонажа – эпический, поскольку о Кише, его поступках, характере, отношениях с соплеменниками мы узнаем из уст рассказчика.

Таким образом, характер главного героя – твердый и решительный. Мальчик очень храбр. Это уважаемый человек. У него обостренное чувство справедливости и честности, он обладает смекалкой, наблюдательностью, силой воли, ответственностью перед соплеменниками.

Система образов

Также в рассказе действуют следующие образы героев: Айкига – мать Киша, спокойная и понимающая женщина. Клош-Кван – вождь племени эскимосов. Бим и Боун- молодые охотники. Уг-Глук – ворчливый старый охотник, который завидовал успеху молодого Киша. Взаимодействие Киша с ними помогает полнее раскрыть тематику и идейный смысл рассказа.

Общество, представленное в рассказе одноплановое с социальной (охотники), этнической (эскимосы) точки зрения.

Художественное пространство и художественное время в рассказе - «Давным-давно у самого Полярного моря». Художественное пространство в рассказе является условным и объемным.

Художественное время в рассказе указывает на достоверность происходивших событий (историзм) Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят и правдивую повесть о нем», «было у всех на устах», «так много воды утекло с тех пор», «и говорят, что, пока он жил, народ благоденствовал и не было ни одной вдовы, ни одного беззащитного старика, которые бы плакали ночью оттого, что у них нет мяса»), непрерывное (ничто не прерывает ход событий), события описываются в хронологии событий (эпическое время), длительное (охота длилась бывало около недели), конечное (Киш открыл свой секрет) и замкнутое (только в пределах сюжета).

4. Авторское отношение к Кишу однозначно положительное. Автор восхищается своим героем, который проявил смекалку и спас племя от голода. Автор уважает главного героя, верит в его силы. Поэтому и начинает рассказ с того, что это будет сказ о великом человеке, справедливом и умном. (первым человеком в своем поселке», «умер, окруженный почетом», «имя его было у всех на устах»,)

Писатель всегда восхищался мужественными людьми, которые способны все «поставить на карту», всегда был на стороне честных, умных и отважных людей. Поэтому, считаю, что писатель не случайно показывает нравственное взросление героя – от мальчика-правдолюбца до успешного гордого охотника. В этом и выражается отношение автора к теме и идее произведения.

5.Функционирование изобразительно-выразительных средств языка.

Рассказ написан разговорным языком в стиле сказания. Об этом свидетельствует лексика («тараща глаза» (просторечие) «много воды утекло»(метафорическое выражение) «не глядя ни вправо», ни влево» (фразеологизм)«много было толков» (разг), «никогда не случалось» (разг), «рвала на себе волосы»(фразеологизмы) «пошли за ним по пятам»(фразеологизм) «Хилый старик» (эпитет) «побаиваться его» (просторечие) «душит зависть» (метафора) «древняя старуха» (эпитет) «вне себя от радости» (фразеологизм) «поднял на него глаза(фразеологизм) «но трижды и три раза трижды опаснее» (гипербола) «не попасться ему на глаза»(фразеологизм) «замерзнет так крепко» (метафора) «Дни шли за днями» (олицетворение) «замешано колдовство» (метафора)«диву давался» (фразеолоизм)«собака - большая подмога» (разговорное просторение) «поговаривать о колдовстве»(разговорное просторечие) «испросить у нее совета»(разговорное просторечие) «соглядатаев» (0книжное устаревшее слово) «не верит этим сказкам»(разговорное просторечие)

Речь Киша раскрывает его характер- Я скажу правду», «твердо и сурово», «вот почему я говорю так». «Но Киш спокойно ждал, пока не уляжется волнение». (У моей матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я.» «Я, Киш, сын Бока, сказал.» « - Слушайте меня, вы, мужчины! - крикнул он. - Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: "Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил". ) Таким образом мы понимаем, что перед нами человек с сильным, твердым и решительным характером.

6.Особенности жанра произведения и стиля писателя.

«Сказание о Кише» - это рассказ, особый в творчестве Джека Лондона. Он соединяет в себе признаки легенды, сказания и притчи. Он начинается со слов «давным-давно» в стиле легенды. Сказание о Кише напоминает сказания о жизни славных людей. А мораль рассказа имеет притчевый характер. Джек Лондон называет свой рассказ сказанием. Согласно толковому словарю, сказание – это прозаическое произведение с историческим или легендарным сюжетом. В данном контексте Киш предстает легендарным историческим героем.

  1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

«Сказание о Кише» мне очень понравилось, вызвало во мне чувство гордости за тринадцатилетнего мальчика, поскольку он не просто бросал слова на ветер, а делал. Его старания были вознаграждены: все получилось! На примере главного героя я поняла, что только упорством и трудом подростку можно добиться уважения среди взрослых. А еще если ты хочешь быть взрослее, то будь готов совершать взрослые поступки. Будь готов, что в тебя не поверят. Единственное, что меня смутило, когда Киш убил медведицу с медвежатами. Он не пожалел, а ведь мог выбрать другую добычу, медведей же много на Полярном море. Как я поняла, что этот эпизод не важен при рассмотрении идейного содержания, важнее будет тот факт, что Киш принёс мясо своим соплеменникам.

Таким образом, это произведение очень поучительное, ведь на примере главного героя мы учимся справляться с трудностями, не мириться с несправедливостью, не быть тщеславным, а любить людей и помогать им.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!