СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ сказки "Аленушка и братец Иванушка"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ сказки "Аленушка и братец Иванушка"»

Сказка «Аленушка и братец Иванушка»

Главные герои и их характеристика:

  1. Сестрица Аленушка - добрая и красивая девушка, неосторожная и доверчивая.

  2. Братец Иванушка - меньшой брат Аленушки, непослушный и бойкий.

  3. Купец - богатый красавец.

  4. Ведьма - злая, жестокая, безжалостная.

Краткое содержание

У старика со старухой было 2 детей. После их смерти старшая дочь Алёнушка стала заботиться о младшем брате Иванушке. Однажды собралась сестрица в поле. Младшего брата побоялась оставить дома, взяла с собой. Идти было далеко, а солнце пекло. Мальчику хотелось пить, а ручья поблизости не было. Алёнушка просила брата потерпеть до источника. Вдруг Иванушка заметил отпечаток лошадиного копыта, в нём поблёскивала вода, но сестра не позволила к нему приближаться: кто из него напьётся, станет жеребёночком. Но стать телёночком мальчику совсем не хотелось. Итак, несколько раз с различными животными. В конце пути Иванушка не выдержал и напился из копытца, оставленного козами. Оглянулась Алёнушка, а за ней скачет маленький козлёнок. Поняла девушка, что беда случилась с братом, села у дороги и заплакала. В это время домой возвращался молодой купец, он увидел заплаканную девушку и стал её расспрашивать. Поделилась Алёнушка с ним горем. По душе, пришлась она купцу, и предложил он стать его женой. Девушка подумала и согласилась. Купец с Алёнушкой жили дружно, заботились о козлёночке. Недалеко от их дома жила ведьма, позавидовала она счастью Алёнушки и решила от неё избавиться. Превратилась ведьма в добрую старушку и позвала девушку в реке искупаться, там она схватила её, тяжёлый груз к шее привязала и столкнула в воду, а сама приняла ее облик. Никто даже не догадался о подмене, кроме козлёночка. Жил купец с женой по-прежнему. Только стал он замечать, что изменилась Алёнушка: с братцем не играет, не ласкает его. А козлёночек часто к реке убегал и с сестрой разговаривал. Заметила ведьма, куда он ходит, и решила от него освободиться. Долго ведьма купца уговаривала, наконец, он согласился. Проследил он, куда козлёнок бегает. На берегу реки купец в кустах спрятался и стал наблюдать. Козлёнок по берегу мечется, сестру зовёт, просит её от смерти спасти. С трудом всплыла Алёнушка на поверхность реки. Купец к воде подбежал и вытащил её на берег. Умыли Алёнушку ключевой водой, и стала она ещё красивее. Увидел козлёночек, что сестра ожила, от радости несколько раз через голову перевернулся и превратился в мальчика. А ведьму по приказу купца убили.

Сказка учит слушаться старших, быть терпеливым по отношению к младшим, не оставлять близких в беде, с осторожностью относиться к незнакомым людям.

Символика сказки

Иванушка – детское сознание, он многого еще не понимает. Аленушка – символ взрослой души, интуитивно она понимает, какую воду-информацию нельзя пить, вмещать в себя. Иванушка – сознание, испив воды, может потерять ясный разум, человеческое обличье и обрести животное. Если в сказках животное обретает человеческую речь – это возвышение животного начала, если же, наоборот, человеческие качества становятся звериными – это символ инволюции сознания, деградации до животного состояния.

Стать теленком – значит, уподобиться животному сознанию, стремящемуся жевать траву и переваривать пищу, без потенций к росту и развитию сознания. Стать жеребенком – инволюция сознания, значит пребывать в сфере быстроты движения.

Путешествовать на коне – значит, управлять инстинктивной природой и обрести скорость мыслей. В этом случае есть наездник, управляющий конем – человек. Если же человек становится конем, то исчезает управляющее начало, остается по Фрейду «оно» – конь без наездника, неуправляемые инстинкты.

Аленушка и Иванушка – символ развивающихся сил души и духа, эмоций и разума, оставшиеся без родителей – опыта и мудрости.

Стать бараном – значит погрузить сознание в животное состояние. Бараны упрямы, плохо понимают, что от них требуется. Испить из такого озера – значит, вместить в себя информацию, которая делает сознание тупым, невежественным и упрямым. Свинья ленива, любит валяться в грязи, не видит неба, дуба, желуди которого поедает, т.к. свинья не может поднять голову вверх, она видит только то, что внизу. Стать поросенком – значит, погрузить сознание в инертное состояние, это недальновидность и нежелание смотреть в глубь вещей, потребительское отношение к миру.

«Козлиная» вода – искаженная информация, нечистая замутненная вода – пища для растущего сознания, превращающая его в инстинктивное, неразумное начало. Коза – упрямое животное, любопытное, сующее свой нос повсюду. Коза рогами готова биться о стену, способна залезть в чужой огород и съесть все съедобное и несъедобное. Человечек, который растет, молодое неопытное сознание, еще не понимает, что можно есть, а что нельзя. Какая отравленная пища – знания, информация, а какая истинная и дает развитие. У Иванушки – младенческого сознания отсутствует критерий отбора хорошего и плохого, нет разделения между истинным и ложным. Он хочет пить, жаждет знаний – пищи – информации, но пока не разбирается в ее качестве. То, что сознание в себя помещает, тем и становится.

Царь – иерархия, разум, власть, высшее начало в человеке. Бывшие царь и царица умерли, т.е. старый позитивный опыт. Дети ищут новый опыт, познают, стремятся к своему истинному Я. На языке психологии это будет сверх-Я, высшее начало. Истинное Я – царь стремится к союзу с Аленушкой, эмоциональной сферой. Происходит свадьба – объединение высших начал разума с прекрасными началами души. Царица-психея вовлекается в обман. Хотя она предупреждала братца об искажающей силе нечистой воды, теперь сама идет под воздействием негативного эмоционального начала испить воды и тонет. Происходит подмена позитивной психеи иллюзорной, сеющей хаос. Иллюзиям удалось утопить прекрасное начало на дне моря, т.е. погрузить глубоко в область подсознания и придавив камнем искажений, не дать возможности проявляться в сознании.

«Аленушка ожила и стала краше, чем была. А козленочек от радости 3 раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле». В этой концовке происходит полное преображение – молодое растущее сознание, со смертью иллюзорного начала, обретает человеческий облик, освобождается от подвластности инстинктам. Колдунья вводит в иллюзию управляющее начало сознания Я – царя, приказывая убить Иванушку. Козленочек – познающее активное начало, совершающее ошибки, благодаря которым сознание получает опыт и растет. Что случится, если Иванушка умрет? Личность потеряет ищущее, мобильное, требующее трансформаций. Иванушка – воля, сознание, развивающееся и познающее. Кто 1 распознал колдунью? Иванушка! Он узнал, где находится сестрица-психея, обращается к ней, словно в глубину самого себя, за помощью. Но сестрица уже не в силах его спасти. Помогает обоим царь – высшее Я-сознания. Дорогу ему проложил козленочек Иванушка, воля познающая, привела царя к тому месту, где покоится обессиленная прекрасная психея. Высшее Я-сознание освобождает собственную душу. Быть на дне моря – значит, быть в глубине неосознанности, под покровом иллюзий. Царь снимает с нее камень, освобождает от оков хаоса. Огонь – символ трансформации, очищения души и разума человека. Колдунья сгорает – иллюзии рассеиваются. Как только причина заблуждений исчезает, Иванушка становится снова Иванушкой. Царь-разум, царица-душа и Иванушка – юное сознание живут вместе в единстве устремлений и проявления в мире.

Эта сказка говорит о падении, поиске и восстановлении гармонии и целостности, о познании человеком самого себя. Акцент в этой сказке на том, что не всякую воду-информацию можно пить, не утратив при этом гармонии. С осторожностью и ясностью нужно выбирать, чем наполнять свое сознание, какую информацию помещать в свой разум и душу.

По сюжету сказки, Аленушка вместе с братцем Иванушкой пошли работать: мы познаем мир, в котором живем, познаем себя в нем. Это и есть основная работа в земном мире. Через свою проф. деятельность, общение с людьми раскрывается наше сознание. Творец Небесный открывает нам Себя: мы познаем законы, по которым создавался и живет этот мир. Душа – Аленушка, — пыталась довести братца до чистого колодца, до светлой идеи, но тело хочет удовлетворять свои потребности, подчинить себе всего человека. Иванушка устал, захотел пить. Для существования тела нужны определенные условия. Оно менее выносливое, чем душа. Вода здесь понятие иносказательное: информация, раскрывающая смысл жизни. Аленушка предлагает потерпеть до колодца и напиться чистой воды. В сказках понятие колодец – это канал связи с другим миром. Чистый колодец означает связь с миром Небесным. Лужицы с грязной водицей – земные похоти, навеваемые миром темных сил.

По смыслу нашего существования, человек имеет три жажды:

  1. Физическая – стремится к удовлетворению естественных потребностей организма и получать от этого радость

  2. Жажда души - знаний, потребность эстетического удовлетворения, дизайн жилища, комфорт

  3. Жажда духа – потребность познания Небесного мира и потребность в Богообщении.

Трижды выдержать испытания не смог Иванушка: напился грязной водицы и стал козленочком (в Ветхом Завете – козел отпущения за грехи). Страдает душа – она не может без мудрости духовной (в сказке это колодец с чистой водой) найти выход.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!