Каллиграфия
рандеву
частный пристав
фестиваль
столпотворение
действительный статский советник
разновидность изобразительного искусства, которое предполагает красивое написание различных букв и текстов .
Переводится с греческого как «красивое письмо».
(фр. rendez vous): Свидание назначенная встреча (до реформы 1918 г. в русском языке писалось как «рандэ ву»)
полицейская должность, введена в 1782. Ч. п. стояли во главе гор. частей полицейских, обеспечивающее поиск имущества должника, его арест, изъятие и реализацию.
это яркое событие, которое собирает людей вместе для празднования, развлечения и, конечно же, для демонстрации талантов
бестолковый шум, беспорядок при большом стечении народа.
в Российской Империи до 1917 г. -
гражданский чин 4-го класса, давал потомственное дворянство. Лица, имевшие этот чин, занимали высокие должности (директор департамента, губернатор
Где начинается действие произведения?
В Петербурге, на улице Подьяческая.
Подьячим на Руси с 16 до началеа18 века называли помощника Дьяка, человека, работающего в канцелярии. Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.
Почему так названа улица?
расположено много канцелярских учреждений
Кто герои произведения?
Два генерала и мужик
Почему местом действия выбран необитаемый остров?
Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Где завязка в произведении?
Генералы попадают на необитаемый остров.
Где кульминация произведения?
Генералы нашли мужика.
Где развязка?
Возвращение героев в Петербург.
Композиция произведения кольцевая , так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА «ПОВЕСТИ...» Можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка?
Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
НАЙДИТЕ В «ПОВЕСТИ...» СКАЗОЧНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.
- Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
- Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды...
- Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.
- Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!
- Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
- Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!
Что в «Повести..» не вписывается в сказочный сюжет?
Описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов; упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны»).
«СКАЗОЧНОЕ В «ПОВЕСТИ…».
Сказочное в «Повести…»
1.Сказочные формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано; ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.
2.Действия: необитаемый остров, суп в пригоршне, выстроил корабль.
3. Три раза плакали – сказочная цифра 3
«РЕАЛЬНОЕ В «ПОВЕСТИ…»
Реальное в «Повести…»
Регистратура, Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЖИКА
Каким изображен в сказке мужик?
Найдите его портрет.
«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы»
Каким мы видим мужика в сказке?
Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу
Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?
Мужик делает попытку «дать стречка», но тут же подчиняется. Умело услуживает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»
Автор показывает мужика сноровистым, ловким. Мужик способен на все: «полез сперва ‑ наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…»
Чем отличается поведение мужика от поведения генералов?
В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой.
Генералы убеждены в том, что мужик есть везде и что он должен на них работать
Почему он не наелся сам после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое?
Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, отсутствие самосознания и самоуважения, умения постоять за свои права
Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?
Автор печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь заставлять работать на себя. Салтыков ‑ Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие.
“ Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа… Очень слишком даже будет!”
Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)
Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства
Вспомните как по «просьбе» генералов мужик свил верёвку, а генералы привязали его этой самой веревкой к дереву, «чтоб не убег». В чем смысл этого эпизода? Представьте себя на месте мужика. Что бы вы изменили в его поведении? в поступках?
Крестьянин свободен на острове. Но он остался рабом и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. У мужика полностью утрачено чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти генералы, чуть не съевшие друг друга, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАЛОВ
Что мы знаем о петербургской жизни генералов?
«Служили генералы всю жизнь
в какой ‑ то регистратуре; там родились, воспитались и
состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию».
Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными.
В Петербурге они жили своим трудом?
Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь
Какой была регистратура, в которой служили генералы?
«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре»
«Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю».
Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин
Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте эпизоды, показывающие беспомощность генералов).
Выразительное чтение «На острове»
Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.
Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.
Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.
Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.
Что можно сказать об уме генералов? Как они приспособлены к самостоятельной жизни?
О чём говорят генералы? Какие у них интересы? Как они объясняют смену времени суток, вавилонское столпотворение и потоп?
Как генералы говорят друг с другом?
Как характеризует генералов их речь?
Ордена – главное, что отличало их. Речь генералов - глупая, ни о чем, примитивная, несвязная.
Приспособлены ли они к жизни?
Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
О чем они думают?
Мысли о еде, поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь
Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?
Попытка отвлечься чтением от чувства голода.
О чем пишут в газете? Найти в тексте.
«Вчера, — читал взволнованным голосом один генерал, — у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, — фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»
«Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра (происшествие, которого не запомнят даже старожилы, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.), был в здешнем клубе фестиваль. Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и держащего в пасти кусок зелени. Доктор П., бывший в тот же день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. Подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая...»
«Из Вятки пишут: один из здешних старожилов изобрел следующий оригинальный способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его высечь; когда же, от огорчения, печень его увеличится...»
НИЧТОЖНОСТЬ ТЕМ, ГЛУПОСТЬ И БЕССМЫСЛЕННОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ
- Какой выход находят генералы?
Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы».
- О каком отношении к мужику, простому народу говорят реплики генералов?
Неуважение, живя за счет труда народа, считают, что мужик должен их кормить, и живет он только для этого.
- К кому можно отнести слово тунеядец?
- Как мужик угодил генералам?
- Изменилось ли отношение генералов к мужику?
«Не дать ли мужику частичку? Однако и о мужике не забыли…».
- Почему при виде мужика «негодованию мужика предела не было»?
- Почему генералам без особого труда удалось заставить мужика на них работать?
- Что сделали генералы, когда вернулись в Петербург - Какие нравственные пороки изображает автор в образах генералов?
Автор высмеивает не только бездеятельность генералов, но и их безнравственность, несправедливость по отношению к народу и полную уверенность в том, что блага на земле принадлежат им.
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ.
Внешний облик
В ночных рубашках, на шее по ордену
Отношение к труду
Громаднейший мужчина
жалкий, никчемный, неприспособленный к жизни
Умственные способности
Трудолюбивый, ловкий, находчивый
«…ничего не понимали», слов никаких не знали
Отношение
Догадливый, умный
к другим людям
Легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы
Чуткий, отзывчивый, выполняет любой приказ
ВЫВОД
ГЕНЕРАЛЫ
МУЖИК
Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые, интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, каналья, лежебок.
Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.
В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того,
кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему "я", готов гнуть спину под постоянными упреками ленивых и легкомысленных генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его? Русский мужик заслуживает того, что "заработал": "рюмку водки да пятак серебра".
Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик. Кто такой сатирик?
Сатирик - обличитель отрицательных явлений действительности.
Проблемы общества автор показывает через использование сатиры.
Что такое сатира?
Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
КАКИМИ ПРИЕМАМИ САТИРЫ ПОЛЬЗУЕТСЯ АВТОР В ЭТОЙ СКАЗКЕ?
Основными приёмами сатиры является:
- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.
- Гипербола – преувеличение.
- Фантастика
- Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.
Аллегория (Генерал не может сорвать яблока с дерева)
Гипербола (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают. Газета, в которой говорится только о еде).
Фантастика (Заснули – попали на необитаемый остров).
Гротеск (Сцена остервенения генералов). Чтение по ролям.
Антитеза: мужику труженику противопоставлены ни к чему не приспособленные генералы.
Ирония: автор горько смеётся над мужиком, который безропотно спасает генералов. Под деревом, брюхом к верху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы.
НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ САТИРИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР
С какой целью Салтыков – Щедрин использует эти приёмы?
Чтобы высмеять генералов, которые ничего не знают, ничего не умеют. Они не пропадают на необитаемом острове только благодаря мужику.
Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?
Генералы – паразиты, привыкшие
жить чужим трудом.
Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?
В этой сказке Салтыков – Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, не смотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам.
Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.
Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и терпение.
Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, заставляют работать на себя.
Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:
План анализа
1. Основная тема сказки (о чем?).
2. Главная мысль сказки (зачем?).
3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
4. Сатирические приемы, использованные автором.
5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.