СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ содержания примерных программ по предмету «Окружающий мир» (1-4классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Гармония», «Школа России», «Начальная школа XXI век», «Школа 2100», РО Л.В.Занкова, РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, «Перспектива»

Просмотр содержимого документа
«Анализ содержания примерных программ по предмету «Окружающий мир» (1-4классы)»

Анализ содержания примерных программ по предмету

«Окружающий мир»



Программа

Цели

Задачи

Основные содержательные линии предмета

Часы

1

«Гармония»


многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика

•формирование приемов умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;

•приоритет самостоятельной работы учащихся;

•активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;

•соблюдение баланса между интуицией и знанием;

•опора на опыт ребенка;

•единство интеллектуальных и специальных умений.

-активность детей в процессе освоения нового материала;

-ребенок должен понимать изучаемые вопросы, формулировать задачу и решать ее (самоконтроль и самооценка).

Раздел 1- Твои первые уроки.

Раздел 2- Окружающий мир и его изучение.

Раздел 3- Разнообразие и красота растений.

Раздел 4- Разнообразие грибов.

Раздел 5- Разнообразие и красота животных.

Раздел 6- Творение людей вокруг тебя.

14 ч.


8 ч.


15 ч.


3 ч.


18 ч.


8 ч.

2

«Школа России»


создание условий духовно-нравственного развития учащихся

•личностное развитие младших школьников;

•гражданско-ориентированное образование младших школьников;

•формирование глобально-ориентированного мышления;

•обеспечение экоадекватного образования.

Раздел 1- Знакомство с учебником.

Раздел 2- Раздел «Что и кто?»

Раздел 3- Раздел «Как, откуда и куда?»

Раздел 4- Раздел «Где и когда?»

Раздел 5- Раздел «Почему и зачем?»

Раздел 6- Итого.

1 ч.


20 ч.


12 ч.


11 ч.


22 ч.


66 ч.

3

«Начальная школа XXI век»

(под ред. профессора Н.Ф.Виноградовой)

полноценное идивидуальное развитие ребенка и его обучение

•использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;

•включение игровых методов обучения;

- Отличительной особенностью программы можно считать систему педагогической диагностики с 1 по 4 класс, которая позволяет определять готовность конкретного ученика к обучению, основательность усвоения материала.

- Педагогическая диагностика призвана оценивать не конечный результат решения задач, а способ их решения конкретным учеником.

1 класс:

Введение. Этот удивительный мир.

Мы – школьники.

Твоё здоровье.

Я и другие люди.

Труд людей.

Родная природа.

Семья.

Наша страна - Россия. Родной край.

2 класс:

Введение. Что окружает человека.

Кто ты такой.

Кто живёт рядом с тобой.

Россия - твоя Родина.

Мы - жители Земли.

Природные сообщества.

Природа и человек.

3 класс:

Земля - наш общий дом.

Человек изучает Землю.

Царства природы.

Наша Родина: от Руси до России.

Как люди жили в старину.

Как трудились в старину.

4 класс:

Человек - живое существо (организм).

Твоё здоровье.

Человек - часть природы.

Человек среди людей.

Родная страна: от края до края.

Человек - творец культурных ценностей.

Человек - защитник своего Отечества.

Гражданин и государство.

Общий объём времени.

66 ч.

1 ч.


2 ч.

6 ч.

3 ч.

6 ч.

31 ч.

2 ч. 15 ч.


68 ч.

1 ч.


14 ч.

6 ч.

13 ч.

9 ч.

23 ч.

2 ч.

68 ч.

7 ч.

4 ч.

26 ч.

11 ч.


12 ч.

8 ч.

68 ч.

14 ч.


7 ч.

4 ч.

5 ч.

13 ч.


16 ч.


5 ч.


4 ч.

270 ч

4

«Школа 2100»

обеспечение самоопределения личности, создание условий для успешной самореализации, способности самосовершенствоваться

•непрерывность и преемственность образования по всем школьным предметам;

•самостоятельное открытие детьми нового знания;

•формирование единой картины мира;

•ориентация на творческое начало в учебной деятельности;

•возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

- уникальный опыт создания целостной образовательной модели непрерывного обучения детей от младшего дошкольного возраста до окончания школы.

- приучить детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира;

- заложить фундамент экологической и культурологической грамотности;

- научить соблюдать правила здорового образа жизни;

- научить элементарным нормам адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;

- научить понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей;

- формировать умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;

- осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач;

- готовить учащихся к освоению основ знаний в основной школе.

1 класс:

Времена года.

Живые обитатели планеты.

Как ты узнаёшь мир.

Как мы понимаем друг друга.

Как мы узнаём, что пред нами.

Твоя семья и друзья.

Что нас окружает.

2 класс:

Введение.

Земля и солнце.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.

Формы земной поверхности.

Земля – наш общий дом.

Наша маленькая планета Земля.

Части света.

3 класс:

Вещество и энергия.

Оболочка планеты, охваченная жизнью.

Экологическая система.

Живые участники круговорота веществ.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

Времена Древней Руси. IX – XIII века.

Времена Московского государства. XIV – XVII века.

Времена Российской империи. XVIII – нач XX века.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы.

Современная Россия.

4 класс:

Человек и его строение.

Происхождение человека.

Рукотворная природа.

Человек и его внутренний мир.

Человек и общество.

Картина всемирной истории человечества.

Человек и многоликое человечество.

Человек и единое человечество.

Темы за весь период:

Человек и природа.

Человек и общество.


12 ч.

11 ч.

6 ч.

10 ч.


5 ч.


7 ч.

14 ч.


5 ч.

17 ч.

8 ч.


7 ч.

10.

6 ч.


15 ч.


5 ч.

6 ч.


10 ч.

13 ч.


4 ч.


5 ч.


5 ч.


5 ч.


5 ч.


10 ч.


16 ч.

2 ч.

16 ч.

9 ч.


7 ч.

5 ч.


7 ч.


7 ч.



150 ч

120 ч

5

Развивающая система Л.В.Занкова

оптимальное общее развитие каждого ребенка. Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям.

•формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;

•создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;

•реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;

•актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;

•развитие информационной культуры - проведение исследовательских и проектных работ.

- следует дидактическому принципу «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности».

- высокий темп прохождения материала. Программа опирается на научные исследования особенностей мыслительного аппарата младших школьников, при этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию.


Всего часов:

1 класс

2-4 классы

1 класс:

Что такое окружающий мир.

Природа первый «учебник» человека.

Из истории Земли.

Становление человека.

2 класс:

Главная особенность Земли.

Мы – часть окружающего мира.

Общий взгляд на Землю.

Как изучают окружающий мир.

Космос и планета Земля.

Взаимодействие сил природы.

Живая природа.

3 класс:

Природные условия Земли.

Человек в далеком прошлом

Земли восточных славян.

Образование Древнерусского государства.

Объединение русских земель вокруг Москвы

Какая она, Азия.

Россия в XVII веке.

4 класс:

Человек и мир, созданный им.

Наши соседи на Западе.

Преобразования в России.

Разнообразие природы Земли.

События XIX–XX веков.

Человек и природа.

Современная Россия.

270 ч

66 ч.

68 ч.


7 ч.


17 ч.

10 ч.

8 ч.


8 ч.


18 ч.

5 ч.


9 ч.

14 ч.


22 ч.

18 ч.


12 ч.

9 ч.

15 ч.


7 ч.


12 ч.

6 ч.

7 ч.



5 ч.

16 ч.

10 ч.


7 ч.

10 ч.

10 ч.

10 ч.

6

Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

формирование осознанного подхода к изучению различных дисциплин: дети умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений.

•создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);

•дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;

•развитие способности необычно, глубоко мыслить.

- знания даются не в виде аксиом и правил, а путем их постижения, то есть ученик может что-то не знать, но должен уметь при необходимости восполнить этот пробел.

1 класс:

1) Постановка проблемы получения знания об естественных (природных) и искусственных объектах.

2) Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. Анализ ощущений человека.

3) Свойства (признаки) объекта наблюдения. Выделение и называние разных свойств объекта наблюдения. Планирование наблюдений.

4) Сравнение объектов по выделенному свойству. Построение рядов объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по выделенному свойству.

5) Разные состояния объекта. Их описание и представление с помощью схемы.

6) Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас.

2 класс:

1) Условия процесса. Различение существенных и несущественных условий.

2) Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез.

3) Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента.

4) Выращивание растений. Рефлексия и презентация итогов.

3 класс:

1) Способы описания результатов наблюдений и опытов. Маршрут- линейная запись пути. Запись маршру та с помощью символов (пиктографическая запись).

2) Выбор направления движения, стороны горизонта.

3) Картосхема (план, карта) как способ представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем.

4) Способ внесения в картосхемы дополнительной информации с помощью изолиний. Построение и чтение изолиний.

5) Способы построения и чтения графиков. Способы построения и чтения таблиц. Способы построения и чтения диаграмм.

6) Чтение простейших разрезов.

7) Использование изученных способов описания для связи разнородных явлений.

4 класс:

1) Наблюдение небесных явлений. Небесные тела.

2) Разные способы моделирования: схемы, «живые модели», модели из конструктора, модели с источником света, компью терное моделирование. Проверка предположений в случае невозможности эксперимента.

3) Моделирование формы Земли.

4) Основания для выбора и оценки моделей (представ ление о Всемирном тяготении).

5) Глобус – модель Земли. Форма и размеры Земли. Значение наклона земной оси для климата на земном шаре и явлений смены сезонов на Земле.

6) Календарь – способ описания времени, основан ный на знаниях о небесных явлениях.

7) Прошлое и настоящее России.

8) Наше место на планете Земля.





10 ч.





8 ч.






16 ч.






10 ч.




6 ч.



16 ч.




12 ч.





16 ч.




30 ч.



10 ч.










5 ч.






13 ч.





9 ч.





15 ч.


14 ч.



7 ч.



2 ч.









8 ч.


3 ч.




4 ч.






12 ч.




5 ч.


17 ч.


7 ч.

7

«Перспектива» (сочетает элементы развивающей и традиционной школы)

не только адаптация к миру, но личностная реализация учащихся в мире через поток познавательных действий. Особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.

•формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

•изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;

•развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;

•формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

1 класс:

Мы и наш мир.

Наш класс.

Наш дом и семья.

Город и село.

Родная страна.

Человек и окружающий мир.

Резерв учебного времени.

66 ч.

10 ч.

12 ч.

14 ч.

13 ч.

7 ч.

4 ч.

6 ч.



Тимошенко Д.А.,

2023 г.