1 | «Гармония» | многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика | •формирование приемов умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение; •приоритет самостоятельной работы учащихся; •активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования; •соблюдение баланса между интуицией и знанием; •опора на опыт ребенка; •единство интеллектуальных и специальных умений. -активность детей в процессе освоения нового материала; -ребенок должен понимать изучаемые вопросы, формулировать задачу и решать ее (самоконтроль и самооценка). | Раздел 1- Твои первые уроки. Раздел 2- Окружающий мир и его изучение. Раздел 3- Разнообразие и красота растений. Раздел 4- Разнообразие грибов. Раздел 5- Разнообразие и красота животных. Раздел 6- Творение людей вокруг тебя. | 14 ч. 8 ч. 15 ч. 3 ч. 18 ч. 8 ч. |
2 | «Школа России» | создание условий духовно-нравственного развития учащихся | •личностное развитие младших школьников; •гражданско-ориентированное образование младших школьников; •формирование глобально-ориентированного мышления; •обеспечение экоадекватного образования. | Раздел 1- Знакомство с учебником. Раздел 2- Раздел «Что и кто?» Раздел 3- Раздел «Как, откуда и куда?» Раздел 4- Раздел «Где и когда?» Раздел 5- Раздел «Почему и зачем?» Раздел 6- Итого. | 1 ч. 20 ч. 12 ч. 11 ч. 22 ч. 66 ч. |
3 | «Начальная школа XXI век» (под ред. профессора Н.Ф.Виноградовой) | полноценное идивидуальное развитие ребенка и его обучение | •использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста; •включение игровых методов обучения; - Отличительной особенностью программы можно считать систему педагогической диагностики с 1 по 4 класс, которая позволяет определять готовность конкретного ученика к обучению, основательность усвоения материала. - Педагогическая диагностика призвана оценивать не конечный результат решения задач, а способ их решения конкретным учеником. | 1 класс: Введение. Этот удивительный мир. Мы – школьники. Твоё здоровье. Я и другие люди. Труд людей. Родная природа. Семья. Наша страна - Россия. Родной край. 2 класс: Введение. Что окружает человека. Кто ты такой. Кто живёт рядом с тобой. Россия - твоя Родина. Мы - жители Земли. Природные сообщества. Природа и человек. 3 класс: Земля - наш общий дом. Человек изучает Землю. Царства природы. Наша Родина: от Руси до России. Как люди жили в старину. Как трудились в старину. 4 класс: Человек - живое существо (организм). Твоё здоровье. Человек - часть природы. Человек среди людей. Родная страна: от края до края. Человек - творец культурных ценностей. Человек - защитник своего Отечества. Гражданин и государство. Общий объём времени. | 66 ч. 1 ч. 2 ч. 6 ч. 3 ч. 6 ч. 31 ч. 2 ч. 15 ч. 68 ч. 1 ч. 14 ч. 6 ч. 13 ч. 9 ч. 23 ч. 2 ч. 68 ч. 7 ч. 4 ч. 26 ч. 11 ч. 12 ч. 8 ч. 68 ч. 14 ч. 7 ч. 4 ч. 5 ч. 13 ч. 16 ч. 5 ч. 4 ч. 270 ч |
4 | «Школа 2100» | обеспечение самоопределения личности, создание условий для успешной самореализации, способности самосовершенствоваться | •непрерывность и преемственность образования по всем школьным предметам; •самостоятельное открытие детьми нового знания; •формирование единой картины мира; •ориентация на творческое начало в учебной деятельности; •возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе. - уникальный опыт создания целостной образовательной модели непрерывного обучения детей от младшего дошкольного возраста до окончания школы. - приучить детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира; - заложить фундамент экологической и культурологической грамотности; - научить соблюдать правила здорового образа жизни; - научить элементарным нормам адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде; - научить понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей; - формировать умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения; - осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач; - готовить учащихся к освоению основ знаний в основной школе. | 1 класс: Времена года. Живые обитатели планеты. Как ты узнаёшь мир. Как мы понимаем друг друга. Как мы узнаём, что пред нами. Твоя семья и друзья. Что нас окружает. 2 класс: Введение. Земля и солнце. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта. Формы земной поверхности. Земля – наш общий дом. Наша маленькая планета Земля. Части света. 3 класс: Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью. Экологическая система. Живые участники круговорота веществ. Твои родные и твоя Родина в потоке времени. Времена Древней Руси. IX – XIII века. Времена Московского государства. XIV – XVII века. Времена Российской империи. XVIII – нач XX века. Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы. Современная Россия. 4 класс: Человек и его строение. Происхождение человека. Рукотворная природа. Человек и его внутренний мир. Человек и общество. Картина всемирной истории человечества. Человек и многоликое человечество. Человек и единое человечество. Темы за весь период: Человек и природа. Человек и общество. | 12 ч. 11 ч. 6 ч. 10 ч. 5 ч. 7 ч. 14 ч. 5 ч. 17 ч. 8 ч. 7 ч. 10. 6 ч. 15 ч. 5 ч. 6 ч. 10 ч. 13 ч. 4 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 10 ч. 16 ч. 2 ч. 16 ч. 9 ч. 7 ч. 5 ч. 7 ч. 7 ч. 150 ч 120 ч |
5 | Развивающая система Л.В.Занкова | оптимальное общее развитие каждого ребенка. Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям. | •формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства; •создание условий для осознания процесса учения каждым школьником; •реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия; •актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся; •развитие информационной культуры - проведение исследовательских и проектных работ. - следует дидактическому принципу «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». - высокий темп прохождения материала. Программа опирается на научные исследования особенностей мыслительного аппарата младших школьников, при этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. | Всего часов: 1 класс 2-4 классы 1 класс: Что такое окружающий мир. Природа первый «учебник» человека. Из истории Земли. Становление человека. 2 класс: Главная особенность Земли. Мы – часть окружающего мира. Общий взгляд на Землю. Как изучают окружающий мир. Космос и планета Земля. Взаимодействие сил природы. Живая природа. 3 класс: Природные условия Земли. Человек в далеком прошлом Земли восточных славян. Образование Древнерусского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы Какая она, Азия. Россия в XVII веке. 4 класс: Человек и мир, созданный им. Наши соседи на Западе. Преобразования в России. Разнообразие природы Земли. События XIX–XX веков. Человек и природа. Современная Россия. | 270 ч 66 ч. 68 ч. 7 ч. 17 ч. 10 ч. 8 ч. 8 ч. 18 ч. 5 ч. 9 ч. 14 ч. 22 ч. 18 ч. 12 ч. 9 ч. 15 ч. 7 ч. 12 ч. 6 ч. 7 ч. 5 ч. 16 ч. 10 ч. 7 ч. 10 ч. 10 ч. 10 ч. |
6 | Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова | формирование осознанного подхода к изучению различных дисциплин: дети умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. | •создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций); •дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями; •развитие способности необычно, глубоко мыслить. - знания даются не в виде аксиом и правил, а путем их постижения, то есть ученик может что-то не знать, но должен уметь при необходимости восполнить этот пробел. | 1 класс: 1) Постановка проблемы получения знания об естественных (природных) и искусственных объектах. 2) Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире. Анализ ощущений человека. 3) Свойства (признаки) объекта наблюдения. Выделение и называние разных свойств объекта наблюдения. Планирование наблюдений. 4) Сравнение объектов по выделенному свойству. Построение рядов объектов по выделенному свойству. Классификация объектов по выделенному свойству. 5) Разные состояния объекта. Их описание и представление с помощью схемы. 6) Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас. 2 класс: 1) Условия процесса. Различение существенных и несущественных условий. 2) Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез. 3) Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. 4) Выращивание растений. Рефлексия и презентация итогов. 3 класс: 1) Способы описания результатов наблюдений и опытов. Маршрут- линейная запись пути. Запись маршру та с помощью символов (пиктографическая запись). 2) Выбор направления движения, стороны горизонта. 3) Картосхема (план, карта) как способ представления на плоскости трехмерных объектов. Общее представление о масштабе. Разные виды картосхем. 4) Способ внесения в картосхемы дополнительной информации с помощью изолиний. Построение и чтение изолиний. 5) Способы построения и чтения графиков. Способы построения и чтения таблиц. Способы построения и чтения диаграмм. 6) Чтение простейших разрезов. 7) Использование изученных способов описания для связи разнородных явлений. 4 класс: 1) Наблюдение небесных явлений. Небесные тела. 2) Разные способы моделирования: схемы, «живые модели», модели из конструктора, модели с источником света, компью терное моделирование. Проверка предположений в случае невозможности эксперимента. 3) Моделирование формы Земли. 4) Основания для выбора и оценки моделей (представ ление о Всемирном тяготении). 5) Глобус – модель Земли. Форма и размеры Земли. Значение наклона земной оси для климата на земном шаре и явлений смены сезонов на Земле. 6) Календарь – способ описания времени, основан ный на знаниях о небесных явлениях. 7) Прошлое и настоящее России. 8) Наше место на планете Земля. | 10 ч. 8 ч. 16 ч. 10 ч. 6 ч. 16 ч. 12 ч. 16 ч. 30 ч. 10 ч. 5 ч. 13 ч. 9 ч. 15 ч. 14 ч. 7 ч. 2 ч. 8 ч. 3 ч. 4 ч. 12 ч. 5 ч. 17 ч. 7 ч. |
7 | «Перспектива» (сочетает элементы развивающей и традиционной школы) | не только адаптация к миру, но личностная реализация учащихся в мире через поток познавательных действий. Особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. | •формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность; •изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный; •развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции; •формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни. | 1 класс: Мы и наш мир. Наш класс. Наш дом и семья. Город и село. Родная страна. Человек и окружающий мир. Резерв учебного времени. | 66 ч. 10 ч. 12 ч. 14 ч. 13 ч. 7 ч. 4 ч. 6 ч. |