СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ соотношений понятий "Индивид, индивидуальность, личность". Практическая работа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны задания на соотношения понятий "индивид, индивидуалность, личность", а также тестовые задания по теме "Человек" и задания на понимание биологизаторского и социологизаторского подходов к пониманию человека

Просмотр содержимого документа
«Анализ соотношений понятий "Индивид, индивидуальность, личность". Практическая работа по обществознанию»

Практическая работа № 1. Анализ соотношения понятий «человек», «индивид», «личность».


Цель: установить различие и сходство понятий «человек», «индивид», «личность» и изобразить это в виде схемы

Место проведения: учебная аудитория, ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум».

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 1.

  • РМ к практической работе № 1.

  • Учебники Важенина «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»

  • Виды самостоятельной работы:

  • Установить соответствие между понятиями и терминами (уровень В)

  • Выполнить тестовые задания, в которых требуется из четырех предложен­ных вариантов ответа выбрать верный (уровень А)

  • Исправить ошибки в предложениях

  • Составление логических схем

  • Выполнение заданий уровня С требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собст­венную точку зрения. Эти задания предусматривают умение пользоваться контекстным знанием

Ход работы


Краткая теория

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделенный) — это единичный представитель человеческого рода,конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека, подчеркивающая исключительность, мно­госторонность и гармоничность, естественность и непри­нужденность его деятельности (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).


Практические задания для аудиторной работы


Задание 1. Установить соответствие

1.Биологизаторский подход

2.Социологизаторский подход

А.Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова.

Б. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпо­сылки человеческой природы

Ответ:


Задание 2

А1. Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное

3) биологическое 4) биосоциальное Ответ:


Задание 3.Установить соответствие

1.Социаль­ное бы­тие

2.Индивидуальный аспект бытия человека

3.Личностный аспект бы­тия человека

А.бы­тие чело­века в природе, истории, обществе

Б.Включенность человека в культуру

В.Жизнь человека от рожде­ния до смерти

Ответ:


Задание 4 Ответьте на вопросы теста:

1. . Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природ­ных данных.

Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от обществен­но-исторических условий существования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Наиболее научно обоснованная версия:

а) божественного сотворения человека;

б) инопланетного происхождения человека;

в) творческого импульса, особых условий Земли;

г) происхождения человека в результате эволюции.

3. От животного человек отличается:

а) наличием органов чувств;

б) орудийной деятельностью;

в) приспособительным поведением;

г) стадной жизнью.

4. Бытие - это философская категории, отражающая:

а) существование человека;

б) жизнь животных;

в) развитие неживой природы;

г) существование чего-либо вообще.

5.Индивид - это:

а) единичный представитель человеческого рода;

б) представитель конкретной профессии;

в) член какой-либо корпорации;

г) человек, получивший хорошее воспитание.

6. К биологическим потребностям человека не относится:

а) питание; б) продолжение рода;

в) получение профессии; г) сон.

7. Личность формируется под воздействием:

а) природной среды; б) биологической программы;

в) социализации; г) собственных взглядов и убеждений.

8. Основная характеристика личности:

а) интеллект; б) индивидуальность;

в) способность к творчеству; г) работоспособность.

9.К социальным относятся потребности человека:

а) в отдыхе; б) воде;

в) пище; г) общении.

10.Различают три близких понятия: человек, индивид, личность. Человек представляет собой:

а) свободно-творческое и морально-ответственное существо;

б) лицо, обладающее совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

в) субъект деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств;

г) неповторимое сочетание особенностей характера и психического склада, отличающее одного индивидуума от другого.


11. Индивидуальность - это:

а) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;

б) темперамент человека, его характер;

в) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;

г) совокупность человеческих потребностей и способностей.


Задание 5

Составить схему: индивид, индивидуальность, личность





Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Задание 6. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

  1. Антропогенез А. это существо биологического вида Homo sapiens (человек разумный), которое является продуктом биологической эволюции.

  2. Экзогамия — Б. становление человека.

  3. Язык — В.становление общества.

  4. Социогенез — Г. брачные связи внутри группы особей.

  5. Эндогамия Д. брачные связи вне данного человеческого стада.

  6. Неолитическая революция — Е.представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев от жи­вотного.

  7. Тотемизм Ж.это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.

  8. Человек З.это переход от собирательства и охоты к земледе­лию и скотоводству.

  9. Социологизаторская концепция И.это теория, которая утверж­дает первичность биологических начал в человеке.

  10. Биологизаторская концепция — К.это теория, которая абсолюти­зирует социальное начало в человеке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1












Задание 7. Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.

  2. Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с дру­гими людьми.

  3. Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абст­рактного мышления.

  4. Поведение человека сводится только лишь к инстинкту само­сохранения, поскольку для него не свойственно самоограниче­ние и даже самопожертвование в пользу других людей.

  5. С завершением антропогенеза общество перестает менять­ся, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.

  6. Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его инди­видуальность.

  7. Биологическое и социальное существуют в человеке обособ­ленно.


Задание 8

Из работы русского философа С. Л. Франка «Смысл жиз­ни».

...Вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхлич­ные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т. п.,— но жизнь уже так устроена, что совсем и навсег­да отмахнуться от него не может и самый тупой, заплыв­ший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестни­ков — старения и болезней, факт отмирания, скоропрехо­дящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос — не «те­оретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и собственно говоря, еще гораздо более, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для уто­ления голода. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь жи­вя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «об­ществе», был занят «делами», погружен в мелкие интриги и заботы — и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просы­пается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное — жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла. И все-таки огромное большинство людей считает нуж­ным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой «стра­усовой политике».


Вывод:


Вопросы и задания к документу.

  1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, волнует и мучает человека? Почему от этого вопроса не может отмахнуться ни один человек?

  2. С какими свой­ствами человека связано стремление обрести смысл жиз­ни?

  3. Как связаны между собой вопрос о смысле жиз­ни и смертность человека? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чем вы видите его практи­ческую направленность?

  4. Почему многие люди все-таки считают нужным отмахнуться от вечного вопроса о смысле жиз­ни? В чем ограниченность «страусовой политики»?



Контрольные вопросы

  1. Почему, обращаясь к сущности человека, мы спрашива­ем, что такое человек, а не кто такой человек?

  2. Какие те­ории положили начало научному изучению антропогенеза? Охарактеризуйте их основное содержание.

  3. Раскройте основные этапы становления человека современного типа.

  4. В чем проявляется сущность человека как создателя и но­сителя культуры?

  5. Каковы основные (сущностные) отличи­тельные признаки человека?

  6. Перечислите факторы ста­новления человека, возможные только в обществе.

  7. Дайте характе­ристику основных подходов к определению смысла жизни.

  8. Какие проблемы изучения человека можно отнести к веч­ным, а какие — к актуальным?


Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

- порядковый номер и наименование практической работы;

- цель практической работы;

- ход выполнения работы;

- ответы на контрольные вопросы;

- вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!