СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ соответствия содержания и методического аппарата УМК "Школа России" требованиям ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ был выполнен как практическая работа слушателя курсов повышения квалификации при Архангельском областном институте открытого образования. Проведён анализ содержания линии учебников, соответствия их возрастным особенностям школьников,методического аппарата УМК, 

Просмотр содержимого документа
«Анализ соответствия содержания и методического аппарата УМК "Школа России" требованиям ФГОС»

Практическая работа № 5


Вопросы

Ответы и примеры

Название УМК, авторский коллектив

УМК «Школа России».  А. А. Плешаков, В. Г. Горецкий, М. И. Моро, Л. Ф. Климанова, В. П. Канакина,Л. М. Зеленина, Л. А. Виноградская и др.

Форма представления УМК

УМК представлен в форме печатного издания?

Да. Учебники, рабочие и творческие тетради, словари, дидактические материалы, книги для чтения, многоплановые методические пособия , комплекты демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК

УМК представлен в форме электронного издания?

Да. Различные мультимедийные приложения, (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.)

Соответствие содержания учебника возрастным и

психологическим особенностям обучающихся

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

УМК «Школа России» отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности. В УМК решение современных задач, выдвигаемых жизнью (включение школьников в социально-значимую проектную деятельность, освоение компьютерной грамотности , развитие здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности и др.), гармонично сочетается с решением базовых задач начального образования (научить осознанному чтению, письму, правильной речи, началам математики, видению окружающего мира; привить определённые трудовые навыки и др.)

УМК способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся?

Да, способствует. Например: Окружающий мир, ч.1, 3 класс. В «Заданиях для домашней работы» авторы часто предлагают прочитать ту или иную статью из книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне», «Энциклопедия путешествий. Страны мира» и сделать вывод, ответить на вопросы.

Литературное чтение,ч.1, 3 класс. Задания: сочинить загадку (ч.1, с.36), сочинить волшебную сказку и разыграть её в лицах ( ч.1, с.40)

Оформление учебного издания соответствует возрастным особенностям школьников?

Оформление учебного издания соответствует возрастным особенностям школьников. Иллюстрации яркие, цветные, красивые, понятные. Размер и цвет шрифта обеспечивает комфортное чтение.

 Учебные издания включают специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Объём основного материала соответствует нормам учебного времени?

Объём основного материала соответствует нормам учебного времени. Есть возможность выбора материала для работы в классе и для домашних заданий.

В содержании учтен предполагаемый жизненный опыт обучающихся данной возрастной группы?

Да, учтён. Например, по математике в конце каждого раздела есть странички для любознательных, где все задания связаны с жизненным опытом. Да и в сюжетах текстовых задач разных разделов используются сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности , о богатом культурном наследии страны (например, о посещении музеев, художественных галерей и др.)

Соответствие содержания и методического аппарата УМК требованиям ФГОС

Содержание УМК характеризуется направленностью на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС?

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий как основы умения учиться при изучении всех школьных предметов, что соответствует требованиям ФГОС,

Изложение учебного материала характеризуется: структурированностью, систематичностью, последовательностью.

Изложение учебного материала характеризуется: структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов графических и текстовых материалов. Каждая тема по любому предмету изучается с опорой на уже усвоенные знания. Материал структурирован по разделам и классам обучения.

Изложение учебного материала характеризуется: наглядностью, иллюстрации (в том числе мультимедийные) соответствуют тексту и дополняют его

Изложение учебного материала характеризуется: наглядностью. Например: ИЗО, 3 класс. «Посуда у тебя дома» с.16-23. Иллюстрации соответствуют тексту и дополняют его.

Литературное чтение, ч.1, 3 класс.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (ч.1, с.71-100 иллюстрации И.Билибина)

Предусмотрена работа с аудиохрестоматией.

УМК характеризуется разнообразием типологии заданий в тестовой форме

Задания в тестовой форме есть и в учебниках. Например: Математика, Окружающий мир, Русский язык, Технология: каждый раздел заканчивается тестовыми работами.

Есть дополнительные пособия с разнообразием тестовых заданий.

Вопросы и задания способствуют:

формированию и развитию предметных знаний, умений обучающихся. Приведите 2-3 примера учебных заданий.


Окружающий мир, ч.1, 3 класс (с.23) Какие субъекты Российской Федерации объединились в составе нашего государства? (с.27) Познакомься с планом своего населённого пункта или любого другого города России.

Русский язык, ч.1, 3 класс (упр.165) Спишите, выделите в словах все части слова

овладению приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему. Приведите 2-3 примера учебных заданий.


Окружающий мир, ч.1, 3 класс (с.97) Расскажи на примерах о приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Русский язык, ч.1, 3 класс (с.101) проект «Семья слов»

формированию навыков смыслового чтения. Приведите 2-3 примера учебных заданий.


Русский язык, ч.1, 3 класс ( упр.129) Озаглавьте текст. Разделите текст на части. Определите тему каждой части и придумайте к ним заголовки. Запишите ответы на вопросы.

Окружающий мир, ч.1, 3 класс (с.110). Прочитайте правила сбора грибов. Выберите правила, которые направлены на сохранение природы; безопасность человека.

развитию критического мышления. Приведите 2-3 примера учебных заданий.

Окружающий мир, ч.1, 3 класс. Тема «Почва» с.69 Почему почва плодородна? Как доказать, что в почве есть вода, воздух, перегной, песок и глина, соли?

Тема «Кто что ест» Что произошло бы, если бы на Земле исчезли все змеи?

Тема «Размножение и развитие животных». с.98. На основе сообщений других ребят сравните размножение и развитие разных животных (найдите сходство и различие)

развитию умения работы учащегося с информацией (умений работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, и пр.). Приведите 2-3 примера учебных заданий.

Математика,ч.1, 3 класс, с.72, №1. Составь по таблице три задачи и реши их. С.70. №2. Найти по плану площадь сада, если известно, что за 1 м2 условно принята одна клетка.

Русский язык, ч.1, 3 класс. С.22 Схема «Виды предложений». С.53 Таблица «Части речи и их значение»

формированию навыков самостоятельной деятельности. Приведите 2-3 примера учебных заданий.

Литературное чтение, ч.1, 3 класс. с. 47. Подбери стихотворения к утреннику «Первый снег». Список запиши в тетрадь.

Окружающий мир, ч.1, 3 класс. с.129. Тема «Надёжная защита организма». Практическая работа

формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности (формированию умения планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку). Приведите 2-3 примера учебных заданий.

Технология, 3 класс. Тема «Конструируем из фольги» с.39. Проведите дизайн-анализ изделия по памятке 1. Продумайте план работы. Обсудите результаты работы, используя памятку 3.

Окружающий мир, ч.1, 3 класс. с.52 Тема «Воздух и его охрана». Изучим свойства воздуха и зафиксируем результаты исследований в таблице.

Окружающий мир, 3 класс, часть 2. Представь, что тебе на день рождения подарили большую сумму денег. На что ты их потратишь? Составь план своих возможных расходов.

организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса. Приведите 2-3 примера учебных заданий.

Литературное чтение, 3 класс. с. 140. Обсудите с друзьями выражение: «Нам даром, без труда, ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся»

Русский язык, ч.1, 3 класс, упр.140.Прочитайте. Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясните свой ответ. Упр.182. Обсудите: какие пары слов являются однокоренными?

Имеются вопросы и задания, предусматривающие:

установление, применение межпредметных связей. Приведите 2-3 примера учебных заданий.

3 класс. Литературное чтение, 1 ч. Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» Окружающий мир, 1 ч. «Превращения и круговорот воды»

Литературное чтение, 1 ч. М.Ю. Лермонтов «На севере диком…» ИЗО. И. Шишкин «На севере диком»

перенос знаний, умений, навыков, опыта деятельности в практическую жизненную ситуацию. Приведите 3-4 примера учебных заданий.

Математика, 3 класс. с.88 №3. Измерь длину и ширину своей комнаты или квартиры. Начерти на клетчатой бумаге её план, на котором 1 см условно будет изображать 2 м.

Окружающий мир, 3 класс. Тема «Грибы». С.110 Правила сбора грибов.

Окружающий мир, 3 класс Тема «Наше питание». Правила здорового питания.

Технология, 3 класс. Пришивание пуговиц.

учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Приведите 2-3 примера учебных заданий.

Окружающий мир, 3 класс. часть 2.

Проект «Экономика родного края»

Технология. 3 класс. Тема «Статуэтки» (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка, Северная резьба по кости, Гжельский фарфор)

Технология. 3 класс. Тема «Строительство и украшение дома» (юрта, чум, изба)

Оцените эффективность УМК в связи с переходом на обновленный ФГОС НОО?

УМК «Школа России»  соответствует запросам текущего времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского образования, что соответствует важнейшей идеологической составляющей ФГОС.


 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!