Вопросы | Ответы и примеры |
Название УМК, авторский коллектив | УМК «Школа России». А. А. Плешаков, В. Г. Горецкий, М. И. Моро, Л. Ф. Климанова, В. П. Канакина,Л. М. Зеленина, Л. А. Виноградская и др. |
Форма представления УМК |
УМК представлен в форме печатного издания? | Да. Учебники, рабочие и творческие тетради, словари, дидактические материалы, книги для чтения, многоплановые методические пособия , комплекты демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК |
УМК представлен в форме электронного издания? | Да. Различные мультимедийные приложения, (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.) |
Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся |
Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается? | УМК «Школа России» отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности. В УМК решение современных задач, выдвигаемых жизнью (включение школьников в социально-значимую проектную деятельность, освоение компьютерной грамотности , развитие здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности и др.), гармонично сочетается с решением базовых задач начального образования (научить осознанному чтению, письму, правильной речи, началам математики, видению окружающего мира; привить определённые трудовые навыки и др.) |
УМК способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся? | Да, способствует. Например: Окружающий мир, ч.1, 3 класс. В «Заданиях для домашней работы» авторы часто предлагают прочитать ту или иную статью из книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне», «Энциклопедия путешествий. Страны мира» и сделать вывод, ответить на вопросы. Литературное чтение,ч.1, 3 класс. Задания: сочинить загадку (ч.1, с.36), сочинить волшебную сказку и разыграть её в лицах ( ч.1, с.40) |
Оформление учебного издания соответствует возрастным особенностям школьников? | Оформление учебного издания соответствует возрастным особенностям школьников. Иллюстрации яркие, цветные, красивые, понятные. Размер и цвет шрифта обеспечивает комфортное чтение. Учебные издания включают специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. |
Объём основного материала соответствует нормам учебного времени? | Объём основного материала соответствует нормам учебного времени. Есть возможность выбора материала для работы в классе и для домашних заданий. |
В содержании учтен предполагаемый жизненный опыт обучающихся данной возрастной группы? | Да, учтён. Например, по математике в конце каждого раздела есть странички для любознательных, где все задания связаны с жизненным опытом. Да и в сюжетах текстовых задач разных разделов используются сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности , о богатом культурном наследии страны (например, о посещении музеев, художественных галерей и др.) |
Соответствие содержания и методического аппарата УМК требованиям ФГОС |
Содержание УМК характеризуется направленностью на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС? | Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий как основы умения учиться при изучении всех школьных предметов, что соответствует требованиям ФГОС, |
Изложение учебного материала характеризуется: структурированностью, систематичностью, последовательностью. | Изложение учебного материала характеризуется: структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов графических и текстовых материалов. Каждая тема по любому предмету изучается с опорой на уже усвоенные знания. Материал структурирован по разделам и классам обучения. |
Изложение учебного материала характеризуется: наглядностью, иллюстрации (в том числе мультимедийные) соответствуют тексту и дополняют его | Изложение учебного материала характеризуется: наглядностью. Например: ИЗО, 3 класс. «Посуда у тебя дома» с.16-23. Иллюстрации соответствуют тексту и дополняют его. Литературное чтение, ч.1, 3 класс. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (ч.1, с.71-100 иллюстрации И.Билибина) Предусмотрена работа с аудиохрестоматией. |
УМК характеризуется разнообразием типологии заданий в тестовой форме | Задания в тестовой форме есть и в учебниках. Например: Математика, Окружающий мир, Русский язык, Технология: каждый раздел заканчивается тестовыми работами. Есть дополнительные пособия с разнообразием тестовых заданий. |
Вопросы и задания способствуют: |
формированию и развитию предметных знаний, умений обучающихся. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Окружающий мир, ч.1, 3 класс (с.23) Какие субъекты Российской Федерации объединились в составе нашего государства? (с.27) Познакомься с планом своего населённого пункта или любого другого города России. Русский язык, ч.1, 3 класс (упр.165) Спишите, выделите в словах все части слова |
овладению приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Окружающий мир, ч.1, 3 класс (с.97) Расскажи на примерах о приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Русский язык, ч.1, 3 класс (с.101) проект «Семья слов» |
формированию навыков смыслового чтения. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Русский язык, ч.1, 3 класс ( упр.129) Озаглавьте текст. Разделите текст на части. Определите тему каждой части и придумайте к ним заголовки. Запишите ответы на вопросы. Окружающий мир, ч.1, 3 класс (с.110). Прочитайте правила сбора грибов. Выберите правила, которые направлены на сохранение природы; безопасность человека. |
развитию критического мышления. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Окружающий мир, ч.1, 3 класс. Тема «Почва» с.69 Почему почва плодородна? Как доказать, что в почве есть вода, воздух, перегной, песок и глина, соли? Тема «Кто что ест» Что произошло бы, если бы на Земле исчезли все змеи? Тема «Размножение и развитие животных». с.98. На основе сообщений других ребят сравните размножение и развитие разных животных (найдите сходство и различие) |
развитию умения работы учащегося с информацией (умений работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, и пр.). Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Математика,ч.1, 3 класс, с.72, №1. Составь по таблице три задачи и реши их. С.70. №2. Найти по плану площадь сада, если известно, что за 1 м2 условно принята одна клетка. Русский язык, ч.1, 3 класс. С.22 Схема «Виды предложений». С.53 Таблица «Части речи и их значение» |
формированию навыков самостоятельной деятельности. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Литературное чтение, ч.1, 3 класс. с. 47. Подбери стихотворения к утреннику «Первый снег». Список запиши в тетрадь. Окружающий мир, ч.1, 3 класс. с.129. Тема «Надёжная защита организма». Практическая работа |
формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности (формированию умения планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку). Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Технология, 3 класс. Тема «Конструируем из фольги» с.39. Проведите дизайн-анализ изделия по памятке 1. Продумайте план работы. Обсудите результаты работы, используя памятку 3. Окружающий мир, ч.1, 3 класс. с.52 Тема «Воздух и его охрана». Изучим свойства воздуха и зафиксируем результаты исследований в таблице. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. Представь, что тебе на день рождения подарили большую сумму денег. На что ты их потратишь? Составь план своих возможных расходов. |
организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Литературное чтение, 3 класс. с. 140. Обсудите с друзьями выражение: «Нам даром, без труда, ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся» Русский язык, ч.1, 3 класс, упр.140.Прочитайте. Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясните свой ответ. Упр.182. Обсудите: какие пары слов являются однокоренными? |
Имеются вопросы и задания, предусматривающие: |
установление, применение межпредметных связей. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | 3 класс. Литературное чтение, 1 ч. Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?» Окружающий мир, 1 ч. «Превращения и круговорот воды» Литературное чтение, 1 ч. М.Ю. Лермонтов «На севере диком…» ИЗО. И. Шишкин «На севере диком» |
перенос знаний, умений, навыков, опыта деятельности в практическую жизненную ситуацию. Приведите 3-4 примера учебных заданий. | Математика, 3 класс. с.88 №3. Измерь длину и ширину своей комнаты или квартиры. Начерти на клетчатой бумаге её план, на котором 1 см условно будет изображать 2 м. Окружающий мир, 3 класс. Тема «Грибы». С.110 Правила сбора грибов. Окружающий мир, 3 класс Тема «Наше питание». Правила здорового питания. Технология, 3 класс. Пришивание пуговиц. |
учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Приведите 2-3 примера учебных заданий. | Окружающий мир, 3 класс. часть 2. Проект «Экономика родного края» Технология. 3 класс. Тема «Статуэтки» (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушка, Северная резьба по кости, Гжельский фарфор) Технология. 3 класс. Тема «Строительство и украшение дома» (юрта, чум, изба) |
Оцените эффективность УМК в связи с переходом на обновленный ФГОС НОО? | УМК «Школа России» соответствует запросам текущего времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского образования, что соответствует важнейшей идеологической составляющей ФГОС. |