Анализ современного урока
Презентация учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 33 им.П.А.Столыпина» г.Энгельса
Снегирь Татьяны Валерьевны
Анализ современного урока
- Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
- Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Общие закономерности учебного процесса
- Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
- Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
- Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
- Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
- Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
- Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
- Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Типы анализа урока
- - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
- краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
- комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
- аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
- Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
- Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Общие критерии анализа урока
- Результативность . Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Основные пути повышения эффективности урока
- постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
- оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
- стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
- применение активизирующих методов и средств обучения;
- организация самодеятельности учащихся;
- единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
- организация оперативной обратной связи;
- формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
- интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Структура урока
- Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных методов обучения.
- Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников
Активизация познавательной деятельности учащихся
- Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
- Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Уровни самоанализа урока
- Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
- Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
- Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
- Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока
- Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Основные требования к анализу урока
- цель и задача анализа темы;
- знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
- умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
- характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
- обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
- психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
- оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
- выполнение намеченных задач урока;
- оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
- умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
- удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
- намечаемые меры по устранению недостатков
Самоанализ урока
- Оценка общей структуры урока
- Соблюдение основных принципов дидактики
- Реализация основной дидактической цели урока
- Воспитание в процессе урока.
- Осуществление развития учащихся в процессе обучения
Диагностическая карта
- Умение педагога формулировать цель, основные задачи
1. Анализ дидактических категорий
Цели:
- Обучающая : систематизировать знания
- Развивающая : способствовать формированию коммуникативных навыков
Средства обучения
Отбор:
- Словесные,
- наглядные,
- репродуктивные,
- частично -поисковые.
- Методы контроля, самоконтроля
- адекватных целей
- методов,
- приемов,
- средств обучения
- (Дидактическая обработка материала)
Самостоятельная творческая деятельность учащихся
- Система опережающих заданий, организация ролевой игры.
- Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу
Методы обучения цели и задачи урока
- Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового.
Развитие познавательных интересов
- Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.
Реализация педагогом воспитательной функции урока
- Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу
Вариативность использования способов, приемов и средств
- Обеспечена в соответствии с типом и видом урока
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа )
- Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога.
Обучение умениям самообразования
- Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).
Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений
Совершенствование учебных умений и навыков :
Рассуждение
Изложение
Логика
Аргументированность
Методика проблемного обучения
- Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.
Методикой исследовательского обучения
- Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне.
- Учитель овладевает исследовательскими методами.
Учебный процесс
Вопросы для самоконтроля
- Для чего необходим учителю самоанализ урока?
- Назовите основные требования к современному уроку.
- По каким аспектам можно проводить анализ урока?
- Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
Литература
- Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004.
- Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.
- Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000.
- Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004.
- Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005.
- Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005.
- Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.