СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ современного урока (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 33 им.П.А.Столыпина» г.Энгельса

Снегирь Татьяны Валерьевны

Просмотр содержимого документа
«Анализ современного урока (презентация)»

Анализ современного урока Презентация учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 33 им.П.А.Столыпина» г.Энгельса Снегирь Татьяны Валерьевны

Анализ современного урока

Презентация учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 33 им.П.А.Столыпина» г.Энгельса

Снегирь Татьяны Валерьевны

Анализ современного урока Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.

Анализ современного урока

  • Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства
  • Современный урок — у рок , соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Общие закономерности учебного процесса Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей

Общие закономерности учебного процесса

  • Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.
  • Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.
  • Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.
  • Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.
  • Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
  • Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.
  • Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей
Типы анализа урока - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.  Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.  аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

Типы анализа урока

  • - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
  • краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
  • комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
  • аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
  • Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
  • Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).
Общие критерии анализа урока Результативность . Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.

Общие критерии анализа урока

  • Результативность . Считается, что результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений.
Основные пути повышения эффективности урока постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач; оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся); стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся; применение активизирующих методов и средств обучения; организация самодеятельности учащихся; единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих; организация оперативной обратной связи; формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата; интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

Основные пути повышения эффективности урока

  • постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
  • оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
  • стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
  • применение активизирующих методов и средств обучения;
  • организация самодеятельности учащихся;
  • единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
  • организация оперативной обратной связи;
  • формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
  • интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
Структура урока Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных методов обучения. Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников

Структура урока

  • Одним из актуальных требований является нахождение оптимальных и содержательных методов обучения.
  • Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников
Активизация познавательной деятельности учащихся Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся

  • Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.
  • Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Уровни самоанализа урока

  • Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  • Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
  • Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
  • Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Самоанализ урока

  • Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Основные требования к анализу урока цель и задача анализа темы; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; выполнение намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); намечаемые меры по устранению недостатков

Основные требования к анализу урока

  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков
Самоанализ урока  Оценка общей структуры урока Соблюдение основных принципов дидактики Реализация основной дидактической цели урока Воспитание в процессе урока. Осуществление развития учащихся в процессе обучения  Работа учителя на уроке  Работа учащихся на уроке

Самоанализ урока

  • Оценка общей структуры урока
  • Соблюдение основных принципов дидактики
  • Реализация основной дидактической цели урока
  • Воспитание в процессе урока.
  • Осуществление развития учащихся в процессе обучения
  • Работа учителя на уроке
  • Работа учащихся на уроке
Диагностическая карта Умение педагога формулировать цель, основные задачи 1. Анализ дидактических категорий

Диагностическая карта

  • Умение педагога формулировать цель, основные задачи

1. Анализ дидактических категорий

Цели: Обучающая : систематизировать знания Развивающая : способствовать формированию коммуникативных навыков

Цели:

  • Обучающая : систематизировать знания
  • Развивающая : способствовать формированию коммуникативных навыков
Средства обучения Отбор: Словесные, наглядные, репродуктивные, частично -поисковые.   Методы контроля, самоконтроля    адекватных целей методов, приемов,  средств обучения  (Дидактическая обработка материала)

Средства обучения

Отбор:

  • Словесные,
  • наглядные,
  • репродуктивные,
  • частично -поисковые.
  • Методы контроля, самоконтроля
  • адекватных целей
  • методов,
  • приемов,
  • средств обучения
  • (Дидактическая обработка материала)
Самостоятельная творческая деятельность учащихся  Система опережающих заданий, организация ролевой игры. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу

Самостоятельная творческая деятельность учащихся

  • Система опережающих заданий, организация ролевой игры.
  • Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности: определение тем самостоятельной, индивидуальной работы по изученному материалу
Методы обучения цели и задачи урока Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового.

Методы обучения цели и задачи урока

  • Использование учащимися плана повторения и его важности, внесение в этот план элементов нового.
Развитие  познавательных интересов Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.

Развитие познавательных интересов

  • Проблемное изложение материала (самими учащимися), рассчитанное на вовлечение всех в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Учащиеся включаются в сферу научно- доказательного поискового мышления.
Реализация педагогом воспитательной функции урока Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу

Реализация педагогом воспитательной функции урока

  • Реализовано формирование гражданской зрелости, зафиксировано личностное отношение к изучаемому материалу
Вариативность использования способов, приемов и средств Обеспечена в соответствии с типом и видом урока

Вариативность использования способов, приемов и средств

  • Обеспечена в соответствии с типом и видом урока
Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа ) Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога.

Умение вывести учебную ситуацию на поиск путей совершенствования (решения, ответа )

  • Через работу экспертных групп учащихся, которым предоставлялось слово в процессе большого диалога.
Обучение умениям самообразования Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).

Обучение умениям самообразования

  • Через методы самостоятельной познавательной деятельности (наблюдение, работа по образцу, работа с книгой).
Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений  Совершенствование учебных умений и навыков : Рассуждение Изложение Логика Аргументированность

Преемственность в развитии учебных и исследовательских умений

Совершенствование учебных умений и навыков :

Рассуждение

Изложение

Логика

Аргументированность

Методика проблемного обучения Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.

Методика проблемного обучения

  • Учитель владеет методами проблемного обучения, наиболее полно решающего задачи развития учащихся.
Методикой исследовательского обучения Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне. Учитель овладевает исследовательскими методами.

Методикой исследовательского обучения

  • Эвристический метод и частично -поисковый готовят учащихся к исследовательской работе на более высоком уровне.
  • Учитель овладевает исследовательскими методами.
Учебный процесс На этом построен урок

Учебный процесс

  • На этом построен урок
Вопросы для самоконтроля Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока.

Вопросы для самоконтроля

  • Для чего необходим учителю самоанализ урока?
  • Назовите основные требования к современному уроку.
  • По каким аспектам можно проводить анализ урока?
  • Назовите основные критерии оценки эффективности урока.
Литература Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000. Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004. Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005. Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005. Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.

Литература

  • Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004.
  • Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.
  • Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000.
  • Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004.
  • Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005.
  • Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005.
  • Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя