СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ современных учебно-методических комплексов по теме: "Безударные гласные в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для изучения правописания безударной гласной в корне слова, проведен анализ двух УМК, которые используются в начальной школе и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). 

Просмотр содержимого документа
«Анализ современных учебно-методических комплексов по теме: "Безударные гласные в корне слова"»

Анализ современных учебно-методических комплексов (УМК) в аспекте темы исследования

Любой УМК по русскому языку должен быть направлен на развитие комплекса орфографических умений, т. к. они являются основой безошибочного письма учащихся, что упоминалось ранее.

Прежде чем анализировать содержание учебно-методических комплексов «Школа России» и «Начальная школа XXIвека», нужно выделить предметные результаты, прописанные во ФГОС НОО.

В области «Русский язык» предметные результаты отражают [43]:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, 30 средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Чтобы узнать, как изучается правописание безударной гласной в корне слова, проведем анализ двух УМК, которые используются в начальной школе и соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). Это УМК «Школа России» и «Начальная школа XXI века».

Анализ УМК по русскому языку для начальной школы проводился исходя из следующих критериев:

  1. Соответствие целям обучения ФГОС НОО по русскому языку.

  2. Наличие упражнений по теме исследования.

  3. Дифференциация упражнений по теме исследования.

  4. Наличие словарей.

1. Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века»

Авторы учебников для 2-4 классов (в 2-х частях): С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и т.д. Комплект для 2-4 классов включает учебник (в двух частях), рабочие тетради № 1, 2, рабочую тетрадь «Учусь писать без ошибок», пособие для учителя «Комментарии к урокам».

Данный курс построен на основе модернизированного линейного принципа обучения. Весь учебный материал делится на блоки, состоящие из отдельных уроков:

  1. «Как устроен наш язык». В этой части учебника даются основы лингвистических знаний.

  2. «Правописание». Происходит формирование и отработка навыка письма у учащихся.

  3. «Развитие речи». Этот блок подразумевает работу над текстом и его структурой.

Учебная деятельность школьника по данной программе предполагает: умение учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). Данные умения и качества соответствуют целям обучения ФГОС НОО в полной мере.

Всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1-м классе  165 часов (5 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 170 часов во 2-х, 3-х и 4-х классах (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 часов в неделю.

Во 2 классе 1 части учебника на правописание орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» отводится 8 уроков. Прежде чем приступить к знакомству с орфограммой, вводятся понятия «родственные слова», «корень», а также его определение и обозначение на письме. С помощью специальной рубрики «Обрати внимание!», авторы говорят о букве, обозначающей безударный гласный звук, как об «опасном месте». Вводится понятие «орфограмма», а затем и само правило написания безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Во 2 классе 2 части учебника отсутствуют упражнения на повторение орфограммы, но можно заметить сквозные уроки, которые предполагают выполнение упражнений на ее отработку учащимися в рабочей тетради.

В 3-м классе отрабатывается умение писать слова с проверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками). Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Название орфограммы «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» не вводится.

В 4-м классе повторяется изученное по пройденным орфограммам. Вводится название орфограммы «Непроверяемая безударная гласная в корне», продолжается ее изучение в первом полугодии 4-го класса (2 урока).

Рабочие тетради по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» являются прекрасным дополнением. Они помогают детям лучше усвоить и отработать полученные орфографические знания. Следует сказать, что учебники данного УМК не слишком насыщены упражнениями, поэтому тетради создают баланс в нормальном усвоении и понимании материала. Тетради содержат множество текстов для списывания детьми.

В учебниках и рабочих тетрадях со 2 по 4 классы УМК «Начальная школа XXIвека» представлены различные виды упражнений, направленные на освоение орфограммы «Безударная гласная в корне слова», соотношение которых иллюстрирует таблица 2.

Таблица 2

Виды и примеры упражнений, направленных на освоение орфограммы «Безударная гласная в корне слова» в учебниках и рабочих тетрадях

для 2-4 классов УМК «Начальная школа XXIвека»

Виды упражнений

Примеры номеров упражнений

Итого

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Списывание, вставка пропущенных букв, объяснение их написания

Уч., Ч.1: с. 85, упр. 2; с. 89, упр. 1, с. 140, упр. 1

Уч., Ч.2: с. 142, упр. 3.

Р.т., Ч.1: с. 10-11, упр. 3, с. 15, упр. 2, с. 17, упр. 3, с. 24-25

Р.т., Ч.2:с. 13, упр. 2, с. 16-17, упр. 5и т.д.

Уч., Ч.1: с. 25, упр. 2, с. 33, упр. 3, с. 114, упр. 3,

Р.т., Ч.1: с. 31-32, упр. 1

Р.т., Ч.2:с. 42, упр. 3

Уч., Ч.1: с. 81-82, упр. 2, с. 104, упр. 4

Уч., Ч.2: с. 63, упр. 4, с. 70, упр. 4,

Р.т.: с. 4-5, упр. 1

Всего: 45

  1. Запись группы слов,

постановка ударения, выделение корня,ударных и безударных гласных

Уч., Ч.1: с. 85, упр. 1; с. 87, упр. 1; с. 89, упр. 2

Р.т., Ч.1: с. 12, упр. 2, с. 14, упр. 6, с. 16, упр. 1, с. 20, упр. 2и т.д.

Уч., Ч.1: с. 24, упр. 1, с. 122-123, упр. 3

Р.т., Ч.1:с. 22, упр. 4, с. 23, упр. 2

Уч., Ч.1:с. 8, упр. 1, с. 36-37, упр. 3

Всего: 27

  1. Подбор проверочных слов к проверяемым, проверяемых слов к проверочным

Уч., Ч.1: с. 86, упр. 3; с. 90, упр. 4, с. 106, упр. 3,

Р.т., Ч.1:с. 12, упр. 3, с. 13, упр. 4, с. 13-14, упр. 5

Р.т., Ч.2:с. 13, упр. 2, с. 14, упр. 5, с. 19, упр. 4, и т.д.

Уч., Ч.1:с. 25, упр. 3

Р.т., Ч.1:с. 8, упр. 2, с. 9, упр. 4, с. 31, упр. 4, с. 38, упр. 2 и т.д.

Уч., Ч.2: с. 6-7, упр. 1, с. 153-154, упр. 3

Всего: 42

  1. Транскрипция слов и подбор проверочных слов к данным словам

Уч., Ч.1:с. 89-90, упр. 3, с. 95, упр. 2.

Уч., Ч.2: с. 142, упр. 2.

Р.т., Ч.1: с. 10, упр. 2, с. 17-18, упр. 4

Р.т., Ч.2:с. 12, упр. 6, и т.д.

Уч., Ч.1: с. 25-26, упр. 4

Р.т., Ч.2:с. 9, упр. 4

Р.т.: с. 3, упр. 2

Всего: 12

  1. Исправление допущенных ошибок

Уч., Ч.1: с. 94, упр. 1.

Р.т., Ч.1: с. 18, упр. 5, с. 18-19, упр. 6, с. 25, упр. 2, и т.д.

Уч., Ч.1:с. 24, упр. 1

Р.т., Ч.1:с. 15, упр. 6, с. 20-21, упр. 4

Уч., Ч.2: с. 40-41, упр. 3

Всего: 14

  1. Изменение формы слов (постановка ударения, звуковая схема слова) и подбор родственных слов

Р.т., Ч.1: с. 9-10, упр. 1, с. 11-12, упр. 1, с. 29-30, упр. 3и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 8, упр. 1, с. 32-33, упр. 2, с. 34, упр. 4

Всего: 10

  1. Непроверяемые гласные (словарные слова)

Р.т., Ч.1:с. 20-21, упр. 1

Р.т., Ч.2: с. 12, упр. 7, и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 6, упр. 5

Р.т., Ч.1:с. 18, упр. 3, с. 36, упр. 4

Р.т., Ч.2: с. 4, упр. 5, с. 7, упр. 4 и 5

Уч., Ч.1: с. 8, упр. 2, с. 22, упр. 3, с. 64, упр. 4, с. 130, упр. 1

Р.т.: с. 3, упр. 1

Всего: 49

  1. Группировка по орфографическому признаку

Р.т., Ч.1:с. 23, упр. 5, с. 50, упр. 3, и т.д.

Уч., Ч.1: с. 101-102, упр. 4

Уч., Ч.1: с. 8-9, упр. 3

Уч., Ч.2: с. 162, упр. 12

Всего: 8

Итого:

111

42

54

207

По данным таблицы, можно сделать следующий вывод:упражнения для отработки орфограмм, в основном, представлены в рабочих тетрадях. Во 2 классе, как и в других, наиболее часто встречаются упражнения вида «Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните написание» и «Подберите проверочные слова». Именно в это время ведется основная работа над орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». В 3 классе упражнения встречаются реже, уделяется внимание не только орфограмме «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением», но и словарной работе, диктантам. В 4 классе продолжается работа над орфограммами. Ниже приведены наглядные примеры упражнений по изучению вышеперечисленных орфограмм.

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», 2 класс, часть 1. Упражнение на нахождение неправильного написания слов и исправление в них ошибок.

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», 2 класс, часть 1. Упражнение на написание слов по транскрипции, подбор проверочных слов к проверяемым.

Учебник «Русский язык. 3 класс», часть 1. Упражнение на вставку пропущенных букв в слова с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», 4 класс, часть 1. Упражнение на правильное написание словарных слов (слов с непроверяемой безударной гласной в корне), изученных ранее.

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно», 4 класс, часть 1. Упражнение на нахождение слов, которые можно проверить с помощью родственных слов.

В каждом учебнике данного УМК предоставлены орфографические словари, которые помогают учащимся при изучении темы «Непроверяемая безударная гласная в корне слова». Во 2 классе  108 слов, в 3 классе  97 слов, в 4 классе 93 слова. Ниже дан пример орфографического словаря из учебников 2 класса.

2. Учебно-методический комплекс «Школа России»

Авторы учебников для 2-4 классов (в 2-х частях): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Комплект для 2-4 классов включает: учебник (в двух частях), рабочие тетради (в 2-х частях), раздаточный материал, поурочные разработки, электронное приложение в виде CD-диска.

Учебная программа данного курса подразумевает формирование первичных навыков работы с информацией у учащихся. Изучая русский язык, у обучающихся формируются следующие умения: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, что в полной мере соответствует целям обучения по ФГОС НОО.

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Перед изучением орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» дети вспоминают, какой звук является ударным и безударным, узнают, что гласный звук в безударном слоге может обозначаться разными буквами. Авторы знакомят детей с понятиями «проверяемое слово» и «проверочное слово», и только после вводится правило написания данной орфограммы.

После можно встретить отдельную тему «Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?». Дети должны вспомнить, что есть такие слова, написание которых нельзя проверить, а авторы, в свою очередь, предлагают их запоминать или проверять по орфографическому словарю. Вводится понятие «словарные слова», но уточняется, что это не научное название.

Следует отметить, что рабочие тетради содержат языковой материал, помогающий учащимся приобрести знания как основу формирования орфографического навыка. Кроме того, последовательность изложения материала в названных дидактических средствах соответствует принципам научности, принципу от простого к сложному.

Еще до изучения темы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» можно встретить упражнения, направленные на работу учащихся с орфографическим словарем. Пример таких упражнений дан ниже:

Изучение перечисленных орфограмм продолжается и в 3-4 классах: отрабатываются способы проверки слов с орфограммами, появляются трехсложные слова, в которых встречаются слова с несколькими безударными гласными в корне, дидактический материал усложняется (слова содержат более сложный морфемный состав). Задания с орфограммами чаще всего встречаются в качестве дополнительных заданий к упражнениям.

В учебниках и рабочих тетрадях со 2 по 4 классы УМК «Школа России» представлены различные виды упражнений, направленные на освоение орфограммы «Безударная гласная в корне слова», соотношение которых иллюстрирует таблица 3.

Таблица 3

Виды и примеры упражнений, направленных на освоение орфограммы «Безударная гласная в корне слова» в учебниках и рабочих тетрадях

для 2-4 классов УМК «Школа России»

Виды упражнений

Примеры номеров упражнений

Итого

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Списывание, вставка (выбор)пропущенных букв, объяснение их написания, нахождение орфограммы

Уч., Ч.1:с. 94, упр. 144, с. 97, упр. 148, с. 98, упр. 151 и т.д.

Уч., Ч.2:с. 6, упр. 7, с. 80, упр. 139, с. 94, упр. 162 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 41, упр. 88, с. 43, упр. 93, с. 44, упр. 95

Р.т., Ч.2: с. 5, упр. 6, с. 34, упр. 73

Уч., Ч.1: с. 21, упр. 29, с. 34, упр. 54, с. 38, упр. 2, с. 43, упр. 70, с. 44, упр. 72и т.д.

Уч., Ч.2: с. 5, упр. 5, с. 6, упр. 6 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 6, упр. 9, с. 11, упр. 23 и т.д.

Уч., Ч.1:с. 14, упр. 15, с. 33, упр. 45 и т.д.

Уч., Ч.2:с. 24, упр. 49 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 6, упр. 7 и т.д.

Всего:

230

  1. Запись слов, предложений, постановка ударения, выделение корня, ударных и безударных гласных

Уч., Ч.1:с. 97, упр. 149, с. 102, упр. 159, с. 109, упр. 173 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 41, упр. 89, с. 45, упр. 97

Р.т., Ч.2: с. 40, упр. 85

Уч., Ч.1:с. 77, упр. 138, с. 78, упр. 140, с. 78, упр. 141 и т.д.

Уч., Ч.2: с. 32, упр. 53, с. 34, упр. 60 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 26, упр. 58 и т.д.

Р.т., Ч.2: с. 16, упр. 32 и т.д.

Уч., Ч.1: с. 8, упр. 5, с. 15, упр. 16, с. 34, упр. 47 и т.д.

Уч., Ч.2: с. 37, упр. 78 и т.д.

Р.т., Ч.1: с. 44, упр. 100

Р.т., Ч.2: с. 30, упр. 67

Всего:

41

  1. Подбор проверочных слов к проверяемым, проверяемых слов к проверочным

Уч., Ч.1:с. 95, упр. 145, с. 96, упр. 146, с. 98, упр. 150 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 42, упр. 90, 91, с. 44, упр. 94, с. 44, упр. 95

Р.т., Ч.2: с. 17, упр. 34

Уч., Ч.1:с. 105, упр. 195, с. 106, упр. 197 и т.д.

Р.т., Ч.1: с. 53, упр. 133, 134

Уч., Ч.1:с. 57, упр. 91

Р.т., Ч.1: с. 40, упр. 88

Всего:

21

  1. Подбор к словам с орфограммам и синонимов и антонимов

Р.т., Ч.1: с. 47, упр. 102

Р.т., Ч.2:с. 35, упр. 75

Уч., Ч.1:с. 42, упр. 68

Уч., Ч.2:с. 43, упр. 71, с. 56, упр. 96 и т.д.

Уч., Ч.2: с. 129, упр. 277


Всего:

8

  1. Составление текста из словосочетаний или слов с орфограммами

Р.т., Ч.2:с. 18, упр. 37

Уч., Ч.1:с. 140, упр. 278

Уч., Ч.2: с. 62, упр. 108, с. 96, упр. 163

Р.т., Ч.1: с. 7, упр. 12

Р.т., Ч.2: с. 33, упр. 71 и т.д.

Уч., Ч.1:с. 63, упр. 105

Уч., Ч.2:с. 117, упр. 249


Всего:

9

  1. Изменение формы слов и подбор родственных, однокоренных слов

Уч., Ч.1: с. 94, упр. 144, с. 96, упр. 146, с. 100, упр. 155 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 29, упр. 61

Уч., Ч.1:с. 75, упр. 134, с. 77, упр. 137, с. 112, упр. 210

Р.т., Ч.1: с. 41, упр. 98, с. 42, упр. 102 и т.д.

Р.т., Ч.2: с. 6, упр. 7

Уч., Ч.1:с. 58, упр. 93

Уч., Ч.2:с. 75, упр. 156

Р.т., Ч.1: с. 41, упр. 89

Р.т., Ч.2: с. 27, упр. 60

Всего:

31

  1. Непроверяемые гласные (работа со словарем, словарный диктант, запись слов по алфавиту и т.д.)

Уч., Ч.1:с. 63, упр. 89, с. 80, упр. 119, с. 89, упр. 125 и т.д.

Р.т., Ч.1: с. 10, упр. 18, с. 48, упр. 104

Р.т., Ч.2: с. 8, упр. 13, с. 18, упр. 36

Уч., Ч.1: с. 30, упр. 46, с. 42, упр. 68, и т.д.

Уч., Ч.2: с. 27, упр. 43, с. 52, упр. 94 и т.д.

Р.т., Ч.1:с. 31, упр. 73 и т.д.


Уч., Ч.1:с. 42, упр. 58, с. 43, упр. 59, с. 43, упр. 61

Уч., Ч.2:с. 18, упр. 31 и т.д.

Р.т., Ч.1: с. 21, упр. 42

Всего:

54

  1. Группировка по орфографическому признаку

Уч., Ч.1:с. 101, упр. 156, 157, с. 105, упр. 167

Р.т., Ч.1: с. 47, упр. 100

Р.т., Ч.2: с. 22, упр. 45

Уч., Ч.1: с. 71, упр. 6, с. 92, упр. 170, с. 108, упр. 203


Уч., Ч.1: с. 132, упр. 250


Всего:

10

  1. Изложение

Уч., Ч.1: с. 52, упр. 88, с. 99, упр. 191,

Уч., Ч.2: с. 14-15, упр. 21

Уч., Ч.1: с. 10, упр. 8, с. 66, упр. 110 и т.д.

Уч., Ч.2:с. 46, упр. 99

Всего:

16

Итого:

132

150

138

420

По данным таблицы можно сделать следующий вывод: в большей мере встречаются упражнения на вставку пропущенных букв. Данные задания встречаются на протяжении всех тем со 2 по 4 классы. Часто можно увидеть, в качестве дополнительных заданий к упражнениям, подбор однокоренных слов, нахождение и выделение орфограмм по теме исследования. В учебниках встречается достаточное количество текстов к изложениям, в которых есть орфограмма «Безударная гласная в корне слова». Реже встречаются такие упражнения, как подбор синонимов или антонимов, или составление текста, предложений. По количеству, больше всего упражнений выявлено в 3 классе.

Ниже приведены наглядные примеры упражнений на изучение орфограмм по теме исследования.

Учебник «Русский язык. 3 класс», часть 1. Упражнение на подбор к словам с орфограммами синонимов и антонимов. В данном случае использована орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».







Рабочая тетрадь «Русский язык. 3 класс», часть 1. Упражнение на составление текста из слов с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».

Учебник «Русский язык. 2 класс», часть 1. Упражнение на нахождение орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением», выделение ее в словах и объяснение написания.

Рабочая тетрадь «Русский язык. 2 класс», часть 2. Упражнение на группировку слов по орфографическому признаку.





Учебник «Русский язык. 3 класс», часть 1. Изложение, в словах которого, можно наблюдать орфограммы по теме исследования.

В каждом учебнике данного УМК предоставлены орфографические словари, которые помогают учащимся при изучении темы «Непроверяемая безударная гласная в корне слова». Во 2 классе 1 части учебника  97 слов, во 2 классе 2 части  97 слов, в 3 классе 1 и 2 частях  163 слова, в 4 классе 1 части  87 слов, в 4 классе 2 части  243 слова. Ниже дан пример орфографического словаря из учебников 3 класса.

В учебниках по русскому языку данного УМК встречаются словари однокоренных слов. Ниже дан пример словаря из учебника 2 класса.




Таблица 4

Сравнительный анализ учебников и рабочих тетрадей по русскому языку

для 2-4 классов

Критерии анализа

«Начальная школа XXI века»

«Школа России»

  1. Наличие упражнений на вставку букв, выделение орфограммы в корне и объяснение ее написания

72

230

  1. Наличие упражнений на подбор проверочных или проверяемых слов

42

21

  1. Наличие упражнений на подбор к словам с орфограммами синонимов и антонимов

нет

8

  1. Наличие упражнений на составление текста, словосочетаний из слов с орфограммами по теме исследования

нет

9

  1. Наличие упражнений на работу с непроверяемыми безударными гласными в корне

49

54

  1. Наличие упражнений на группировку слов по орфографическому признаку

8

10

  1. Наличие упражнений на исправление допущенных ошибок

14

нет

  1. Наличие упражнений на написание слов с орфограммами по транскрипции

12

нет

  1. Наличие орфографического словаря

да

да

  1. Наличие словаря однокоренных слов

нет

да

  1. Наличие текстов с орфограммами в словах для написания изложений

нет

16

Проведя сравнительный анализ, можно сказать, что учебники и рабочие тетради по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» и «Школа России» соответствуют почти всем критериям, выделенным ранее. В просмотренных учебных материалах имеются задания, позволяющие учащимся отработать орфограммы «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» и «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» на практике. Предоставленные упражнения не являются однотипными, а дифференцированы. В большей мере преобладают задания типа «вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму и объясни написание». Важно отметить, что в учебниках и рабочих тетрадях В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого дидактический материал богат дополнительными заданиями, которые позволяют детям не забывать пройденное ранее, текстами для изложений. Присутствуют задания на подбор к словам с орфограммами синонимов и антонимов, задания на составление текста или предложений при помощи данных слов или словосочетаний. В учебниках и рабочих тетрадях С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой и т.д. такого не наблюдается, но авторы дают возможность учащимся побыть в роли учителей и исправить ошибки в текстах, тем самым отработав изучаемую орфограмму. Присутствуют упражнения на написание слов с орфограммой по транскрипции. Следует отметить, что в учебниках по русскому языку УМК «Школа России» имеется в наличии словарь однокоренных слов, которого нет в УМК «Начальная школа XXIвека».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!