СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ современного урока литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок

Просмотр содержимого документа
«Анализ современного урока литературы»

Анализ современного урока литературы


Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный, феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, давал бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель сам определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах «ученик-ученик», «учитель-ученик», «учитель - ученики», обусловленные спецификой учебного предмета.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Урок литературы в силу специфики и в отличие от уроков по предметам, где материалом работы не является искусство, предъявляет к учителю ряд требований, связанных с эффективностью общения: формирование потребности в информации и создание «установки» на чтение; новизна информации по отношению к тем представлениям, которые сложились у учеников, совместный ритм общения и умение поддерживать внимание собеседников друг к другу, зачарованность партнером по общению.

Урок литературы оценивается по тому, насколько он насыщен материалом искусства словесности, которое непременно должно в нем присутствовать. Эмоциональная увлеченность уроком литературы – одно из первейших требований к нему. Проблемная ситуация и способность класса активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки с характером темы и уровнем класса, разнообразие и оправданность видов деятельности, органичное включение в урок аудио- и видеоматериалов, сопряженность проводимого урока с предшествующими и последующими, очевидность движения в развитии каждого ученика – таковы основные параметры, по которым может быть оценен урок литературы.


Схема анализа урока литературы


  1. Класс___________________________

  2. Тема_________________________________

  3. Учитель______________________________

  4. Место урока в системе уроков по данной тема_______________________________

Перспективное распределение учебного материала_________________________________


5. Целенаправленность урока.

Наличие целевых установок на каждом этапе урока.

Задачи образовательные, развивающие, воспитательные.


6. Тип урока по его дидактической цели. Форма урока и его структура.

Реальное воплощение методического замысла

Соответствие формы урока его задачам, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся, возможностям учителя


7. Теоретический, содержательный уровень урока, решение художественно-исследовательских задач:

Научность материала-

Работа с понятиями-

Глубина раскрытия темы, установление причинно-следственных связей-

Нравственно-эстетический аспект урока-

Кодирование информации(организация записей: схемы, планы, опорные конспекты)-

Формулировка вопросов и выводов-


8. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:

Реализация всех звеньев процесса обучения-

Преподавание на высоком уровне сложности-

Осознанность процесса обучения-

Опора на опережающее развитие учащихся-

Эмоциональный фактор обучения, приемы эмоционального стимулирования-

Организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний-


9. Организация на уроке поисковой деятельности учащихся:

Проблемное изложение материала, решение проблемных вопросов-

Объем самостоятельной творческой работы на уроке-

Умение применять знания в новой ситуации-

Организация на уроке полилога и диалога-

Приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности-

Развитие речи учащихся, умение формулировать самостоятельные выводы-


10. Домашнее задание:

Инструкция-

Объем-

Технология выполнения-

Дифференцированность д\з

Наличие проблемности, творчества, опора на инициативу учащихся-


11. Методическое и педагогическое мастерство учителя:

Умение комментировать художественный текст-

Умение вести эвристическую беседу-

Образность и правильность речи-

Педагогический такт-

Создание творческой атмосферы на уроке-

Рациональное использование времени-


12. общая оценка урока (заключение):

Эстетичность урока-

Философский и духовный потенциал урока -

Методические и педагогические находки (открытия) учителя -

Реализация основных целевых установок-

Оценка индивидуального стиля преподавания и системы деятельности учителя