Тема доклада: «АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»
Докладчик: студентка ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «ДонНТУ» Афонина Мария Витальевна
Научный руководитель: заведующий учебно-методическим кабинетом ГПОУ «Горловский автотранспортный техникум» ГОУВПО «ДонНТУ» Юсупова-Вельгорская Лидия Александровна
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
В современных условиях экономической и военно-политической нестабильности Донецкой Народной Республики среда функционирования грузовых АТП имеет важное значение для определения стратегии их развития.
Среда функционирования грузовых АТП
Внешняя среда - условия и факторы, возникающие независимо от функционирования грузового АТП, но оказывающие существенное влияние на них
Внутренняя среда - технические и организационные условия работы грузовых АТП, которые являются результатом управленческих решений их руководства.
Метод SWOT- анализа
Метод PEST- анализа, метод SWOT- анализа
РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
SWOT-анализ:
PEST-анализ:
В работе Бережной О.В., Токаря А.С. SWOT-анализ использован для разработки методического инструментария для формирования конкурентной стратегии автотранспортной организации на базе исследования факторов ее конкурентоспособности.
В статье Чепелевой Н.Н. SWOT-анализ выступает инструментом определения факторов, влияющих на процесс формирования ресурсной стратегии грузового АТП.
В работе Пугиной Л.И., Родионовой Е.В. рассматривается как один из инструментов стратегического менеджмента в экономике;
в статье Лапицкой Л.В. как один из инструментов совершенствования макроанализа внешней среды предприятия;
в работе Лякиной М.А., Волковой Е.М. описана методика проведения PEST-анализа внешней среды пригородной пассажирской компании.
Методы PEST-анализа и SWOT-анализа получили определенную популярность в стратегическом планировании деятельности различных предприятий, однако на сегодняшний день вопросы разработки комплексной стратегии развития ГАТП в Донецкой Народной Республике с применением сочетания методов PEST-анализа и SWOT-анализа не рассматривались
PEST- АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АТП
Политические факторы
Фактор
Экономические факторы
Вес
изменения в организации транспортного процесса, связанные с военными обострениями
законодательство, влияющее на сферу грузовых автомобильных перевозок (транспортное, таможенное, налоговое, трудовое законодательство и т.п.)
Фактор
0,34
0,26
уровень политической стабильности в Донецкой Народной Республике
состояние материально-технической базы грузовых АТП
Вес
0,34
платежеспособный спрос на грузовые автотранспортные услуги
0,23
-
-
0,28
-
динамика финансового состояния (уровень инфляции, курс рубля, состояние банковской системы и т.п.)
экономическая ситуация и тенденции ее развития в ДНР
Социальные факторы
0,25
-
Фактор
0,15
политика финансирования грузовых АТП
0,15
имидж ГАТП
Технологические факторы
Вес
демография
0,47
Фактор
Вес
сроки доставки и сохранность грузов
0,20
конкуренция между грузовыми АТП за клиентов
0,39
внедрение ИКТ в транспортный процесс
0,20
влияние на окружающую среду
0,29
0,20
РЕЗУЛЬТАТЫ PEST- АНАЛИЗА ДЛЯ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АТП
При формировании стратегии развития грузовых АТП целесообразно, в первую очередь, учесть необходимость:
1) планирования альтернативных сценариев деятельности грузовых АТП, резервных маршрутов на случай форс-мажорных обстоятельств;
2)обновления и модернизации подвижного состава, повышения эффективности технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
3) ведения целенаправленной работы по созданию привлекательного имиджа грузовых АТП для клиентов;
4) использования логистического подхода при организации перевозок с целью минимизации времени доставки груза и обеспечения его сохранности при транспортировке.
SWOT- АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АТП
О – возможности (внешняя среда):
О1 – развитие рынка внутригородских, пригородных и междугородных грузовых автомобильных перевозок, совершенствование системы перевозок;
О2 – привлечение внешних инвесторов, кредитование закупки современных транспортных средств;
О3 – привлечение квалифицированных кадров.
S – сильные стороны (внутренняя среда):
Т – угрозы (внешняя среда):
S1 – привлечение водителей с личными транспортными средствами;
S2 – внедрение информационно-коммуникационных технологий в транспортный процесс;
S3 – наличие профессионалов с большим стажем работы.
Т1 – военные обострения;
Т2 – высокий уровень конкуренции на рынке грузовых автотранспортных транспортных услуг;
Т3 – повышение цен на подвижной состав, рост уровня инфляции;
Т4 – отток квалифицированных кадров из автотранспортной отрасли (за границы Республики).
W – слабые стороны (внутренняя среда):
W 1 – устаревшая материально-техническая база многих грузовых АТП;
W 2 – отсутствие инвестиций в инновации и обновление материально-технической базы грузовых АТП;
W3 – дефицит квалифицированных кадров.
SWOT- МАТРИЦА СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ АТП ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТЕГИЙ
Сильные стороны ( S ):
Возможности (О):
Стратегия роста ( SO ):
Слабые стороны (W):
S1 – привлечение водителей с личными транспортными средствами;
S2 – внедрение ИКТ в транспортный процесс;
S3 – наличие профессионалов с большим стажем
О1 – развитие рынка внутригородских, пригородных и междугородных грузовых автомобильных перевозок, совершенствование системы перевозок;
О2 – привлечение внешних инвесторов, кредитование закупки современных транспортных средств;
О3 – привлечение квалифицированных кадров
Угрозы (Т):
Т1 – военные обострения;
Т2 – высокий уровень конкуренции на рынке грузовых автотранспортных транспортных услуг;
Т3 – повышение цен на подвижной состав, рост уровня инфляции;
Т4 – отток квалифицированных кадров из автотранспортной отрасли (за границу Республики)
Планирование внедрения автоматизации в организацию грузовых автомобильных перевозок; получение финансовых ресурсов из внешних источников для инвестирования в материально-техническую базу грузовых АТП, в частности в новый подвижной состав; привлечение молодых специалистов
Стратегия защиты ( ST ):
W 1 – устаревшая материально-техническая база многих ГАТП;
W 2 – отсутствие инвестиций в инновации и обновление материально-технической базы ГАТП;
W3 – дефицит квалифицированных кадров.
Стратегия усовершенствования ( WO ):
Стратегия минимизации проблем ( WT ):
планирование альтернативных сценариев деятельности грузовых АТП, резервных маршрутов на случай форс-мажорных обстоятельств; оптимизация системы организации перевозок, позволяющая максимально полно использовать имеющийся подвижной состав; оптимизация системы оплаты труда персонала грузовых АТП
разработка бизнес-планов грузовых АТП включающих оценку
эффективности инвестиций в основные фонды грузовых АТП и способы оптимизации системы оплаты труда персонала.
внедрение новых технологий в организацию грузовых автомобильных
перевозок; оптимизация системы оплаты труда персонала грузовых АТП
Выводы:
Таким образом, применение метода PEST-анализа позволяет учесть влияние политических, экономических, социальных и технологических факторов на стратегию развития грузового АТП и выбрать основные направления ее формирования, в свою очередь применение SWOT-анализа позволяет разработать перспективные стратегии функционирования грузового АТП с учетом внутренней среды их функционирования.
Спасибо
за внимание !