Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
АНАЛИЗ СТАТЬИ И.Ю. ШУСТОВОЙ «ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ПЛАНУ
Выполнила:
студентка 2 курса группы Вкш
школьного отделения
Башинская Анна Павловна
Преподаватель:
Латкина Оксана Сергеевна
Краснодар, 2020 г.
АНАЛИЗ СТАТЬИ И.Ю. ШУСТОВОЙ «ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Публикация была написана И.Ю. Шустовой.
Статья была опубликована в журнале «Вопросы воспитания в современной педагогике».
Название труда: «Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога».
Автор четко соотнес название статьи с ее содержанием. В труде рассматривается проблема значения и влияния рефлексии на роль учителя в воспитательном процессе и его компетентности при использовании рефлексии в собственной педагогической деятельности.
В наше время этот вопрос можно считать актуальным т.к., рефлексия собственного труда, является одним из способов, стимулирующего, исследовательского, творческого процесса, который выводит педагога на выявление новых задач профессиональной деятельности и пути их решения.
Представленный труд можно считать актуальным, думаю на основе статьи учителя смогут четко проанализировать собственную работу, работу своего класса, и внести в свою деятельность новизну, тем самым вызвав у обучающихся интерес к обучению. Ведь именно готовность педагога в умении рефлексировать, влияет на развитие личности учителя и развитие его профессионализма.
Статья написана научным стилем изложения. Все вопросы, поставленные в статье, сопровождаются четкими аргументами и доказательствами. Статья полностью структурирована и последовательна. В доказательство своих слов, автор использует терминологию из педагогики.
Так же автор использует труды педагогов-новаторов таких как Б.З. Вульфова, который отмечает большое значение профессиональной рефлексии в деятельности педагога, определяя ее как соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. Он указывает, что профессиональная рефлексия в содержании воспитания связана с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом, которая дает четкое определение рефлексии и ее роли в процессе обучения и деятельности педагога в целом.
Д. Дьюи, который утверждал, что рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Н.Г. Алексеев, который считал, что рефлексивное знание имеет двухплоскостной характер.
С.Л. Рубинштейн, который говорил о человеке как субъекте, объединяя функцию сознания с деятельностью, а ведущей способностью человека, определяющей его субъектом жизни, называл его способность к рефлексии.
Посмотрев на «библиографический список», можно предположить, что заложено в основу статьи. Мы можем оценить уровень заинтересованности автора и его трепетное отношение к труду. Вся литература, была четко использована не только для наглядного подтверждения своих слов, но и для четкого представления читателем всей сути научной статьи.
Наличие в статье четких доказательств говорит о профессионализме авторов. В труде были использованы различные публицистические издания, что говорит о заинтересованности в своем труде, и цели донести до читателя всю информацию с максимальной точностью и простотой. Считаю, что их наличие и определяет уровень информативности материала, предложенного в статье.
Несмотря на то, что статья написана научным стилем изложения, для обыденного читателя, ее можно считать весьма доступной.
С полной уверенностью могу заявить, что статья была полезной для меня. Думаю, что буду применять полученный опыт на практике. При прочтении статьи, я нашла ответ на свой вопрос, о том, какое место занимает рефлексия в профессиональной деятельности, как она влияет на качество и уровень заинтересованности педагога в собственном самосовершенствовании.
Отмечая, что рефлексия в профессиональной деятельности педагога, предполагает изменение его отношения к своей деятельности, способность видеть себя субъектом ее моделирования, организации и преобразования. Педагог становится ориентированным на изменения, происходящие в педагогическом процессе, может целостно увидеть ситуацию и пути ее разрешения для оптимизации воспитания школьника.
Можно утверждать, что проблема рефлексии и ее использования в образовательном процессе важная тема, которая интересует многих учителей новаторов и исследователей.
Подытоживая, можно выделить основные моменты, проявляющие роль рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога, с помощью которых учитель сможет работать над собственной рефлексией. Можно отметить, что рефлексия является важным компонентом самосовершенствования педагога, она необходима для решения педагогических трудностей, на ее основании осуществляется контроль и управление профессиональной деятельности, которая является средством педагогической поддержки воспитанника в ситуации проблемы.