Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом"
- Как было много тех героев, Чьи неизвестны имена. Навеки их взяла с собою, В свой край, неведомый, война. Они сражались беззаветно, Патрон последний берегли, Их имена приносит ветром, Печальным ветром той войны. Порой слышны, на поле боя, Через десятки мирных лет: Прикрой меня! – Прикрою, Коля! И вспыхнет вдруг ракеты свет. А Коля, в этом тихом поле, Лежит, не встанет никогда… Лишь горький ветер, нам порою, Напомнит страшные года.
- Сегодня мало кто заплачет Придя к могилам той войны, Но это все-таки не значит Что позабыли Колю мы. Мы помним, помним это горе. Осталась в памяти война, И Русское, родное, поле Приносит ветром имена.
Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
«Вспомним
всех
поименно,
Горем
вспомним
своим…
Это нужно - не мертвым!
Это надо - живым!»
Р.Рождественский
Историческая справка
Наши войска оставили Ржев 14 октября 1941 года, и лишь 3 марта 1943 года город был освобождён.
Ржевская битва 1941-1943 гг.
- Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.
- Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.
».
Ржевская битва складывалась из четырех самостоятельных наступательных операций.
Первая из них состоялась в январе-апреле 1942 года (Ржевско-Вяземская), погибло 776889 человек
вторая - в августе 1942 года (Ржевско-Сычевская), погибло 193683 человек
третья - в декабре того же года (Ржевско-Сычевская, операция "Марс«), погибло .-215674 человек
и четвертая - в марте 1943 года (Ржевско-Вяземская ), погибло 1325823 человек
И русские, и немцы называли этот плацдарм «Северный Сталинград», «ворота к Москве и Берлину», «ржевская заноза», «ржевская мясорубка».
Советское командование не могло отказаться от регулярных атак очень хорошо укрепленной линии немецких войск. Если бы немцы убедились в нашей пассивности на ржевском фронте, немедленно отвели бы подвижные части под Смоленск, а оттуда перебросили к Ленинграду или Сталинграду. Нарушение неустойчивого равновесия на одном из этих ключевых участков привело бы к падению не только самого города, но и громадной части фронта. А значит, неизбежно оборачивалось жертвами, многократно превосходящими все наши потери под Ржевом.
Кроме того, от Ржева до Москвы достаточно близко, чтобы немцы могли повторить попытку, сорвавшуюся в ноябре - декабре 1941-го. Поэтому надо было держать под Ржевом силы, достаточные для парирования возможного немецкого наступления.
- Петлица- это парные знаки (нашивки) из материи на воротнике форменной одежды
Л ы ́чки –это узкие поперечные нашивки на погонах.
Прочитайте строки завещания погибшего
- Я вам жить завещаю — Что я больше могу?
- Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить.
- Горевать — горделиво, Не клонясь головой. Ликовать — не хвастливо В час победы самой.
- И беречь ее свято, Братья, — счастье свое, — В память воина-брата, Что погиб за нее .
Какова лучшая память о павших в боях?
Таблица исследования поэтической фонетики:
Художественное средство
Примеры
Для чего использовано
Анафора
единоначатие
Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе
Звукоподражание
прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь
Ассонанс повторение гласных звуков
Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой
Таблица исследования поэтической лексики
Художественное средство
примеры
Для чего использовано
Эпитеты
художественное определение
Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению
Архаизмы
Просторечия
Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига
устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность
слова разговорного стиля
Воинская лексика, термины
Антонимы
Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи
Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата
слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни.
Синонимы
Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления
слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль.
Сравнения сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого
Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора
Передает длительность и болезненность происходившего
Таблица исследования поэтического синтаксиса
Художественное средство
примеры
Риторические восклицания
Для чего использовано
Риторические вопросы
усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа
Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление
Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах.
Инверсия
Рефрен
неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений
Обратный порядок слов
Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость
Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове
Тремя предложениями выразите содержание урока:
- На данном уроке говорилось о …
- Урок мне понравился (не понравился), потому что…
- Сегодня я понял(а), что…
На гранит бы поставить!
С жизнью вновь сопоставить, С воскрешеньем поздравить!
Вам положена Слава!
Вам положена Жизнь!
Больше, чем кому-либо,
Вам положено жить,
И- такое спасибо,
Что векам не вместить!