СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом"

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом"»

Анализ стихотворения  А.Т.Твардовского

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского "Я убит подо Ржевом"

Как было много тех героев,  Чьи неизвестны имена.  Навеки их взяла с собою,  В свой край, неведомый, война.   Они сражались беззаветно,  Патрон последний берегли,  Их имена приносит ветром,  Печальным ветром той войны.   Порой слышны, на поле боя,  Через десятки мирных лет:  Прикрой меня! – Прикрою, Коля!  И вспыхнет вдруг ракеты свет.   А Коля, в этом тихом поле,  Лежит, не встанет никогда…  Лишь горький ветер, нам порою,  Напомнит страшные года.   Сегодня мало кто заплачет  Придя к могилам той войны,  Но это все-таки не значит  Что позабыли Колю мы.   Мы помним, помним это горе.  Осталась в памяти война,  И Русское, родное, поле  Приносит ветром имена.
  • Как было много тех героев, Чьи неизвестны имена. Навеки их взяла с собою, В свой край, неведомый, война. Они сражались беззаветно, Патрон последний берегли, Их имена приносит ветром, Печальным ветром той войны. Порой слышны, на поле боя, Через десятки мирных лет: Прикрой меня! – Прикрою, Коля! И вспыхнет вдруг ракеты свет. А Коля, в этом тихом поле, Лежит, не встанет никогда… Лишь горький ветер, нам порою, Напомнит страшные года.
  • Сегодня мало кто заплачет Придя к могилам той войны, Но это все-таки не значит Что позабыли Колю мы. Мы помним, помним это горе. Осталась в памяти война, И Русское, родное, поле Приносит ветром имена.
Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»  «Вспомним  всех  поименно,  Горем  вспомним  своим… Это нужно - не мертвым!  Это надо - живым!»  Р.Рождественский

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом»

«Вспомним

всех

поименно,

Горем

вспомним

своим…

Это нужно - не мертвым!

Это надо - живым!»

Р.Рождественский

Историческая справка Наши войска оставили Ржев 14 октября 1941 года, и лишь 3 марта 1943 года город был освобождён.

Историческая справка

Наши войска оставили Ржев 14 октября 1941 года, и лишь 3 марта 1943 года город был освобождён.

Ржевская битва 1941-1943 гг.  Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. ». Ржевская битва складывалась из четырех самостоятельных наступательных операций. Первая из них состоялась в январе-апреле 1942 года (Ржевско-Вяземская), погибло 776889 человек вторая - в августе 1942 года (Ржевско-Сычевская), погибло  193683 человек третья - в декабре того же года (Ржевско-Сычевская, операция

Ржевская битва 1941-1943 гг.

  • Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.
  • Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

».

Ржевская битва складывалась из четырех самостоятельных наступательных операций.

Первая из них состоялась в январе-апреле 1942 года (Ржевско-Вяземская), погибло 776889 человек

вторая - в августе 1942 года (Ржевско-Сычевская), погибло  193683 человек

третья - в декабре того же года (Ржевско-Сычевская, операция "Марс«), погибло .-215674 человек

и   четвертая - в марте 1943 года (Ржевско-Вяземская ), погибло 1325823 человек

И русские, и немцы называли этот плацдарм  «Северный Сталинград», «ворота к Москве и Берлину», «ржевская заноза», «ржевская мясорубка».

Советское командование не могло отказаться от регулярных атак очень хорошо укрепленной линии немецких войск. Если бы немцы убедились в нашей пассивности на ржевском фронте, немедленно отвели бы подвижные части под Смоленск, а оттуда перебросили к Ленинграду или Сталинграду. Нарушение неустойчивого равновесия на одном из этих ключевых участков привело бы к падению не только самого города, но и громадной части фронта. А значит, неизбежно оборачивалось жертвами, многократно превосходящими все наши потери под Ржевом. Кроме того, от Ржева до Москвы достаточно близко, чтобы немцы могли повторить попытку, сорвавшуюся в ноябре - декабре 1941-го. Поэтому надо было держать под Ржевом силы, достаточные для парирования возможного немецкого наступления.

Советское командование не могло отказаться от регулярных атак очень хорошо укрепленной линии немецких войск. Если бы немцы убедились в нашей пассивности на ржевском фронте, немедленно отвели бы подвижные части под Смоленск, а оттуда перебросили к Ленинграду или Сталинграду. Нарушение неустойчивого равновесия на одном из этих ключевых участков привело бы к падению не только самого города, но и громадной части фронта. А значит, неизбежно оборачивалось жертвами, многократно превосходящими все наши потери под Ржевом.

Кроме того, от Ржева до Москвы достаточно близко, чтобы немцы могли повторить попытку, сорвавшуюся в ноябре - декабре 1941-го. Поэтому надо было держать под Ржевом силы, достаточные для парирования возможного немецкого наступления.

Петлица- это парные знаки (нашивки) из материи на  воротнике форменной одежды Л ы ́чки –это узкие поперечные нашивки на погонах.
  • Петлица- это парные знаки (нашивки) из материи на  воротнике форменной одежды

Л ы ́чки –это узкие поперечные нашивки на погонах.

Прочитайте строки завещания погибшего Я вам жить завещаю —  Что я больше могу? Завещаю в той жизни  Вам счастливыми быть  И родимой отчизне  С честью дальше служить. Горевать — горделиво,  Не клонясь головой.  Ликовать — не хвастливо  В час победы самой. И беречь ее свято,  Братья, — счастье свое, —  В память воина-брата,  Что погиб за нее .

Прочитайте строки завещания погибшего

  • Я вам жить завещаю — Что я больше могу?
  • Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить.
  • Горевать — горделиво, Не клонясь головой. Ликовать — не хвастливо В час победы самой.
  • И беречь ее свято, Братья, — счастье свое, — В память воина-брата, Что погиб за нее .
Какова лучшая память о павших в боях?

Какова лучшая память о павших в боях?

Таблица исследования поэтической фонетики: Художественное средство Примеры Для чего использовано Анафора единоначатие Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе Звукоподражание  прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками. Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь Ассонанс повторение гласных звуков Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой

Таблица исследования поэтической фонетики:

Художественное средство

Примеры

Для чего использовано

Анафора

единоначатие

Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе

Звукоподражание

прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь

Ассонанс повторение гласных звуков

Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой

 Таблица исследования поэтической лексики Художественное средство примеры Для чего использовано Эпитеты художественное определение Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению Архаизмы Просторечия Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность слова разговорного стиля Воинская лексика, термины Антонимы  Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни. Синонимы Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления  слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль. Сравнения сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора Передает длительность и болезненность происходившего

Таблица исследования поэтической лексики

Художественное средство

примеры

Для чего использовано

Эпитеты

художественное определение

Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению

Архаизмы

Просторечия

Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига

устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность

слова разговорного стиля

Воинская лексика, термины

Антонимы

Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи

Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата

слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни.

Синонимы

Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления

слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль.

Сравнения сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого

Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора

Передает длительность и болезненность происходившего

 Таблица исследования поэтического синтаксиса Художественное средство примеры Риторические восклицания Для чего использовано Риторические вопросы усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах. Инверсия Рефрен неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Обратный порядок слов Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове

Таблица исследования поэтического синтаксиса

Художественное средство

примеры

Риторические восклицания

Для чего использовано

Риторические вопросы

усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Выражают сильные эмоции: павший отказывается верить в отступление

Стихотворение – монолог павшего воина, поэтому он задает вопросы, не ожидая получить ответ. Но вся его тревога, волнение – в этих вопросах.

Инверсия

Рефрен

неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений

Обратный порядок слов

Усиливает эмоциональное воздействие, выразительность, значимость

Нарушение общепринятой последовательности слов усиливает внимание к смыслу фразы, создает акцент на последнем слове

Тремя предложениями выразите содержание урока:  На данном уроке говорилось о … Урок мне понравился (не понравился), потому что… Сегодня я понял(а), что…

Тремя предложениями выразите содержание урока:

  • На данном уроке говорилось о …
  • Урок мне понравился (не понравился), потому что…
  • Сегодня я понял(а), что…
Воскресить бы погибших,  На гранит бы поставить!  С жизнью вновь сопоставить, С воскрешеньем поздравить!  Вам положена Слава!  Вам положена Жизнь!  Больше, чем кому-либо,  Вам положено жить,  И- такое спасибо,  Что векам не вместить!
  • Воскресить бы погибших,

На гранит бы поставить!

С жизнью вновь сопоставить, С воскрешеньем поздравить!

Вам положена Слава!

Вам положена Жизнь!

Больше, чем кому-либо,

Вам положено жить,

И- такое спасибо,

Что векам не вместить!