СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения "Ленинград" О.Мандельштама

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения "Ленинград" О.Мандельштама

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения "Ленинград" О.Мандельштама»

Жизнь и творчество Осип Эмильевич Мандельштам родился в 1891 г. в Варшаве в еврейской семье. Отец будущего поэта был мастером перчаточного дела, купцом. В 1897 г. Осип вместе с семьей переехал в Петербург. В 1900 г. Мандельштам поступил в Тенишевское училище. В 1907 г. несколько месяцев посещал лекции в Санкт-Петербургском университете. В 1908 г.Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет. В этот период Мандельштам посещает лекции Ж. Бедье, А. Бергсона, увлекается творчеством Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона.  В 1911 году из-за сложного финансового положения семьи Мандельштаму пришлось вернуться в Петербург. Он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, однако к учебе относился несерьезно, поэтому курса так и не окончил.

Жизнь и творчество

  • Осип Эмильевич Мандельштам родился в 1891 г. в Варшаве в еврейской семье. Отец будущего поэта был мастером перчаточного дела, купцом. В 1897 г. Осип вместе с семьей переехал в Петербург.
  • В 1900 г. Мандельштам поступил в Тенишевское училище. В 1907 г. несколько месяцев посещал лекции в Санкт-Петербургском университете. В 1908 г.Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет. В этот период Мандельштам посещает лекции Ж. Бедье, А. Бергсона, увлекается творчеством Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона.
  • В 1911 году из-за сложного финансового положения семьи Мандельштаму пришлось вернуться в Петербург. Он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, однако к учебе относился несерьезно, поэтому курса так и не окончил.

В 1910 г. стихотворения Осипа Эмильевича были впервые опубликованы в петербургском журнале «Аполлон». Раннее творчество Мандельштама тяготеет к символистской традиции. Познакомившись с Н.Гумилевым и А.Ахматовой, Мандельштам становится постоянным участником заседаний «Цеха поэтов». В 1913 г. увидел свет дебютный сборник стихов поэта – «Камень», который затем дописывался и переиздавался в 1916 и 1921 гг.

В 1914 г. писатель был избран членом Всероссийского литературного общества. В 1918 г. поэт сотрудничал в газетах «Страна», «Вечерняя звезда», «Знамя труда», работал в «Наркомпросе».

В 1919 г. во время путешествия в Киев Мандельштам посещает поэтическое кафе «ХЛАМ», где знакомится со своей будущей женой, художницей Надеждой Хазиной. Во время гражданской войны писатель скитался с Хазиной по России, Украине, Грузии. У Осипа Эмильевича был шанс сбежать с белогвардейцами в Турцию, однако он предпочел остаться в России. В 1922 г. Мандельштам и Хазина женятся.

Стихи Мандельштама периода революции и Гражданской войны вошли в сборник «Tristia» (1922 г.). В 1923 г. вышли сборники «Вторая книга» и третье издание «Камня». В 1925 г. увидела свет автобиографическая повесть писателя «Шум времени». В 1927 была закончена повесть «Египетская марка». В 1928 г. вышли последние прижизненные книги Мандельштама – «Стихотворения» и «О поэзии».

Жизнь и творчество В 1933 году Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму, за которую был отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год писатель находится в ссылке в Воронеже, жил в нищете, но не прекращал литературной деятельности. После разрешения на выезд был снова арестован, на этот раз сослан на Дальний Восток. 27 декабря 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас окрестности Владивостока). Место захоронения поэта неизвестно.

Жизнь и творчество

  • В 1933 году Мандельштам написал антисталинскую эпиграмму, за которую был отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год писатель находится в ссылке в Воронеже, жил в нищете, но не прекращал литературной деятельности. После разрешения на выезд был снова арестован, на этот раз сослан на Дальний Восток.
  • 27 декабря 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас окрестности Владивостока). Место захоронения поэта неизвестно.
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,  До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей  Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек,  Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург, я еще не хочу умирать:  У тебя телефонов моих номера. Петербург, у меня еще есть адреса,  По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок  Ударяет мне вырванный с мясом звонок. И всю ночь напролет жду гостей дорогих,  Шевеля кандалами цепочек дверных.

Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать: У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных.

Анализ стихотворения Произведение было создано в 1930 г., когда поэт вернулся в Ленинград с Кавказа и не узнал любимый город, и опубликовано спустя год в «Ленинградской газете». Стихотворение относится к финальному этапу творчества, пронизанному трагичным настроением и скорбью о судьбе страны и народа. Именно эти переживания обуславливают тему произведения и объясняют его название, в котором через образ города выражены страдания целой нации и изменения, происходящие с ней под влиянием власти.

Анализ стихотворения

  • Произведение было создано в 1930 г., когда поэт вернулся в Ленинград с Кавказа и не узнал любимый город, и опубликовано спустя год в «Ленинградской газете». Стихотворение относится к финальному этапу творчества, пронизанному трагичным настроением и скорбью о судьбе страны и народа. Именно эти переживания обуславливают тему произведения и объясняют его название, в котором через образ города выражены страдания целой нации и изменения, происходящие с ней под влиянием власти.
Лирический герой, в котором узнается сам автор, возвращается в Ленинград, однако называет город Петербургом и обращается к прошлому. Действие происходит во время жестоких сталинских репрессий, и вызванные ими переживания формируют основную тональность стихотворения и задают его настроение – тоскливое, скорбное, печальное. Лирическим «я» поэта овладевает непреодолимая ностальгия по тем временам, когда необратимые изменения еще не омрачили город.  Лейтмотивом становится обращение к прошлому и стремление повернуть время вспять, чтобы не допустить тех страшных событий, которыми характеризуются 1930-е гг. Передать переживания лирического субъекта помогает городской пейзаж – казалось бы, привычный, но внезапно ставший незнакомым и пугающим.
  • Лирический герой, в котором узнается сам автор, возвращается в Ленинград, однако называет город Петербургом и обращается к прошлому. Действие происходит во время жестоких сталинских репрессий, и вызванные ими переживания формируют основную тональность стихотворения и задают его настроение – тоскливое, скорбное, печальное. Лирическим «я» поэта овладевает непреодолимая ностальгия по тем временам, когда необратимые изменения еще не омрачили город.
  • Лейтмотивом становится обращение к прошлому и стремление повернуть время вспять, чтобы не допустить тех страшных событий, которыми характеризуются 1930-е гг. Передать переживания лирического субъекта помогает городской пейзаж – казалось бы, привычный, но внезапно ставший незнакомым и пугающим.
Композиция стихотворения линейная, оно относится к жанру элегии и содержит черты акмеизма как литературного направления. Стихотворный размер – анапест, рифмовка парная, характер рифмы – мужская. Каждая строфа содержит по две строки. Использованы различные средства художественной выразительности: анафора, метафоры, эпитеты, олицетворение и др. Поэтический синтаксис характеризуется как прямыми, так и инверсионными конструкциями. Автор использует звукопись для передачи атмосферы города.
  • Композиция стихотворения линейная, оно относится к жанру элегии и содержит черты акмеизма как литературного направления.
  • Стихотворный размер – анапест, рифмовка парная, характер рифмы – мужская. Каждая строфа содержит по две строки.
  • Использованы различные средства художественной выразительности: анафора, метафоры, эпитеты, олицетворение и др.
  • Поэтический синтаксис характеризуется как прямыми, так и инверсионными конструкциями.
  • Автор использует звукопись для передачи атмосферы города.
Смысл стихотворения «Ленинград» – в обращении к городу на Неве, вызывающем у лирического «я» поэта смешанные чувства, так как он не может принять реалии обновленного мира. Любовь к родному Петербургу смешивается с непринятием Ленинграда, ассоциирующегося с тоской, горечью и зловещим мраком. Идея заключается в тревоге автора как за свое будущее, так и за будущее всей страны. В наши дни произведение может выступать в качестве исторического источника, содержащего частную оценку происходящих в государстве в 1930-х гг. событий.
  • Смысл стихотворения «Ленинград» – в обращении к городу на Неве, вызывающем у лирического «я» поэта смешанные чувства, так как он не может принять реалии обновленного мира. Любовь к родному Петербургу смешивается с непринятием Ленинграда, ассоциирующегося с тоской, горечью и зловещим мраком. Идея заключается в тревоге автора как за свое будущее, так и за будущее всей страны.
  • В наши дни произведение может выступать в качестве исторического источника, содержащего частную оценку происходящих в государстве в 1930-х гг. событий.